Фильм Николая Лебедева Нюрнберг. Отзыв

Нина Ватрушкина 2
Фильм Николая Лебедева «Нюрнберг». Отзыв.

Лебедеву «необходимо делать фильм максимально зрелищным, - из отзывов о фильме «Нюрнберг». - В частности, для того, чтоб сегодняшние школьники хоть что-то узнали об этом процессе». Это справедливые слова. Я взяла с собой в кинотеатр 13-летнюю  внучку именно потому, чтобы она хоть что-то «узнала».

Фильм адресован 12+. Без частной линии до разума достучаться трудно.   Поэтому появляется выдуманное лицо — переводчик Игорь Волгин. Где-то тут, в Нюрнберге, находится его брат Николай; Коля, как пишет он в письме. Поиски брата закономерно выводят на знакомство с городом, послевоенной обстановкой, отношением населения к русским и, конечно, к любовной истории.

Что узнаем о городе конца 1945-1946 годов?  Находится в Западной части Германии, в зоне американской оккупации. Разбитый, голодный, несчастный, все время сумрачные тона, ни одного солнечного проблеска. Толпы людей ходят к городской стене, где выжившие пишут о себе в надежде найти своих родственников и близких.

На самом деле Нюрнберг был выбран для процесса над нацистскими преступниками, потому что он сохранился в более лучшем виде, чем другие города  Германии. И еще, потому что в Нюрнберге сохранился Дом юстиции, соединенный с тюрьмой.

Самому Нюрнбергскому процессу Лебедев, сценарист и режиссер, отдает достаточно времени, чтобы мало информированные взрослые и дети поняли, за что приговаривают главарей нацизма к смертной казни. Но почему-то все лица сливаются в одно, и только Геринг остается в памяти.

Он привлекает к себе внимание сразу, как только появляется в зале суда: высокий, в ладной светлой униформе, единственной светлой одежде среди серых лиц и фигур. Геринг — главный обвиняемый после Гитлера, но это сильный, не сломленный человек . Таким его представил датский актер Карстен Норгаард.


Лебедев составил свой сценарий по книге Александра Звягинцева «На веки вечные». А. Звягинцев  - профессиональный юрист, дослужившийся до должности заместителя генерального прокурора России. Писатель, автор нескольких произведений о Нюрнбергском  процессе, лично знал Руденко.

Выступление главного обвинителя от СССР  Р. А. Руденко на Нюрнбергском процессе я ждала с тревогой и интересом. С тревогой, потому что исполнитель роли Руденко Сергей Безруков с первых сцен оказался настолько схематичным, что ожидать блистательной речи  было маловероятно.

Ее и не было. Выступление Безрукова — Руденко осталось за кадром. Ну пусть так! Справедливость в конечном счете победила. Усилиями наших союзников сподвижники Гитлера были повешены прямо на экране.

Третье, о чем мне хотелось бы сказать в своем отзыве — отношение немецкого народа к происходящему. Ведь из этого родилось то,  с чем столкнулись сегодняшние школьники: возрождение нацизма и оголтелая  ненависть к русским.

Немцы побеждены.  Их главарей судят. Остатки нацистских группировок предпринимают отчаянные попытки помешать суду, казням, обелить свою нацию. В фильме сожаления о  миллионах погибших женщин и детей Советского Союза я не увидела.

Поэтому мне не жаль было немецкую женщину, хозяйку, на квартире которой жил Игорь Волгин, что ей нечего есть. Она по-прежнему ходит и срывает объявления Игоря, ищущего брата, просто, чтоб насолить хоть какому-нибудь русскому. Не жаль, потому что моя мама на Кольском полуострове жевала кору деревьев, чтоб заглушить голод. И за что теперь такая ненависть к ее правнучкам? Они пока просто школьницы и студентки. Хотя куском  хлеба, как и Игорь Волгин, я бы с этой женщиной поделилась.

Конечно, фильм Лебедева о Нюрнбергском процессе сделан «на злобу дня». Фильм — ответ на пересмотр истории. Трудно представить, чтоб Михаил Ромм в своем документальном фильме «Обыкновенный фашизм», снятом в 1965 году, стал бы уговаривать зрителей, что это не Советы виноваты, что не Сталин развязал эту войну.

Наоборот, в поисках документов о жизни Гитлеровской Германии, Ромм пришел к выводу, что собственный народ Гитлера не интересовал. Вот слова Ромма: «Не было ни скромных, ни богатых квартир, не было уличных сцен, кафе, газетных киосков, витрин, не было заводских цехов и рабочих кварталов, не было служащих и функционеров, не было школьников, студентов, домохозяек, рынков, торговцев, не было даже трамваев и пешеходов. Все это при Гитлере никого не интересовало. Мы просмотрели два миллиона метров материала - два миллиона! - и ничего не нашли».


Некоторые участники сегоднящних дискуссий призывают вместо фильма Лебедева посмотреть художественный фильм Стэнли Крамера «Нюрнбергский процесс», снятый в 1961 году. Он, лучше, ярче, правильней. Он ярче - это так, он талантливо и умно снят, его стоит посмотреть. Но он о другом судебном процессе, хотя и проходившем тоже в Нюрнберге. После основного суда над Герингом и другими высокопоставленными лицами проходили, так называемые, малые судебные процессы над исполнителями воли первых лиц. Стэнли Крамер рассказывает об одном из них. Это уже 1948-1949 годы.

И вот одна из цитат суда, показанного миру Крамером: «В этом конвеере смерти погибло 90 тысяч человек из Словакии, 63 тысячи человек из Греции, 11 тысяч из Франции, 90 тысяч из Голландии,  400 тысяч из Венгрии, 250 тысяч из Польши и Верхней Силезии, 100 тысяч из Германии». И все! Ни слова о Советском Союзе.

Фильм Лебедева слабее, чем «Экипаж» или «Легенда № 17», но он не менее важен. Он изначально осложнен. Он должен не только проинформировать, он должен переубедить убежденного, заставить не только задуматься, но и осознать, что происходит в нашем печальном мире и почему.

Что вынесла из фильма моя внучка, я надеюсь, она сама напишет в комментариях.