Cловам обо мне - 300 лет!
Дэвид Юм (1711-1776) - философ эпохи шотландского Просвещения. В 1739-м году опубликовал в Эдинбурге первую книгу из двухтомника под названием: «!Трактат о человеческой природе». В ней есть раздел: «О познании». Вы не поверите, но когда я прочитал его, меня охватил мистический ужас от того, что это слова обо мне, хотя они и написаны без малого 300 лет! Судите сами:
«Я возбудил против себя неприязнь всех метафизиков, логиков, математиков и даже богословов: пристало ли мне удивляться, что меня осыпают оскорблениями? Озираясь вокруг, я отовсюду ожидаю возражений, противоречий, гнева клеветы и поношений; обратив же взор внутрь себя , я не нахожу ничего, кроме сомнения и неведения. Весь мир сговорился возражать и противоречить мне; а между тем слабость моя такова, что я чувствую, как все мои мнения сами по себе становятся шаткими и отпадают, не встретив поддержки и одобрения других люде. Каждый мой шаг с колебаниями, а при каждом новом размышлении я опасаюсь допустить ошибки и нелепости в своих заключениях. (Благодаря Всевышнему ещё никто из читателей моих статей не нашёл ни одной!).
Могу ли я быть уверен, что, отрешившись от всех установленных мнений, следую истине, и с помощью какого критерия я распознал бы её, если бы судьба наконец навела меня на ей след? После самого точного и тщательного рассуждения я не могу указать оснований , в силу которых должен согласиться с ним, и не чувствую ничего, кроме сильной склонности ярко представлять природные явления именно так, как они мне представляются. Один принцип – опыт знакомит меня с различными соединениями объектов в прошлом.
Другой принцип – привычка побуждает меня ожидать того же и в будущем. Оба же они , совместно действуя на воображение, заставляют меня образовывать некоторые идею более интенсивно и живо, чем другие, на которые это преимущество не распространяется.
Интенсивное рассмотрение разнообразных противоречий и несовершенств человеческого разума так повлияло на меня, что разгорячило мою голову, что я готов отвергнуть всякую веру, всякие рассуждения и не могу признать ни одного мнения, хотя бы более правдоподобным, чем другое. К счастью, если разум не в состоянии рассеять эту мглу, то для данной цели оказывается недостаточной Природа , которая исцеляет меня от этой философской меланхолии, от этого бреда , или ослабляя описанное настроение, или же развлекая меня с помощью живого впечатления, поражающего мои чувства и заставляющего меркнуть эти химеры.
Меня беспокоит мысль о том, что я одобряю одно и осуждаю другое, сужу об истине и лжи, о разуме и безрассудстве, не зная, какими принципами при этом руководствуюсь. Меня тревожит состояние всего учёного мира, который так прискорбно невежествен во всех этих вопросах.
Нам не только следует вообще уступать своей склонности к самым тщательным философским изысканиям вопреки всем нашим скептическим принципам, мы должны следовать этой склонности и тогда, когда она располагает к уверенности и убеждённости в отдельных вопросах. Легче отказаться от всяких изысканий и той уверенности , которую всегда порождает точное и полное рассмотрение предмета. В таких случаях мы готовы забыть не только всякий скептицизм, но всякую скромность и пользоваться такими выражениями, как: «это очевидно»; «это достоверно»; «это неопровержимо «, от которых, пожалуй, следовало бы воздержаться при должном уважении к читатеям».
Д. Юм Трактат о человеческой природе. О познании.