Дорога к Храму и обратно

Евгений Пырков
Ни богу свечка, ни черту кочерга

Если Бога нет в нас, то его нет нигде.
Вольтер


А ведь какой вой стоял про  «общечеловеческий» большак, свернув с которого мы блуждали во тьме «последние 70 лет», и про «дорогу к Храму», без которого никак не прожить!!

Безуспешно безбожники вспоминали  первобольшевика Стефана, который  проповедовал в Иерусалиме слово Божие, делая из Него вывод,  что «Всевышний не в рукотворенных храмах живет». Богословами-начётчиками эти слова были расценены как богохульство, и Стёпу  притянули к суду. Когда его по древнему обычаю побивали камнями,  делая Первомучеником,  Стефан  молился о своих убийцах – не то что некоторые.

Ещё безуспешнее было вспоминать Ленина, который говорил:  «Свобода народа обеспечена лишь тогда, когда народ действительно устраивает без всякой помехи союзы, собрания, ведет газеты, издает сам законы, выбирает и сменяет сам всех должностных лиц государства, которым поручается проведение законов в жизнь и управление на основании законов».  Народ же большинством голосов и решает, строить собор или есть более важные статьи расходов.

Да и сам Патриарх, запуганный Большой Заразой, видя, как вымирают после сборищ в церкви целыми общинами во главе с недрогнувшими в вере предстоятелями,  дал слабину: «Пример Марии Египетской свидетельствует о том, что и без посещения храма можно спастись».
 Причём спастись в схроне гораздо надёжнее, чем в храме.
А куда ей было деваться, если Невидимая Сила не пускала её в храм? Потому как уж больно распутной была будущая святая, за всё расплачивавшаяся с 12 лет собственным телом, прям как звезда «Комсомолки» Дашка Золотая Титька. Причём это была не Невидимая Рука Рынка, которая весьма зримо шарит по нашим карманам.
Тщетно  в течение многих веков призывали здравомыслящие люди сперва накормить голодных и одеть нагих.  Напрасно известный богослов-вольнодумец  Блез  Паскаль призывал толстосумов «делиться с бедными благами земными, если они желают впоследствии обладать вместе с ними благами небесными».  Не верят эти ребята в Загробную Жизнь,  предпочитая поклоняться Золотому Тельцу.  Причём их жадность просто поражает. Во времена царизма и полного господства церкви  отдала Богу душу М.В.Кашина, жена знаменитого в то время столичного ростовщика Кашина, сосланного за ростовщичество и в ссылке давшего дуба на лесозаготовках. Сегодня для ростовщиков наступили райские времена.  М.В.Кашина жила в ужасной нищете в крошечной конуре. Когда же несчастная преставилась, у покойной было найдено в матраце деньгами и ценными бумагами 2 000 000 руб.  Такие скорее за рубль удавятся, нежели поделятся им с ближним.
Некоторые богоборцы даже намекали, что сперва хорошо бы восстановить здоровье детей, а потом уже Собор и дорогу к нему. Но бывшие партбойцы, одержимые бесом богостроительства,  вернули собору  исторический облик, путём потери человеческого. Ой, недаром Ленин собирался сечь Луначарского за богоискательство!
Заодно в окрестностях  уничтожили всё, что имело отношение к культуре – исчезли детские  кружки и прочее. На дороге к храму не должно быть ничего лишнего.
Дело привычное. Дорвавшись до власти, церковники принялись запрещать любые праздники, увеселения, гульбища, состязания и соревнования, закрыли театры и даже бани, ибо истинный христианин никогда не моется. Что Европа и делала  тысячу  лет.

  Много столетий скорбели церковники, что прихожане, которых приглашают в храм, позевывают, почесывают зад, сонно потягиваются  и ссылаются на непогоду. Боялись, что смоет, что ли?  "Но аще плясцы или гудци, или ин кто игрець  позоветь на игрище или на какое зборище идольское - то вcu тамо текут (несутся, как угорелые), радуяся ... и весь день тот предстоят позорьствующе (пялясь) тамо... А на позорищех ни крову сущю, ни затишью, но многажды дождю и ветром дышющю или въялици - то все приемлет радуяся, позоры дея на пагубу душам". А в церковь Божью, где в отличие от позорищ нет осадков, где "покрову сущю и заветрию дивну", их можно загнать токмо репрессиями.

Кирилл Туровский в числе "злых и скверных дел, их же ны велить Христос отступити", называет "плясанье, бубны, сопели, гусли, пискове, игранья неподобные, русалья". А у нас лицедеи называют себя верующими – и это сходит им с рук.

Другой церковник тщетно предупреждает, что адскими муками будут наказаны "игры, глаголемые куклы и скоморохи и русалиею пляшущая и вся игрища бесовскаа".

Проиграв битву за умы и сердца, церковники  в  отместку запрещали хоронить скоморохов и прочих лицедеев на церковных кладбищах, а запрет на посещение театра учащимися  в России действовал чуть ли не до Переворота.  Посещать театр гимназистам можно было только с родителями и только по разрешению начальства. Однако, гимназисты – Чехов, например -- ухитрялись пробираться в театр  с привязанными бородами, в синих очках и в извлечённых из нафталина отцовских  прикидах.
А слушателям духовных учебных заведений посещение театра  и вовсе запрещалось. Запрет кончился тем, что в Пензе семинаристы стреляли в своего начальника семинарии.

Поэтому, когда в Пензе сгорел на дороге, ведущей к храму, театр -- это было воспринято как Знак Свыше, исправивший недоработку подчинённых.  Примечательно, что сгорело позорище на позор всего передового человечества – бывают же такие совпадения -- сразу же после проведения большой починки. На которой явно кто-то слишком много заработал.  А причина так и осталась невыясненной, поскольку поверить в замыкание проводки при включении в сеть только двух маломощных  лампочек аварийного  освещения затруднительно. Тем не менее, пожар списали на замыкание проводки, а потраченные на починку средства – в убытки.

- Закончилось долготерпение Божье, -- вздыхали бывшие партработники и крестились. А начитанные в старославянском батюшки добавляли:  "Мнози невегласи на игры паче текут, неж к церкви; кощуны и ****ословие любят более книг"

А  ****ословие как раз в это время победило вместе с прочими американскими духовными ценностями и звучало не только по гадющникам и подворотням, но с экранов и подмостков. Известный ведущий Дибров назвал это мероприятие «дали «совку» по морде». Точнее сказать, метились в «совок», а попали по морде Матери нашей, Святой Православной Церкви, которая боролась с матом тысячу лет. Потому как мат – это тоже молитва, только языческая. Недаром же христиане так любили строить свои храмы на намоленных местах языческих капищ.
В общем, строили дорогу к Храму, а она повела в обратную сторону.