Cловам обо мне - 300 лет!

Михаил Глибоцкий
               
Дэвид Юм (1711-1776) - философ  эпохи шотландского    Просвещения. В 1739-м году опубликовал в Эдинбурге первую книгу из двухтомника под названием: «!Трактат о человеческой природе». В ней есть раздел: «О познании».    Вы не поверите, но когда я прочитал  его, меня охватил мистический ужас от того, что это слова обо мне, хотя они и написаны без малого 300 лет! Судите сами:         
       «Я возбудил против себя неприязнь всех метафизиков, логиков, математиков и даже богословов: пристало ли мне удивляться, что меня осыпают оскорблениями? Озираясь вокруг,  я отовсюду ожидаю возражений, противоречий, гнева клеветы и поношений; обратив же взор внутрь себя , я не нахожу  ничего, кроме сомнения и неведения. Весь мир сговорился  возражать и противоречить мне;  а между тем слабость моя такова, что я чувствую, как все мои мнения сами по себе становятся  шаткими и отпадают, не встретив   поддержки и одобрения других люде. Каждый мой шаг  с колебаниями, а при каждом новом размышлении  я опасаюсь допустить ошибки и нелепости  в своих заключениях.  (Благодаря Всевышнему ещё никто из читателей моих статей не нашёл ни одной!).            
       Могу  ли я быть уверен,  что,  отрешившись от всех установленных мнений, следую истине, и с помощью какого критерия  я распознал бы её, если бы судьба наконец навела меня на ей след? После  самого точного и тщательного рассуждения я не могу  указать оснований , в силу которых должен согласиться с ним, и не чувствую ничего, кроме  сильной склонности ярко представлять природные явления  именно так, как  они мне представляются.  Один принцип – опыт знакомит меня с различными соединениями объектов в прошлом.               
       Другой принцип – привычка побуждает меня ожидать того же и в будущем. Оба же они , совместно действуя на воображение, заставляют  меня образовывать некоторые идею более интенсивно и живо, чем другие, на которые это преимущество не распространяется.               
       Интенсивное рассмотрение разнообразных противоречий  и несовершенств человеческого разума  так повлияло на меня, что разгорячило мою голову, что я готов отвергнуть всякую веру, всякие рассуждения   и не могу признать ни одного мнения, хотя бы более правдоподобным, чем другое. К счастью, если разум не в состоянии рассеять эту мглу, то  для данной цели оказывается недостаточной Природа , которая  исцеляет меня от этой философской меланхолии, от этого бреда , или ослабляя описанное настроение, или же развлекая меня с помощью живого впечатления, поражающего мои чувства и заставляющего меркнуть  эти химеры.               
        Меня беспокоит мысль о том, что я одобряю одно и осуждаю другое, сужу об истине и лжи, о разуме и безрассудстве, не зная, какими принципами при этом руководствуюсь.  Меня тревожит состояние всего учёного мира, который так прискорбно   невежествен во всех этих вопросах.               
        Нам не только следует вообще уступать своей склонности  к самым тщательным философским изысканиям  вопреки всем нашим скептическим  принципам, мы должны  следовать этой склонности  и тогда, когда она  располагает к уверенности и убеждённости в отдельных вопросах. Легче отказаться от всяких изысканий и той уверенности , которую всегда порождает точное и полное рассмотрение предмета. В таких случаях мы готовы забыть не только всякий скептицизм, но всякую скромность и пользоваться такими выражениями, как: «это очевидно»; «это достоверно»; «это неопровержимо «, от которых, пожалуй, следовало бы воздержаться при должном уважении к читатеям».               
      Д. Юм  Трактат  о  человеческой природе. О познании.