Созерцание прекрасного

Андрианов Владимир 2
               Созерцание прекрасного в древней японской философии дзен-буддизма
 
               
                «Созерцая Прекрасное, мы возвышаем себя»
               
                (Платон)
 
Жизнь не терпит суеты. Нельзя жить бездумно в бешеном современном ритме, не позволяющем осознанно замечать, созерцать и наслаждаться красотой окружающего нас мира природы, людей и вещей.
 
Многие древнегреческие философы рассматривали созерцание не только как образ жизни, но и как смысл жизни, цель своего земного существования.
 
Начиная с VI в. до н. э., в Древней Греции появляется целый ряд выдающихся ученых и философов, которые посвятили себя созерцательной жизни, поиску смысла жизни и познанию гармонии мироздания.
 
Среди них особое место занимает афинский философ Платон (примерно 427-347 до н.э.), которого многие считают одним из самых выдающихся и влиятельных людей в истории человечества. Он был учеником Сократа и стал учителем для Аристотеля.
 
В одном из своих наиболее известных трактатов, посвященном проблемам построения идеального государства он отмечал: - «Познание идей есть созерцание умом самих сущностей, а не одних лишь теней сущностей». 
 
Посредством созерцания ум, согласно Платону, восходит к постижению идеи, понимаемой как первоначало сущего.
 
Поэтому, в Древней Греции, в античный период характерной особенностью образа жизни высшего класса и соответственно определенного стиля в искусстве стало единство созерцания и мышления.
 
Постепенно одной из важнейших и значимой категорией в древнегреческой эстетике и философии становится понятие «прекрасное».
 
Прекрасное трактуется как своеобразный симбиоз гармонии и совершенства в природной среде, форме и цвете, звуке и музыке, запахе и ощущениях, мыслях и желаниях и др.
 
Очевидно, что это реально отражает генетически заложенных в человеке, стремление к прекрасному, радующему глаз природному пейзажу, услаждающей слух мелодичной музыке, в тяге к противоположному полу, волнующим чувствам от общения с любимым красивым человеком и др.
 
В нашей повседневной жизни океан прекрасного. Прекрасны окружающая нас природа, растительный и животный мир, рукотворные шедевры, созданные древними и современными мастерами, художниками, архитекторами, представителями искусства и науки. 
 
Прекрасны практически все явления природы – восход и закат солнца, полная и нарождающаяся луна, дождь, гроза и молния, радуга, северное сеяние, снег, изморось, ледяной дождь, морской бриз и лунная дорожка на морской глади, бушующие волны океана и спокойная гладь горных озер и др.
 
Прекрасны природные пейзажи – рощи плакучих, стройных берез, сосновые, еловые, кедровые боры, безбрежная пряная степь, усеянная разноцветными полевыми цветами, снежные суровые горные вершины и альпийские луга, красочный подводный мир южных морей, и многое другое.
 
Прекрасны, окружающие нас запахи цветущей сирени, жасмина, ландышей, лаванды, пряный аромат хвои, запах кофе и моря и др.
 
Прекрасно без сомнения, здоровое, сильное, загорелое и гармонично развитое мужское тело, с рельефными пропорциональными мышцами.
 
Прекрасно, своими удивительными изгибами, божественно манящее обнаженное женское тело, лицо, глаза, губы, волосы, грудь, талия, руки, ноги и др.
 
Прекрасны творения мысли и рук великих мастеров - художников, архитекторов, скульпторов, ювелиров, ученых и дизайнеров – картины, храмы, соборы, церкви, древние памятники культуры, драгоценности, ювелирные изделия, пейзажные сады и парки, ландшафтные творение и др.
 
Ну и самое главное прекрасна сама жизнь во всех ее проявлениях, со всеми ее радостями, горестями, проблемами, загадками и разочарованиями.
 
«Как прекрасен мир» - так называлась первая дебютная авторская пластинка известного нашего композитора Давида Тухманова, выпущенная в Советском Союзе в 1972 г. 
Одной из самых популярных в альбоме стала песня «Как прекрасен этот мир» на слова поэта В. Харитонова. В Советском Союзе песня стала настоящим хитом.
 
Ты проснешься на рассвете,
Мы с тобою вместе встретим
День рождения зари.
Как прекрасен этот мир, посмотри.
 
Ты не можешь не заметить, -
Соловьи живут на свете
И простые сизари.
Как прекрасен этот мир, посмотри.
 
Ты взглянула – и минуты
Остановлены как будто,
Как росинки, их бери…
Как прекрасен этот мир, посмотри.
 
Древнекитайские философы считали, что способность человека получать удовольствие от созерцания прекрасного заложена в нем с рождения и напрямую связана с репродуктивной энергией цзин (кит. эссенция, семя, дух), которая объединяет духовную и сексуальную энергию человека.
 
Энергия цзин в японском дзен-буддизме это тончайшая субстанция человеческого организма, обеспечивающая жизнь, развитие, физическую, духовную и творческую активность.
 
Эта энергия лежит в основе сексуального влечения, любви и продолжения рода человеческого.
Одним из источников энергия цзин является восприятие красоты мирозданья и способность созерцать прекрасное, трансформируя эту энергию в созидательный процесс.
 
               
                Японские традиции любования прекрасным
 

Япония – древняя, своеобразная и весьма колоритная страна. Японцы говорят, что у человека, неспособного воспринимать и ценить красоту окружающего мира, ледяное сердце.
 
А у кого, как не у жителей Страны восходящего солнца, стоит учиться находить в священном акте созерцания прекрасного потаенный эстетический культурный и философский смысл.
 
Культурные традиции Японии сформировалась под сильным китайским и корейским влиянием, религий буддизма и синтоизма. Известно, что многие японцы исповедуют древнюю буддийскую философию учения Дзен.
 
Это учение зародилось в Индии, постепенно перекочевало в Китай, а затем получило дальнейшее распространение в других азиатских странах во Вьетнаме (VI век) , в Кореи (VII век) и наконец достигло Японии примерно в IХ веке.
 
В Японии это учение окончательно закрепилось в период 1141-1215 гг., в виде школы Риндзай, наставником которой был Дзенке Кокоси. Дзэн-буддистами стали многие члены фактически правящего самурайского рода Ходзи.
 
Традиции китайского «чань», вьетнамского «тхиен», корейского «сон» и японского «дзэн», развивались во многом самостоятельно и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои национальные характерные черты и особенности в основах учения, стиле и практики. 
 
Этимология этого слова корнями уходит в санскритскую терминологию, где дзен трактуется как «глубокое сосредоточение», «медитация» и «созерцание».
 
Уникальность и ценность этого философского учения в его максимальной практичности. В нём нет никаких странных философских концепций, догм, ритуалов и так далее. Дзен-буддизм основан на простых жизненных истинах и понятиях, которые каждого человека могут сделать счастливым и привести к гармонии с самим собой.
 
Философская суть дзэн – это просветление и проникновение в истинную природу вещей и разума через естественное и мистическое созерцание. Именно с философией дзэн связана древняя, уникальная японская традиция «любования» прекрасным.
 
Эта традиция была и есть источник вдохновения для творческих людей – поэтов, писателей, художников, архитекторов, дизайнеров, артистов и других деятелей культуры и искусств.
 
В японской культуре и философии издревле обожествляются природные формы и явления — солнце, луна, цветы, растения, деревья, горы, камень, текущая, подающая вода и др.
 
Поэтому традиция «любования» с древних времен и до сих пор в Японии проявляется в следующих основных формах:
 
• любование цветами, растениями и деревьями (ханами – смотреть на цветы);
• любование камнями (суйсеки);
• любование садом камней (сэкитэй);
• любование дзэн - садом (каресансуй);
• создание и любование композициями из живых цветов
       и стеблей растений (икебана);
• любование осенними листьями клёна (момидзигари);
• любование снегами горных вершин (юкими);
• любование луной (цукими);
• созерцание дневного света (комореби) и др.
 
Многие из этих национальных традиций за длительный исторический период вошли в список основных национальных, культурных ценностей и символов Японии.
 
Набор, почитаемых той или иной нацией символик, не случаен – он складывается в процессе ее эволюции, веками, вбирая в себя особенности исторического развития, культуры, религии, коллективной национальной ментальности.
 
В Японии основными государственными символами являются Государственный флаг, Национальный гимн, Печать императора.
 
Другие символы, которые свойственны только Японии, связаны с природой страны, ее растительным и животным миром, культурой и искусством.
 
К ним относятся - Гора Фудзияма, Хризантема, Сакура, Сад камней, Икебана, Бонсай, Тануки (енотовидная собака), Токи (хохлатый ибис), Киндзи (зеленый фазан), Японский аист, Нэко (кошка), Японские куклы, Японский театр – кабуки, Японская поэзия – хайку, Гейши, Японская кухня, древняя история и культура Самураев, в том числе кодекс поведения бисидо и др.
 
Японские символы – один из способов понять культуру и особенности населения страны Восходящего солнца, познакомиться ближе с образом жизни, верованиями и представлениями людей о прекрасном.
 
В длительном процессе эволюции развития японского общества созерцание прекрасного стало один из абсолютов национальной культуры и символизма.
 
Многие жители Страны восходящего солнца видят в священном акте созерцания прекрасного потаенный эстетический культурный и философский смысл.
 
Как считают сами японцы созерцание и восприятие прекрасного в природе и окружающих нас предметах заряжает жизненной энергией, приносит положительные эмоции и может иметь прямой психа-терапевтический эффект.
 
Примерно таких же взглядов придерживался один из приверженцев дзен-буддизма, культовая личность у индийских йогов, основатель крийя-йоги, святой Махаватара Бабаджа в своем учении он утверждает: «Созерцание восхода солнца даёт вам силу на весь день. Созерцание ночной луны помогает исцелению болезней ума и тела».
 
Очевидно, что в нашей повседневной жизни, нужно стараться искать и ощущать прелесть, многообразие и многогранность бытия всеми данными нам природой органами чувств, как говорят, всеми фибрами души.
 
В этом плане, было бы идеально построить свою жизни таким образом, чтобы тебя окружали красивые вещи и люди. Что бы твой дом находился на природе, в красивом живописном месте, рядом с морем, озером или рекой, окруженных красивыми природными пейзажами.
 
При этом желательно, чтобы вокруг тебя находились твои любимые красивые вещи, смотря на которые ты ощущаешь гармонию, расслабляешься и получаешь эстетическое удовольствие. Созерцание прекрасного наполняет сердце гармонией, является мощным стимулом жизни и созидания.
 
Способность человека к восприятию прекрасного видимо, является врождённым природным свойством, заложенным в нас на генетическом уровне.
 
Самые замечательные и сильные чувства, которые мы испытываем от встречи с прекрасным, формируются с детства, с первых моментов восприятия окружающей нас природы.
 
Однако любой природный дар требует развития. Так и чувство прекрасного, эстетический вкус, внутреннюю культуру необходимо постоянно развивать и совершенствовать.
 
Способность к восприятию подлинной красоты во многом зависит от правильности воспитания в человеке эстетического вкуса, понимания гармонии формы и цвета, звука и др.
 
В этой связи нельзя не вспомнить слова нашего великого соотечественника, мыслителя, философа Ивана Ильина, который писал: - «Созерцать научила нас Россия. В созерцании наша жизнь, наше искусство, наша вера…».