О родстве чеченского языка с хуррито-урартским

Хасан Бакаев
Чтобы выявить этнокультурные связи Чечни с регионами древней Передней Азии, нам в этой работе часто придется обращаться к теме языкового родства чеченцев-нахчийцев с древними хурритами и урартами, некогда населявшими обширные территории Ближнего Востока и Закавказья. По-видимому, носителями одного из хурритских диалектов являлись также этруски (см. об этом у В.В. Иванова [1, сс. 208-218], а также у В.Э. Орла и С.А. Старостина [2, сс. 105-106]), занимавшие в I тыс. до н.э. в северо-западные районы Апеннинского полуострова, между реками Арно и Тибр. Поэтому, предваряя основное содержание представленной работы, уделим в самом обобщенном виде внимание вопросам нахчийско-хуррито-урартского родства.
Следует также указать, что по мнению И.М. Дьяконова родственным хурритскому во многих своих проявлениях являлся так же и шумерский (старошумерский) язык, поскольку, как отмечает ученый, оба эти языка сложились на общем древнейшем субстрате [3, с. 51].

Прежде всего отметим, что хурритский и урартский языки, судя по всему, очень близки между собой и поэтому, как предлагал академик Б.Б. Пиотровский, их целесообразно рассматривать вместе [4, с. 113]. Тесной близости хурритского и урартского языков посвятил специальную главу в своей монографии и известный востоковед Г.А. Меликишвили, обосновавший эту близость лексическим и структурным анализом этих двух языков [5, сс. 89-92].

Впервые родство чеченского языка с хуррито-урартским стало предметом специального изучения в книге К.М. Туманова «О доисторическом языке Закавказья», изданной еще в 1913 году. К.М. Туманов был выходцем из старинного грузинского княжеского рода, получил блестящее европейское образование и, живя и работая в Тбилиси (Тифлисе), использовал в своей работе не только новейшие для того времени востоковедческие исследования, но и старинные закавказские письменные источники и документы. Поэтому его труд отвечает самым строгим научным требованиям и ценен до сих пор [6, с. 13].

Вкратце суть версии К.М. Туманова сводится к следующему. Под легендарным первопредком кавказских автохтонных народов Таргамосом, упоминаемым в своде древнегрузинских летописей «Картлис Цховреба» («Жизнь Грузии»), следует видеть какой-то древний могущественный народ, обитавший в «доисторические» времена в Передней Азии и Закавказье. Этим народом, по мнению К.М. Туманова, были халды-урартийцы. Под ударами соседних держав Урартское царство, в конце концов, пало и часть его жителей двинулась на север – в Закавказье и далее на Северный Кавказ. Путь движения таргамосиан-урартийцев отмечен топонимами, понимаемыми при помощи чеченского языка. Из этого, считал К.М. Туманов, следует, что язык урартских (ванских) клинописей родственен чеченскому и что предки чеченцев в глубокую древность обитали в Передней Азии, в границах государства Урарту. Таким образом, К.М. Туманов по праву может считаться основоположником теории родства урартского (хуррито-урартского) и чеченского (нахчийского) языков (подробнее его работу мы рассмотрим ниже). 

В последующем близкому этнолингвистическому родству между нахчийцами и хуррито-урартами уделили внимание такие известные ученые как Я. Браун и Г.А. Климов [7, сс. 50-51], Ю.Д. Дешериев [8, сс. 41-51], И.М. Дьяконов [9, сс. 21-24], [3, сс. 17-18], А.С. Чикобава [10, с. 8], Р.М. Мунчаев [11, Заключение], О.М. Джапаридзе [12, с. 112], А.Ю. Милитарев [13, сс. 10-11], И.М. Дьяконов и С.А. Старостин [14, сс. 164-207], Гернот Вильхельм [15, с. 25] и ряд других специалистов. Подводя промежуточный итог изысканиям в этой области, историк-востоковед А.П. Новосельцев писал:

«В наши дни окончательно решена этническая принадлежность урартов (алародиев), которые, как это основательно доказано, говорили на языке ныне исчезнувшей языковой группы (ближе всего к ней некоторые центрально-северокавказские языки – чеченский и ингушский» [16, с. 87].

В «Материалах по истории СССР», подготовленных для советских вузов, это родство получило следующую формулировку: «Урартский (как и хурритский) язык принадлежал к особой языковой семье, из современных языков наиболее близкими к ним являются некоторые языки Северного Кавказа (чеченский и ингушский)» [17, с. 7].

В вузовском учебнике по истории СССР родство чеченского и ингушского языков с урартским нашло такое отражение: «Древнейшим государством на территории нашей страны было Урартское царство в Закавказье. Слово "Урарту" (память о нем сохранилась в названии горы Арарат) – ассирийское, сами же жители называли свою страну Биайнили (отсюда – озеро Ван). Жившие вокруг этого озера племена алародиев (или урартов), говорившие на не сохранившемся до наших дней языке (из современных к нему наиболее близки чеченский и ингушский), еще в XIII в. до н.э. создали свой племенной союз» [18, с. 20].

В еще одном вузовском учебнике по истории Древнего Востока языковое родство чеченцев и ингушей с хуррито-урартами обозначено следующими словами: «Последним независимым государством хурритов суждено было стать верхнетигрской Шубрии (хурритское самоназвание "Хурри"). Маленькая Шубрия пыталась воплощать единство погибшей хурритской ойкумены, но была уничтожена ассирийцами в 673 г. до н.э. Хурриты, однако, оставались одним из крупнейших этносов Армянского нагорья и в середине – второй половине I тысячелетия до н.э. были известны своим соседям под именем "матиенов", т.е. "митаннийцев" как свидетельство памяти об их блестящем прошлом.

Реликтовые хурритские государства продолжали существовать и в последующие века (приурмийская Манна с хурритской династией – до аннексии мидянами ок. 590 г. до н.э., княжество Кордуэна на исконной горной прародине хурритов при Верхнем Забе – до армянской ассимиляции уже в раннесредневековые времена), но лишь в качестве вассалов или автономных провинций других держав. Этнос хурритов был ассимилирован ираноязычным населением на протяжении второй половины I тысячелетия до н.э. – I тысячелетия н.э. Из существующих в наше время народов к хуррито-урартам по языку ближе всего чеченцы и ингуши» [19, с. 371].

После издания капитальных словарей хуррито-урартских и чечено-ингушских языковых схождений, составленных И.М. Сигаури [20] и И.М. Булатбиевым [21], и насчитывающих многие сотни параллелей, в едином корне и особой близости хуррито-урартских и нахчийских языков не остается никаких сомнений.

Родство чеченского языка с хуррито-урартским вполне отвечает важному методологическому требованию, сформулированному известным болгарским специалистом по древним языкам В. Георгиевым так: «Отдельные слова или морфемы приблизительно одинакового значения в двух различных языках могут случайно совпасть по своему звуковому составу, не будучи родственными между собой; однако, если совпадают целые категории слов или морфем, случайность исключена и родство сравниваемых языков несомненно» [22, с. 44]. Именно такую близость мы и наблюдаем между чеченским (нахчийским) и хуррито-урартским языками. 
______________________________________

1. Иванов В.В. Древневосточные связи этрусского языка.//Древний Восток. Этнокультурные связи. М., «Наука», 1988 г., 208-218 С.
2. Орел В.Э., Старостин С.А. О принадлежности этрусского языка к восточнокавказской языковой семье.//Кавказ и цивилизации Древнего Востока. Орджоникидзе, изд-во «Ир», 1989 г., 105-106 С.
3. Дьяконов И.М. Языки древней Передней Азии. М., «Наука», 1967 г., 489 С.
4. Пиотровский Б.Б. Ванское Царство (Урарту). М., изд-во Восточной литературы, 1959 г., 341 С.
5. Меликишвили Г.А. Урартские клинообразные надписи. М., изд-во АН СССР, 1960 г., 460 С.
6. Бакаев Х.З. Вторая жизнь версии К.М. Туманова о происхождении вайнахов.//Археология и краеведение – вузу и школе. Тезисы докладов и сообщений Третьей региональной научно-практической конференции. Грозный, Типогр. ЧИГУ им. Л.Н. Толстого, 1989 г., 85 С.
7. Браун Я., Климов Г.А. Об историческом взаимоотношении урартского и иберийско-кавказских языков.//V (IX) Научная сессия Института языкознания Груз. ССР. Тезисы докладов. Тбилиси, 1954 г.
8. Дешериев Ю.Д. Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских народов. Грозный, Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1963 г. 555 С.
9. Дьяконов И.М. Предыстория армянского народа. Ереван, АН Армянской ССР, 1968 г., 180 С.
10. Чикобава А.С. Проблема родства иберийско-кавказских языков.//Тезисы докладов на научной сессии по сравнительно-историческому изучению иберийско-кавказских языков Северного Кавказа. Махачкала, 1965 г.
11. Мунчаев Р.М. Кавказ на заре бронзового века. М., «Наука», 1975 г. 416 С.
12. Джапаридзе О.М. К раннему этногенезу кавказских племен.//Сб. ТГУ: Историко-филологические разыскания. Ч. 1. Тбилиси, 1980. г., 7-36 С.
13. Милитарев А.Ю. Услышать прошлое.//Знание – сила, 1985 г, № 7, 9-12 С.
14. Дьяконов И.М., Старостин С.А. Хуррито-урартские и восточно-кавказские языки.//Древний Восток. Этнокультурные связи. М., «Наука», 1988 г., 164-207 С.
15. Гернот Вильхельм. Древний народ хурриты. Очерки истории и культуры. (Пер. с нем.). М., «Наука», 1992 г., 155 С.
16. Новосельцев А.П. Древнейшие государства на территории СССР. Некоторые итоги и задачи изучения.//История СССР, 1985 г., № 6.
17. Материалы по истории СССР. Для семинарских и практических занятий. Выпуск 1. М., изд-во «Высшая школа», 1985 г. 303 С.
18. Павленко Н.И., Кобрин В.Б., Федоров В.А. История СССР с древнейших времен до 1861 года. (Учебник для педагогических институтов), М., изд-во «Просвещение», 1989 г., 559 С.
19. Александрова Н.В., Ладынин И.А., Немировский А.А., Яковлев В.М. Древний Восток. Учебное пособие для вузов. М., «Астрель»: АСТ 2008 г., 654 С.
20. Сигаури И.М. К истокам и ареалам нахского этноса. Т. I. По данным лингвистики. М., «Academia», 2016 г., 689 С.
21. Булатбиев И.М. Урарто-нахский словарь. Нальчик, ООО «Печатный двор», 2017 г., 111 С.
22. Георгиев В. Вопросы родства средиземноморских языков.//Вопросы языкознания, 1954 г., № 4, 42-75 С.