День рождения N 1

Лысенко Светлана
Идём с Иркой по залитому весенним солнцем проулку. Тепло, пышная свежая зелень кругом. Мы только что закончили первый курс и были счастливы.
Я чувствую себя растворённой в этом свежем весеннем воздухе, щурю глаза от яркого солнца и вдруг слышу от Ирки такие слова:
- Ты хотела бы выйти замуж?
- За кого?
- Сначала скажи – хотела бы или нет?
- Странный вопрос, – опешила я.
Мне он показался даже немного оскорбительным. Тоже мне, подружка, такие вопросы задаёт! Недавно я прочитала в журнале «Работница», что девушке лучше выходить замуж в 18-22 года. Мне уже исполнилось 18 лет, но претендентов на роль жениха я перед собой не видела. Да и рановато ещё, можно подождать.
- А ты сама хочешь?
Ирка уже сердится, вот дура, да что это она?
- Я тебя спросила, потому что один парень интересовался, хочешь ли ты замуж?
Заинтриговала.
- Кто это?
- Он просил не говорить, кто,  пока не ответишь, что хочешь замуж.
Ну, дела…Решила схитрить.
- Хорошо, хочу замуж. Так кто он?
- Женька.
Я была разочарована. Надо же! Оказалось, это тот парень, который вчера обмахивал меня своей курткой, пока я играла в бадминтон. Я тогда обыгрывала всех, устала (играли на вылет), вот он и направлял на меня освежающий ветерок. Женька, конечно, был добряк и просто славный парень. Но чтобы замуж за него идти – нет, это не моя пара. Он мне, вообще, показался каким-то Квазимодо. Страшненький, низенький, да ещё и в возрасте – старше своих однокурсников.
- Нет, Ира. За Женьку не хочу замуж, – фыркнула я, – но я, вроде, ничем его не соблазняла.
На этом тема была исчерпана, и мы больше об этом не говорили.
***

Прошло четыре года. На днях мне должно было исполниться 22 года. Пора выходить замуж – как в «Работнице» велели. Но жениха как не было, так и нет.
За это время в моей жизни кое-что изменилось.
Я перешла из Авиационного института с факультета Систем управления в «институт напротив», как говорили, потому что он был через дорогу, – Пищевой, на экономический факультет. Туда меньше всего пришлось досдавать экзаменов. Перевод мой, главным образом, объяснялся ревматической атакой и годичной академкой. К счастью, как мне сказали тогда, я легко отделалась. Порока сердца не осталось.
Можно было, конечно, перевестись на экономический факультет в Авиационном институте, но я так обиделась на этот трудный ВУЗ, что решила вообще его покинуть (о чём потом очень жалела). Со всеми знакомыми оттуда порвала связи. Мне казалось, что все они должны были меня презирать за мою слабость. Они борются, учатся, а я ищу лёгких путей. Только Ирку в друзьях оставила, и то больше по её инициативе.

Итак, я живу в общежитии Пищевого института, и мне скоро стукнет 22 года. Жизнь летит, много глупостей совершается, какие-то несерьёзные парни вокруг меня крутятся… Пару месяцев назад я решительно отогнала от себя студента грузина, который ухаживал за мной. Я было подумала… Но нет, не то… Но где же принц на белом коне? И я плачу…

Ко мне подходит Вера, подружка по комнате, и говорит:
-  Ты училась в МАИ, почему у тебя нет оттуда знакомых парней? Наверняка, есть. Пригласи кого-нибудь на свой день рождения. Что мы, одни девчонки будем праздновать?
Мне жаль стало девчонок. Действительно, почему? У нас здесь с парнями плохо было. А там – красавцы, умные, смелые, настоящие. Когда я в МАИ училась, легко можно было составить компанию, но теперь… Я растерялась. Но так хотелось порадовать девчонок. И я обратилась к своей неизменной подруге Ирке.
- Девчонки просят. Помоги собрать компанию из мальчишек. А то девичник какой-то получается.
Ирка рассердилась:
- Как я тебе их соберу?
Я, конечно, понимала её трудности, но ждала, что умная Ира как-то решит эту проблему. И она решила:
- Завтра будет защита диплома у Женьки. Я могу после защиты пригласить его с друзьями к тебе.
Я поморщилась. Опять Женька. Ведь я ему когда-то отказала. Ну, да ладно. Ради девчонок. А там как-нибудь вырулим.
- Хорошо.
***
 
Женька, как мне потом рассказали, обрадовался предложению Иры. Хотя его друг Юра был против:
 - Идти куда-то в неизвестную компанию… Лучше в своём кругу посидеть, в твоём общежитии.
- Нет, это такая девушка! Ты не знаешь. Пошли!
Женька, похоже, «эту девушку» представлял в виде приза ко дню защиты диплома. Наконец, она дозрела до замужества. 
И все гурьбой пошли праздновать мой день рождения.

Надо было знать обстановку в нашем недавно построенном общежитии. Высотное кирпичное здание современного типа. В каждой квартире – две комнаты и ванная. Кухня, как полагается, была общая, а на первом этаже – прекрасная столовая. Руководство института очень гордилось новым общежитием. Порядок был образцовый.
А тут в вестибюль вваливается разудалая компания и сразу ломится к лифту, чтобы подняться на наш 14 этаж.
Вахтёр, увешанный медалями и значками, опешил от такой наглости – не предложив документы, даже не поздоровавшись! Его тут все уважают! Он любил рассказывать про своё заслуженное прошлое, и его называли «Коммунистом» (ничего против этого не имею, так получилось). Он трепетно относился к своей должности и теперь грозно накинулся на ребят:
- Поччччему не показываете документы?!
Парни тут же их показали. Но поздно. Оскорбленный вахтер отказался их пропускать – больно уж компания показалась ему сомнительной. Чужеродной какой-то.
- Не пущу!
Ребята попросили какого-то паренька подняться ко мне и сказать, что их не пускают.

Мы наверху ждём компанию. А её нет. Стол накрыт, все девочки красиво причесаны и одеты. Я в новом эффектном брючном костюме малинового цвета, ткань бархатистая, с растительным узором, полупрозрачная. Костюм несколько провокационный, но праздник же, день рождения.
- Света, ты как Золушка! – восхищённо говорит Люда, моя одногруппница и подружка по общежитию.
Тут приходит к нам какой-то паренёк и выпученными глазками оглядывает нас (много у нас учится таких – виноделие изучают), и с многозначительным видом говорит:
- Внизу спрашивают Свету.
Узнав, что это я, с любопытством оглядел меня всю и ушёл.
Я спустилась вниз. За это время ребята развили бурную дискуссию  с Коммунистом. К нему присоединись, поддерживая начальство, какие-то местные сотрудники. Громче всех выступал электрик, молодой парень. Среди глазеющих общежитских я заметила одного активиста, друга моего грузина-ухажера, из тех же краёв. Он с глубокомысленным видом на это всё взирал. Я попросила его помочь мне, поскольку думала, что он был другом и мне. Но тот лишь с трагическим видом помотал головой. Просила, конечно, и Коммуниста пропустить моих гостей на день рождения, но он был неумолим:
- Нет, раз они сразу документы не показали, значит всё!
Женька распалялся. Друзья его поддерживали. Я в растерянности присела на краешек стола у стены.
Вдруг из-за моей спины кто-то из ребят Женьки что-то сказал, не помню что, но я услышала приятный, бархатистый и, одновременно, твёрдый тембр. Повернулась на голос и увидела интересные карие, слегка миндалевидные глаза в обрамлении чуть загибающихся ресниц.
Видя бесполезность разговора, Женька предложил:
- Света, а давай пойдём к нам?
- Хорошо, – ответила я,  – сейчас мы соберём еду и придём.
- А мы пока подготовимся, – сказал Женька, назвал номер комнаты в их общежитии, и они ушли.
Меня так  поразили голос и глаза того паренька, что я поняла – это неспроста. Но ведь скажешь потом кому – не поверят. И я решила эту ситуацию как бы «застолбить» (слово у меня такое в мозгу возникло). И поднявшись наверх, сказала Вере:
- Вот если у меня с одним парнем что-то получится, то я не удивлюсь.
Верка не обратила на это никакого внимания – мало ли какие мысли подобного рода приходят девчонкам в голову?
***

Когда Женька со своими ребятами шёл через подземный переход, они наткнулись на электрика. Не повезло ему (и нам всем), потому что распалившийся Жека решил его побить, и с воплем, обращённым к своим ребятам, типа «Навались!», стал его лупцевать. Электрик получил своё и быстро ретировался с поля боя. Женька обиделся на Юру:
- Почему не поддержал?
- Не люблю, когда все – на одного, – сказал Юра.
***

Вот мы явились  в маёвское общежитие со своей нехитрой студенческой снедью. Разделись. Ребята нам помогали. Перед собой я увидела того кареглазого паренька, теперь уже без шапки и пальто, и мне бросились в глаза его довольно изящные движения и стройная фигурка в чёрном костюме.
Расселись за Т-образный стол, собранный из двух. По бокам –  кровати и стулья. Меня, как виновницу торжества, посадили во главе стола на журнальный столик, а рядом оказался тот, с глазами и голосом. Его звали Юра. В комнату заглянул какой-то парень романтического вида, посмотрел на меня и воскликнул:
- Невеста!
Мы с Юрой сидели на возвышении рядом, и если я – невеста, то он, получается, – жених.

Справа от Юры сидела Ира. Она блокировала его какими-то разговорами. Я хотела тоже поучаствовать, ведь слева от меня никого не было, но Ира резко меня одёрнула:
- Это не бабьи разговоры!
Я опешила, хотела сказать: «А ты-то кто?». Но передумала, потому что поняла – Ира строит планы на этого мальчика, и я решила ей не мешать.
Да, Ира изменилась. На праздник к подруге пришла в синей спортивной толстовке. Ходит с Женькой в какую-то альпинисткою секцию, где одни ребята. Сейчас сидит, курит. Куда делся её романтический образ, в котором она пребывала со мной на первом курсе? Я увидела, что моя не слишком красивая подруга решительно старается устроить свою жизнь. Скоро диплом, распределение. Куда ещё пошлют? А тут такой интеллигентный мальчик, симпатичный.
Всё, я не мешаю. Сижу себе, именинница, скучаю. Ногами под столом машу. Вижу, Юра с любопытством косится на мои болтающиеся ноги. Прекратила болтать ими. Потом Юра попросил меня что-то передать ему с моего конца стола. И так тепло своими бархатными глазами на меня смотрит! Нет, я верная подруга. И чуть ли ни резко сую тарелку ему с этим чем-то.  А он как будто понимает, почему я так себя веду, и не обижается.

Начались танцы, полумрак, музыка.
Дверь комнаты не закрывалась и какой-нибудь случайно вошедший студент,  увидев цветник из наших девушек, восторженно говорил:
- Всё, я остаюсь!

Веселье было в разгаре. Уже намечаются какие-то стабильные пары. Ира явно завладела Юрой. Что-то ему говорит, говорит, а он тактично слушает, и они постоянно танцуют что-то медленное. Я танцую с разными ребятами. Женька – тоже с разными моими подружками.
У меня передышка, я присела на стул. Сморю, Юра что-то говорит Ире, показывая на стол, – мол, хочу попить воды. Она отпускает его. Стоит посреди комнаты ждёт, когда он вернётся.
Но он не вернулся. А от стола подошёл ко мне и пригласил на танец.
И я пошла.

Ира гневно размашисто накинула на себя пальто и быстро ушла. Она всё поняла. С этого момента я потеряла подругу.

А на меня сквозь полумрак смотрели ласковые сияющие бархатные глаза. Юношеское горячее дыхание с винным ароматом обволакивало меня. Юра прижался к моей щеке своими тёплыми пухлыми губами и стал вдруг горячо рассказывать… про Марс, про освоение его. У него дипломная работа была на эту тему. С распахнутыми глазами и большим интересом слушала я его и потом сама рассказывала ему про наше Северное сияние, про то, какая у нас замечательная природа и какой чудесный мой родной городок Оленегорск.

- А ты откуда? – спросила я Юру.
Я думала, что он из Сибири, потому что, как мне показалось, я уже довольно хорошо разбиралась, кто откуда. Молодой человек показался мне несколько закрытым, на раскрепощённых москвичей непохожим и на наших северных, с распахнутой душой, – тоже. А сибиряков я не знала, потому так и решила.
- Из Москвы,  – последовал ответ.
- О, да ты совсем принц, – сказала я, несколько с иронией, зная, как наши девушки охотятся за москвичами. Я же, вся из себя романтическая, готова была идти за любимым хоть на край света.
Заметила, что Юре был приятен мой полукомплимент.
***

Праздник заканчивался. Юра пошёл меня провожать. Но, предварительно, он попросил:
- Мне надо позвонить родителям. Давай зайдем в метро? Оттуда позвоню.
Пришли в метро «Сокол». Он звонит, и я слышу, говорит родителям:
- Я сегодня не приду ночевать.
Я спросила его:
- Где же ты собираешься ночевать?
- Там же, где и ты.
Я засмеялась – ну и нахал!
- Я буду ночевать у себя в общежитии, – говорю ему.
Но Юра показал на часы, на которых стрелка приближалась к 12 часам – время, когда закрывают общежитие. Мы не успеем. Как же он меня подвёл! Куда мне теперь идти? К Коммунисту ломиться я не буду. Но и не идти же к Женьке ночевать? Про Иру я и не вспомнила. Некуда идти.
И Юра предложил прогуляться по ночной Москве.
***

Мы опустились в метро и поехали в Центр. Я доверилась Юре в выборе маршрута в этом нашем ночном путешествии по зимней Москве.
И он привёз меня в Александровский сад. Мы ходили вдоль древних стен Кремля по дорожкам слабо освещённого сада. Да и кто будет гулять здесь ночью? Вот только мы зачем-то приехали. На лысых деревьях спали нахохлившиеся вороны. Приехала большая тёмная снегоуборочная машина. Мы старались не попадаться ей на пути и, вообще, не мешать, поэтому вскоре ушли оттуда. 
Я уже стала уставать, и мне хотелось спать. Зашли в подъезд красивого старинного дома. Лестницы были широкие, подоконники – тоже. Мы сели на один из них, и я уткнула лицо в цыплячью с косточкой шею Юры. Вошла в подъезд девушка, покосилась на нас и быстро-быстро побежала наверх.
Мне было неудобно так сидеть, пугать людей, и мы вышли опять на улицу. Юра разбудил таксиста, спящего в машине с зелёным огоньком, и мы поехали на Сокол. Пошли к нашему общежитию – вдруг оно уже открыто? Недалеко сонно мела снег дворничиха. Взглянула на нас, понимающе, и со вздохом сказала:
- Вот и не спится молодым…
Общежитие было закрыто. Юра по пожарной лестнице с торца здания залез на второй этаж и попробовал открыть балкон. Но ничего не получилось. Мы ещё помаячили где-то рядом, и я уже пошла домой. Вижу, Юра мнётся – а что же дальше? И я сказала:
- Моя комната 273.
***

Поздним утром я открываю глаза, и мне девчонки говорят:
- Пришёл Юра, сидит в другой комнате.
 Лихорадочно привела себя в порядок.
Я каждое утро на несколько минут завивала волосы на термобигуди, предварительно подержав их пару минут в горячей воде. Потом – традиционный начёс и укладка. Умылась, оделась и в домашнем халатике из бархатного вельвета, привезённого мне из Германии братом (помню, как одна подружка из общежития умоляла меня продать его) и в лаковых полутуфельках на низком каблучке – я так ходила всегда, вышла к Юре.
Помню, как он ласковыми, чуть ли не жадными глазами смотрел на меня. Потом мне Юра рассказывал, как он проснулся дома и спросил себя:
- А с кем это я вчера познакомился? А какие у неё ноги?
О, мужчины!
Похоже, он остался доволен увиденным.
Этот день был воскресенье, и одна из моих соседок по квартире устроила обед по случаю даты кого-то из её родни. Ели вкусный борщ, была тёплая обстановка, посидели очень хорошо.

Тут пришёл кто-то и сказал, что меня вызывает к себе комендант. И я пошла к нему.
***

Постучала в дверь коменданта, заглянула в комнату. Там сидел седой старичок, взглянул на меня и устало сказал:
- Подожди, девочка, не до тебя.
- Мне переедали, что меня вызывали, – назвала я свою фамилию
Комендант внимательно посмотрел на меня, вздохнул и сказал:
- Ну, заходи.
В комнате, кроме коменданта, сидели у стены милиционер и кастелянша, кажется. Все с любопытством и строго на меня смотрели.
Милиционер сказал:
- Вчера в общежитии компания парней, шумно рвалась к вам, без предъявления пропусков.
- Но они показывали…
- А потом в переходе они избили нашего электрика. Кто эти ребята?
- Не знаю. Подружка кого-то приводила. Но их не пустили.
- У вас будут неприятности. Вам устроят товарищеский суд. Вам хочется этого? Вас могут выселить из общежития. Скажите, кто они?
- Я не знаю, – на честном глазу врала я, хотя понимала, что это выяснить довольно легко.
Решила,  буду упираться до последнего, потому что не пойму, в чём моя вина, да и тех ребят – тоже. Ну, Женька в переходе дал в глаз этому электрику за то, что тот не по делу выступал тогда, испортил всем праздник. Чисто по-мужски, один на один. А в холле, вообще, ничего особенного не было.
***

После коменданта мы пошли с Юрой гулять. Я, конечно, расстроилась.
- Если выселят из общежития, что я скажу маме? За что? За аморальное поведение, что ли? Не знаю, что делать?
- А ты скажи им про нас.
- Нет, не буду. Не хочу ещё и вас втягивать в эту историю. Может, само как-нибудь поутихнет. Но ведь и не отстанут сразу! Что же делать?
- Я знаю, что делать, – вдруг сказал Юра.
Я с сомнением хмыкнула, не веря, что есть благоприятный выход из создавшегося положения:
- Какой?
- Выходи за меня замуж, – твёрдо сказал Юра.

Я растерялась. Я совершенно не была готова к такому повороту событий.
- Не шути такими вещами, – сказала я.
- А я не шучу. Выходи за меня замуж, – ещё увереннее сказал Юра.
Я посмотрела ему в глаза и поняла, что он не шутит.
Меня вдруг тоже охватил азарт этого авантюризма. А что? Не зря, наверное, мне вчера исполнилось 22 года.
Я согласилась.

Когда я вернулась в комнату общежития, то сказала Вере:
- Помнишь, я вчера говорила тебе про одного парня, что не удивлюсь, если у меня с ним что-то получится? Так вот, этот парень сделал мне предложение.
Вы бы видели её лицо! Она просто обалдела. И все девчонки загалдели:
- Выходи! Выходи!
Хотя до этого активно выдавали меня замуж за того грузина.
***

Следующий день был посвящён знакомству с Юриными родителями. Мы шли пешком от Сокола до их Беговой. Я робела, и Юра был напряжён. Перед домом он оценивающе взглянул на меня и всполошился:
- Почему у тебя шея открыта?
У меня там свитер выглядывал, но Юра снял с себя шарф и умотал им моё горло. Когда дверь открылась, испуганные четыре глаза родителей уставились на нас. Конечно, они увидели на мне Юрин шарфик. И я поняла Юрин жест с шарфиком, и родители, должно быть, тоже поняли: «Не обижайте её, она находится под моей защитой».
Однако все приняли меня хорошо, угощали фруктами, сладостями, Пришла тётя Юры и с улыбкой попросила меня:
- Познакомь моего сына с такой же девушкой, как ты.
Я потом познакомила его с Людочкой, но что-то у них не сложилось.

На следующий день пошли звонить моим родителям. Юра встретил меня у телефонной станции. Достал из-за пазухи букет гвоздик, одна уже сломалась. Я немного опоздала, и видно было, что Юра волновался, сказал:
- Боялся, что ты не придёшь, передумаешь.
Мне пришлось тоже огорошить родителей предстоящей свадьбой.
***

События, яркие и не очень, приятные и нет, развивались стремительно.
На 4 день нашего знакомства мы должны били подать заявление в ЗАГС.
Первых пар в институте у нас не было. Мы с Людой на это время были записаны в Чародейку, и там мне сделали великолепную причёску с лёгкой химией – это была новинка. Людочка сделала себе пёстрый меланж.
Мне все делали комплименты, а на необыкновенную в то время причёску подруги почему-то не обратили внимание.
Между парами к нашей аудитории подошёл Юра. У него был отпуск после защиты диплома, поэтому он был свободен.
Я к нему вышла в этой своей шикарной причёске и сером в обтяжку грубой вязки свитере с поясом из этой же шерсти на бёдрах. Только узкая полоска короткой прямой чёрной юбки выглядывала из-под свитера. На ногах у меня были изящные югославские из тоненькой чёрной кожи сапожки – тоже подарок от брата. Мы стояли у окна, и я рассказывала Юре, как электрик, в моё отсутствие, уже несколько раз приходил к нам и ругался на меня, показывая девчонкам, какой синяк под глазом поставили мои друзья.

Тут в окно я увидела этого электрика, как он заходил в подвал нашего здания, и сказала об этом Юре.
Он внимательно проследил за электриком и вдруг куда-то засобирался. Мы простились до конца моих занятий.
Потом Юра рассказал, что встретил в подвале этого электрика и потребовал от него, чтобы он оставил меня в покое.
Я напугалась – что-то ещё опять будет? Но всё обошлось. Электрик больше к нам не приходил.

Мы подали заявление в ЗАГС. Через два месяца нас должны были расписать.
Однако до меня дошли разговоры, что декан требует проведения в общежитии собрания с разбором моего поведения.
Юра сказал:
- Переезжай ко мне.
Я в испуге согласилась.
- Хорошо, завтра.
Расстроенная, я доверительно рассказала об этом своей любимой преподавательнице, которая вела у меня курсовой проек. И она мне посоветовала:
- Не надо. К свекрови надо приезжать на коне. А не побитая.
Я согласилась с ней и осталась в общежитии до свадьбы.
А Юра огорчился:
- Я подготовился…
Ничего, преподавательница права.

Ещё очень дельный совет дала мне моя родственница. Я навестила её, принесла с собой коробочку конфет, поплакалась ей на мои неприятности. Она вернула мне коробочку конфет и сказала:
- Отнеси её коменданту и попроси прощение.
Я так и сделала. Комендант принял со вздохом подношение, и… с этого момента неприятные события стали сворачиваться.

Ко мне пришёл председатель студсовета и сказал:
- Декан требует проведения товарищеского суда. Мы ему сказали, что всё уже сделано. Если декан с тобой об этом будет говорить, ты скажи, что собрание провели и ты раскаиваешься.
Я обещала. Но декан меня ни о чём не спрашивал.
И теперь нас ждала свадьба и долгая счастливая жизнь.
***

Эпилог

На днях случился очередной день моего рождения – день нашей с Юрой встречи.
Ровно 50 лет прошло с тех пор.
Мы перебираем каждый день после той нашей встречи:
- А помнишь?..

Я допытывалась у Юры:
- Вот меня сразу поразили твой голос и глаза. Ты таким родным мне показался! А какое первое впечатление я на тебя произвела?
- Я помню, как ты в красном костюмчике, тогда в вестибюле, уходила к себе наверх, – ответил мне муж.
И я догадалась. Он тоже тогда понял всё о нас. Понял, что встретил свою девушку. И ему не хотелось, чтобы она уходила.
Я и не ушла.

P.S. Изображение взято из открытых источников.

Продолжение http://proza.ru/2023/03/13/907