Осеннее танго... Ч. 1

Юрий Линна
- Скоро ваша станция1 - Отворив двери моего купе объявил кондуктор. - Осталось минут десять!
- Спасибо, любезный! – Я подхватил свой саквояж и по узкому коридору, покачивающегося на стыках рельс вагона, направился к выходу.
Поезд замедлял ход. Он несколько раз дернулся и, наконец, пронзительно заскрипев колесами, остановился. Кондуктор протер поручни и помог мне сойти на перрон по крутым ступенькам. Паровоз дал свисток и состав, содрогаясь, как в эпилептическом припадке, стал медленно набирать скорость. Вскоре последний вагон скрылся за поворотом, стук колес перестал быть слышен и наступила тишина. Я огляделся. Маленькая станция. Точнее полустанок. Деревянный, местами прогнивший перрон и вокруг лес! Я вытащил часы и открыл крышку. Заиграла тихая мелодия. Время давно перевалило за полдень и было уместно думать, что скоро наступит вечер.
 Я направился к небольшому строению, по всей видимости домику станционного смотрителя. Дверь оказалась заперта.  Все вокруг говорило о том, что здесь редко останавливаются поезда и должность начальника станции давно упразднена за ненадобностью.
Я огляделся. По-прежнему ни души. Честно говоря, мне стало даже немного жутковато. Оказаться одному в незнакомом месте в преддверии вечера удовольствие довольно сомнительное. 
Я обошел домик и увидел старый гостинец, уходящий в лес. Ну, что, делать нечего, нужно идти. По моим расчетам усадьба должна находиться где-то в километрах пяти от железной дороги. В конце концов со мной револьвер, а ночную нечисть я не боюсь. Я перекрестился и уверенно направился к дороге, упиравшейся в железнодорожную насыпь.
Прежде чем направится в глубь леса я остановился и вытащил из саквояжа револьвер. Прокрутил барабан, проверяя патроны и засунул оружие за пояс под пиджак.  Ну, что, можно идти!
Гостинец был старый и было видно. Что пользовались им редко.  Справа и слева росли высокие мохнатые ели, достававшие своими лапами до самой земли. Кое-где попадались и сосны, но в основном меня окружал ельник.  По обочине росли кусты бузины, покрытые ярко красными налитыми ягодами. Я почему-то вспомнил, как мальчишками мы плевались через трубочки незрелыми зелеными ягодами, получая от этого невообразимое удовольствие. Представил себя теперешнего с бузиной во рту и мне стало смешно.
Дорога была в основном сухой, но кое -где встречались лужи, местами довольно большие и глубокие. Иногда по краю гостинца попадались валуны, принесенные сюда еще ледником. Они были аккуратно поставлены на обочине дороги, чтобы не мешать проезду. Я посмотрел под ноги. Следов копыт и колес телеги видно не было.
Я шел не быстро, покачивая саквояжем в такт движению. Вечерело. Солнце медленно, но неотвратимо уходило за деревья. Скоро стемнеет! А конца дороги не видно. Я уже начал озираться вокруг, прикидывая, где можно устроиться на ночлег…

…Я родился в небогатой семье. Мои родители в свое время были крепостными у князей Вяземских. Моя мама была взята на воспитание к барину и была воспитана в лучших дворянских традициях.  Со временем сам барин положил на нее глаз. Но его жена была бдительна и как только увидела его симпатию, тут же продала мою будущую мать соседу, а тот выдал ее замуж за своего кучера Георгия. Так моя мама стала Верой Кольцовой. Будучи женщиной целеустремленной и твердого характера, она сумела  «перевоспитать» своего мужа, моего отца. Научила его грамоте и заставила учиться. После освобождения мой отец занялся продажей пеньки и сосновой смолы. На приданое жены и свои накопления взял в аренду большой участок леса, принадлежавший в свое время тем же князьям Вяземским.  Постепенно торговля стала приносить свои плоды. Мой отец стал миллионщиком и владел несколькими грузовыми пароходами на Днепре. У нас был большой дом за городом и большая квартира в Санкт-Петербурге. Я был единственный ребенок в семье и моя матушка, даром что бывшая крепостная, подготовила меня к поступлению в университет. Но я хотел быть военным. К тому времени правила поступления в военные училища были либерализированы и туда стали принимать и не дворян. Мой отец заплатил кому следовало и на два с половиной года я стал юнкером Виленского кавалерийского училища. После окончания учебы я, в чине подпоручика, был направлен в Григорьевский гусарский полк, который следовал на Кавказ. Ну, в самом деле, не отправишь же на войну отпрыска знатной фамилии. Такие служили только в гвардии!
В первом же бою при штурме укрепленного аула Азатык меня ранило. Я долгое время пролежал в госпитале, пока меня не уволили из армии. Но не успел я вернуться домой, как меня вызвали в одно учреждение и предложили службу чиновником. Надо сказать, что новая служба совсем не мешала моим занятиям коммерцией.
К моменту моего возвращения из армии князья Вяземские совсем обнищали. Сын барина Владимир, занялся было торговлей, но быстро прогорел и заложил даже имение. Его сестра Лиза сидела в имении отца и похоже готовилась стать старой девой. Охотников до молодой барыни не наблюдалось.
 Наш дом был не далеко от семейного гнезда князей и как-то вечером, возвращаясь с охоты, я случайно увидел молодую княжну. Увидел и влюбился!
Сопли долго не жевал. Через месяц заслал сватов. Вы бы видели старого барина и его сына! Казалось, они лопнут от злости. Еще бы! Бывший раб сватается к их дочери. Голубая кровь даже закипела! Меня собрались гнать взашей, но мой отец вежливо пояснил спесивым господам, что даст ход их векселям и, если они не заплатят по долгам, имение отойдет ко мне. Это остудило ретивых князей. Конец дебатам положила княжна. Она, не обращая внимание на родственников, дала согласие на брак со мной, прекрасно понимая, что теряет и титул, и дворянство.
Через месяц нас обвенчали в маленькой церквушке. А еще через месяц я забрал молодую жену и уехал в столицу империи.
Теперь разрешите представится. Кольцов Павел Юрьевич.
Я продавец всевозможных коллекций. Да, такая у меня специальность. Еще меня можно назвать антикваром, но это с небольшой натяжкой. Я разыскиваю уже собранные кем-то коллекции, выкупаю и потом продаю любителям. Экспертиза, оценка — это все мое. Понятное дело стараюсь купить по дешевле и продать по дороже. Разница мой заработок. Но я всегда стараюсь дать реальную цену. Обман — это не мое. Коллекции любые.  Открытки, картины, часы, старинная и не старинная бронза, чугунное литье. Музыкальные инструменты, колокольчики. Все чем может увлекаться и собирать человек!
 Поверьте мне, бывают очень необычные коллекции.  Например, собрание гусиных перьев. Казалось бы пустяк. Что может быть в этом интересного. Отнюдь! Недавно я продал такую коллекцию одному петербургскому адъюнкту за очень приличные деньги.
Или, например коллекция судовых штурвалов и колоколов. Я купил ее у вдовы старого капитана и очень выгодно продал одному коллекционеру. Тот даже чуть сознание не потерял от счастья. Поэтому денег не пожалел. Я уже не говорю о коллекциях оружия. Это вообще золотое дно!
Правда сам с нечего не собираю. Для меня это только предмет торговли.
Чтобы быть в теме приходится почитывать научные книги и журналы. Разбираться в видах чугунного литья. Знать составы старинных эмалей и красок. Уметь отличить подлинник от подделки, порой очень искусной! Некоторый продавцы идут на всевозможные ухищрения и хитрости, чтобы по дороже продать свои вещи. Так что приходится держать ухо востро!
В тот вечер ничем не отличался от череды подобных. Лето угасало, но еще было довольно тепло. Скоро в город должны были вернуться с отдыха дачники и моя торговля должна была оживиться. Я сидел перед камином и покуривая сигару листал недавно присланный каталог лейпцигского аукциона. Как правило, на таких аукционах ничего интересного не всплывало. Так, пара тройка старых полотен неизвестных художников, немного фарфора и покрытая зеленой патиной бронза. Полные коллекции, предмет моего коммерческого интереса, редко всплывают нп топкого рода торгах. Но в этот раз меня заинтересовала небольшая подборка ювелирных украшений. Несколько перстней, колье, пара браслетов. Белое золото и драгоценные камни. Вообще-то я не люблю бодаться на аукционе, повышая ставку до бесконечности. Как правило, на аукцион выставляют вещи с целью получить максимальную прибыль. Не знаю почему я обратил внимание на ювелирку.
Я отложил каталог и снял с полки справочник Геллера. На антикварных украшениях и изделиях в России очень часто встречается клеймо с пробой, измеряющейся в золотниках (золотник - старинная русская мера веса, равная 1/96 фунта). Золотниковая система проб золота и серебра на территории Российской империи существует на протяжении чуть более двух столетий: с 1711 по нынешний 1899 год. Содержание золота или серебра в сплаве определяется количеством золотников (максимальное 96). Установлены пробы для золотых изделий:36, 56, 72, 82, 92, 94 золотника и для серебряных: 72, 74, 82, 84, 87, 88, 90, 91, 95 золотников. Золотниковая проба указывает на качество сплава, то есть количество серебра или золота в 96 единицах. Например, 56 проба золота означает, что в 96 частях сплава находится 56 частей золота, остальные 40 - добавки, так называемая лигатура. Таким образом, чистый металл без каких-либо примесей соответствовал 96 золотникам (золото 24 карата).
Надо сказать, что наличие золота в сплаве формирует цену изделия, плюс работа мастера и т. д. Скучновато конечно, но согласитесь, ценная информация и для любителей антиквариата, и для специалистов.
Так вот все изделия представленные в каталоге были 92 пробы. Что само по себе было необычным. Бюджетная ювелирка обычно не выше 56 пробы!
Потрескивание дров в камине навевало сон и вскоре я задремал, уронив на колени книгу. Мне снились золотниковые пробы, водящие хороводы вокруг моей головы…Разбудил меня стук в дверь.
На пороге стоял довольно прилично одетый господин. На изгибе его левой руки висела дорогая английская трость. Мужчина вежливо наклонил голову и спросил.
- Могу я видеть господина Кольцова?
— Чем могу быть полезным? – Вежливо ответил я.
- Мы могли бы поговорить? - Мужчина кивнул в сторону открытой двери.
- Если вы о деле, то я дома никаких деловых разговоров не веду. Приходите завтра в магазин! – Я уже хотел закрыть дверь, но мужчина остановил ее носком лакированного ботинка.
- Поверьте, господин Кольцов, то, что я расскажу вас заинтересует! – Мужчина смотрел мне прямо в лицо. И что-то такое было в его глазах, заставившее меня посторонился, пропуская его в квартиру.
Мы прошли в зал, и я кивнул посетителю на свободное кресло.
- Коньяк, сигара? – Я старался изо всех сил скрыть раздражение.
- Спасибо, давайте о деле. - Незнакомец  сел в кресло, прислонив трость к его ручке.
- Позвольте представиться: Касьянов Онуфрий Александрович. Господин Кольцов! Я коллекционирую необычные скульптуры, благо средства мне позволяют. Они не из фарфора или металла. Предметом моей страсти являются фигуры людей, сделанные из других материалов. Воска, например. Только воск в полное мере способен передать красоту человеческого тела. Тем более сейчас входят в моду восковые фигуры. Но, увы, восковые фигуры не долговечны. Даже простой перепад температуры воздуха способен если и не разрушить фигуру, но нанести ее ощутимый урон. То ли дело дерево. Деревянные скульптуры может уничтожить только огонь. Если деревянная скульптура должным образом обработана, то она может храниться вечно! – Глаза незнакомца блеснули, отражая огонь камина.
- Вы хотите продать мне свою коллекцию? –Спросил я, выпуская изо рта дым.
- Нет, я хочу предложить вам найти для меня кое-что!
- Что вы имеете в виду? – Мой вопрос прозвучал несколько неуверенно.
- Я хочу попросить вас навестить господина Рузского, вернее его усадьбу. Дело в том, что хозяин усадьбы недавно умер. Но у меня есть сведения, что у него была большая коллекция скульптур. После его смерти она нигде не упоминается. Но просто так исчезнуть она не могла! Вы должны найти ее! Я заплачу вам хорошие деньги! – В голосе гостя послышалось нешуточное возбуждение.
Он хотел еще что-то сказать как в комнату вошла Лиза, моя жена и помощник.
- Извини дорогой, я не знала, что ты занят! – Она мило улыбнулась – Может принести закуску.
Лиза кивнула на графин с коньяком.
Я вопросительно посмотрел на гостя. Тот улыбнулся и отрицательно покачал головой.
- Спасибо дорогая, мы скоро закончим! - Я не стал представлять гостя жене. Лиза наклонила голову, давая понять, что она меня поняла и быстро покинула гостиную.
- Как вы думаете, где находится эта усадьба? – Вернулся я к разговору. – И почему вы думаете, что коллекция еще существует?
- Я не думаю, я знаю! Недавно я был в Швейцарии и видел там фигурку маленькой девочки, вырезанную из дерева. Она из коллекции Рузского. Только у него были такие фигурки, он мне показывал несколько экземпляров в своей петербургской квартире.
- Так вы знакомы? – Я положил дымящийся окурок сигары в хрустальную пепельницу.
- Да, шапочно. Мы пересеклись на Берлинском аукционе год назад. Он узнал во мне земляка и пригласил посетить свою квартиру в Петербурге. Я воспользовался этим предложением и заехал к нему. Я влюбился в его собрание. По его словам, основная часть коллекции находится в его усадьбе. Это около ста километров по северо-западной железной дороге.  Усадьба тоже называется Ельники. – Гость от волнения потирал руки.
- У Рузского остались наследники.? – Я вытащил блокнот.
- Не знаю. По его словам, у него была сестра. Она жила тогда в этой усадьбе. По словам Рузского она немного не в себе. Сторонится людей и не любит с ними общаться. Этакая затворница. Скорее всего именно она является основным наследником. Нужно найти усадьбу, проверить есть ли там коллекция и уговорить сестру продать ее. Цену назначьте сами! Я на все согласен. – Мужчина от возбуждения даже заерзал в кресле.

Продолжение будет