К истории эвакуации 1941г

Александр Борисович Банков
 
 «Долгое время в советской историографии бытовало утверждение, что конкретным планом эвакуации, заблаговременно разработанным на случай неудачного хода войны, государственные органы не располагали, поэтому организовывать вывоз на восток промышленности пришлось в аварийном порядке. То есть сама необходимость эвакуации, как и всё в России, включая осенние дожди и зимние морозы, стало неожиданностью, экспромтом». Но было вывезено 1500 крупных предприятий, а всего 2500 предприятий. Естественно, это не было экспромтом.

После окончания Гражданской войны у нас начал прорабатываться ещё в 1923 году первый советский мобилизационный план. И в 1923 году он был ещё первый, ещё пробный, ещё не совсем удачный, в 1926 году вышел второй. Там уже был большой прогресс, там уже заметили, что нужно финансировать всё это дело, поэтому даже Минфину дали задание, что обеспечить денежными средствами. По отношению к промышленным предприятиям мобилизационный план состоял из трёх пунктов. Первый – это была, собственно, мобилизация промышленности, то есть перевод её на военные рельсы. Второй – была эвакуация из угрожаемых районов. И третий пункт – уничтожение того, чего нельзя было эвакуировать. Это всё ещё в 1926 году было.

 В 30-х годах Мобилизационный план продолжал совершенствоваться, до 1941 года прорабатывался план эвакуации, включая Москву. То есть уже в подготовке к войне наше руководство допускало, что Москву, возможно, придётся оставить. Вот за Москвой уже этих планов не было. Москва, Ленинград, Украина, Белоруссия – это всё было». Так, к примеру, в самом стратегически уязвимом месте на северо-западе страны ; Ленинграде – до войны функционировал целый индустриальный комплекс, позволявший осуществлять выпуск сложных боевых самолетов, а также двигателей, прицелов, изделий из брони, бортовых радиостанций, аккумуляторов и другой важной продукции авиационного назначения .
 А в целом по состоянию на середину 1938 года из 219 кадровых военных заводов, входивших в систему Наркомата оборонной промышленности, только в Москве и Московской области дислоцировались 68, а в Ленинграде и Ленинградской области ; 38, то есть суммарно около 50% всех предприятий.
 
Так, еще в 1927 году в ходе XVI конференции Всесоюзной Коммунистической партии при обсуждении директив к составлению плана первой пятилетки председатель Госплана СССР Г. М. Крижановский отмечал следующее: «Я думаю, что кооперация, которая будет осуществляться в ленинградском масштабе, должна сочетаться с новым подходом ленинградских рабочих, ленинградского пролетариата для охвата, для помощи этим новым, возникающим районным индустриальным центрам Урала и Сибири. Это необходимо с оборонной точки зрения: Ленинград является приграничной полосой, и нам важно, чтобы целый ряд производств Ленинграда дублировался, чтобы в случае нужды можно было перебросить живую силу Ленинграда в заранее подготовленные районы, которые могли бы помочь, могли бы сейчас же заработать случае нужд военной обороны».

 Это была длительная и детальная подготовка плана эвакуации советской промышленности на восток и блистательно проведённая беспрецедентная операция по реализации данного плана впервые годы Великой Отечественной войны.

Коротко поговорим об эвакуации Москвы по мобилизационному плану.  Около семидесяти наркоматов (народных комиссариатов), комитетов, главков, банков и прочих госучреждений за один день, 15 октября, выехали в 28 городов.  В Куйбышеве  была подготовлена новая, то есть запасная столица. Там поработали и метростроевцы. Туда же были эвакуированы и зарубежные посольства. В.И. Ленин и все сотрудники мавзолея были эвакуированы в Сибирь, где для него был готов тайный мавзолей, со всеми коммуникациями. Где соблюдался особый режим хранения – температура, влажность, давление и другие параметры.

1941 год, 24 июня, первые дни войны. В Кремле  создаётся Совет по эвакуации. Перечень задач, которые входили в этот план, невозможно привести даже в рамках нескольких таких статей, настолько он был велик. Тем более, специфика каждого предприятия предполагала, как теперь принято говорить, эксклюзивный план.
Промышленное развитие СССР шло по пятилетним планам.

1-я пятилетка (1928-1932) ставила целью развитие добывающей промышленности и восстановление промышленности в старых индустриальных районах (преимущественно в европейской части страны).
2-я пятилетка (1933-1937) предусматривал приоритетное развитие тяжелой промышленности.

Планы 3-й пятилетки (1938-1942) предусматривали -
в восточном промышленном районе СССР создавались так называемые предприятия-дублёры, для возможного размещения эвакуируемых мощностей с территории, которая могла стать театром военных действий или подвергнуться оккупации вражескими войсками. С началом войны «дублеры» задумывались как запасные аэродромы с уже освоенной производственной площадкой, куда будут спешно переброшены заводы-«патроны».
 Однако к лету 1941 года абсолютное большинство из них не успело окрепнуть.  С учетом схожего технологического процесса и оборудования, восстановление эвакуируемых предприятий значительно упрощалось. А в условиях военного времени это было жизненно важным моментом. Не менее важной составляющей явилось и то, что предприятия-дублеры выполняли свою главную функцию – размещение на собственных площадках своих двойников, эвакуируемых из западных регионов страны. Основным преимуществом в этом случае был временной фактор.

Главные усилия в третьей пятилетке были направлены на развитие отраслей промышленности, обеспечивающей обороноспособность страны. Темпы их роста значительно превышали темпы роста промышленности в целом. К 1941 г. в эти отрасли направлялось до 43 % общих капиталовложений.
Пожалуй, самой малоизвестной составляющей предвоенного экономического курса СССР, сыгравшего огромную роль в деле построения военной экономики страны в годы Великой Отечественной войны, является создание в восточных регионах страны предприятий-дублеров. Связано это в первую очередь с тем, что программа по созданию предприятий-дублеров носила секретный характер и имела своей главной целью повышение обороноспособности страны на случай начала военных действий против СССР.

В годы третьей пятилетки были осуществлены специальные военно-экономические мероприятия. На Урале, в Сибири, Средней Азии ускоренными темпами развивалась топливно-энергетическая база. Большое значение имело создание “второго Баку” — нового нефтедобывающего района между Волгой и Уралом.  и «второго Донбасса» (угольные месторождения Воркуты).
Особое внимание уделялось строительству авиационных, танковых и других оборонных заводов, переводу многих предприятий тяжелой и легкой промышленности на производство военной продукции. В результате ее объем резко увеличился, начался массовый выпуск стрелкового, артиллерийского оружия и боеприпасов
Равномерное размещение промышленности по стране, приближение  к источникам сырья и топлива требуют безусловного выполнения решений ЦК ВКП (б) и СНК СССР о запрещении строительства новых предприятий в Москве и Ленинграде. Так, к примеру, в самом стратегически уязвимом месте на северо-западе страны ; Ленинграде – до войны функционировал целый индустриальный комплекс, позволявший осуществлять выпуск сложных боевых самолетов, а также двигателей, прицелов, изделий из брони, бортовых радиостанций, аккумуляторов и другой важной продукции авиационного назначения .  А в целом по состоянию на середину 1938 года из 219 кадровых военных заводов, входивших в систему Наркомата оборонной промышленности, только в Москве и Московской области дислоцировались 68, а в Ленинграде и Ленинградской области ; 38, то есть суммарно около 50% всех предприятий.

В третьей пятилетке это постановление распространяется также на Киев, Харьков, Ростов-на-Дону, Горький, Свердловск.
Чрезвычайно важным фактором, определяющим задачи размещения производительных сил в третьей пятилетке, является создание предприятий-дублеров в ряде отраслей машиностроения, нефтепереработки и химии в таких экономических очагах страны, как восточные районы, Урал и Поволжье. Создание дублеров в этих экономических очагах дает возможность устранить случайности в снабжении некоторыми промышленными продуктами с предприятий-уникумов.
Третий пятилетний план обеспечивает по сравнению со второй пятилеткой еще большие сдвиги в размещении производительных сил на Восток.

В тезисах доклада тов. В. Молотова указывается: «Предусмотреть более быстрый рост объема капитальных работ и строительства новых предприятий в восточных и дальневосточных районах Союза ССР».
Третья пятилетка началась в 1938 году, а в 1939 году разразилась Вторая мировая война, международная торговля резко сократилась. И это привело в числе прочего к торможению советской индустрии:
В итоге к лету 1941 года большое количество "предприятий-дублеров" в восточных областях СССР находилось на стадии строительства фундамента или стен заводских корпусов. И в эти недостроенные здания, а часто просто на фундаменты начали перевозить оборудование из западных областей. Часто это оборудование было однотипным (вспоминаем про предприятия-дублёры).

Отсюда и возникла байка про "заранее подготовленные фундаменты". Фундаменты-то были подготовлены, но не для эвакуации, а для новых "предприятий-дублёров". Эти предприятия и заводы были намного дешевле первых.
Ведь вся проектно сметная документация, которую готовила заграница,  осталась в СССР. Нашим проектировщикам осталось её только привязать к новой местности. Или как говорят строители привязать к местности нулевой цикл и тепловой контур здания. Это рассчитать глубину заложения фундаментов, она на территории СССР везде  разная, как и глубина промерзания грунта. Длину теплотрасс, водопровода и их мощность, ветровую и снежную нагрузку на кровлю, толщину наружных стен чтобы не допустить промерзания их отдельных участках. и т.д.

Многим известна ПЕСЕНКА-
Что нам стоит дом построить,
Просто вырыть котлован,
А потом приладить рельсы,
И пустить по рельсам кран.
И в хорошую погоду
Провести тепло и воду.
И только потом
Начать и кончить новый дом.

Это о  нулевом цикле всех строек, в том числе заводов дублеров. Вырыть котлован, заложить фундаменты. Пустить кран по рельсам, значит, электроэнергия уже подведена, кран без электроэнергии просто груда железа. И в хорошую погоду ( в ХОРОШУЮ – это идеал) провести тепло и воду. Правда копать траншеи и тянуть трубы приходилось и в дождь и слякоть и в наше время.   А потом остается мелочь начать и кончить новый дом.
 
Известно, например, что ещё в 1938 году (начало 3 пятилетки) было принято решение о спешном строительстве так называемых предприятий-дублёров, которых намерено было заложить 2090. К началу войны на этих площадках иногда стояли уже стены заводских корпусов. Где то они были готовы и возводились перекрытия, до конца пятилетки в 1942году, ещё оставалось полтора года.  Но нулевой цикл был готов. Фундаменты были готовы, инженерные сети были подведены, а электроэнергия  была, и пути сообщения  были, тепло было, т.к. теплотрассы были проложены и котельные стояли. То есть всё это было, это у строителей и называется нулевой цикл. И корпуса были, и площадки были, всё было. Иногда, например, на каком-нибудь крупном заводе, там работает два три  цеха, всё остальное стоит, ещё не пущенное в строй. В строительстве это называется пустить первую очередь предприятия, затем вторую. Поэтому в мемуарах военных и крупных хозяйственников иногда проскальзывала мысль, что хорошо бы отсрочить начало войны с Германией до 1942 года. Оборонная промышленность была бы в два раза сильнее. Но не получилось.

Это была  не эвакуация, это гораздо более сложная вещь – это перебазирование промышленности, причём в рабочем состоянии. Некоторые заводы вывозили так, что последние эшелоны ещё уходили, а на новом месте уже выходила первая продукция».
Как и большинство стратегических операций, операция по эвакуации военных заводов во многом до сих пор остаётся засекреченной. Однако известно, что она входила в сферу ответственности Наркомата внутренних дел СССР. Значит, это делал Лаврентий Павлович Берия. 20 июля 1941 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об объединении Народного комиссариата государственной безопасности СССР и Народного комиссариата внутренних дел СССР в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР – НКВД.

Кроме борьбы с вражеской агентурой, преступностью и  охраной общественного порядка в  четвёртом пункте Перечня задач для вновь созданного Наркомата применительно к условиям военного времени, было   «Обеспечение организованной эвакуации населения, промышленных предприятий и различных хозяйственных грузов».
Более малая по размерам эвакуация была только осенью 1812 года, города Москвы. Эвакуировали всех сотрудников с семьями. Была выдана зарплата за два месяца. Обозами до Владимира, а затем на речных судах по реке до Нижнего Новгорода. Вывозились оружейная палата, патриаршая палата, церковные и государственные ценности. Частные, в основном богатые эвакуировались самостоятельно. Последний обоз покинул Москву, когда Наполеон входил в город.  Затем сенные склады, сенные базары, продовольственные склады и т.д. были подожжены. Но она не в какое сравнение не идет с 1941 годом. Летом 1941 года для проведения эвакуации использовалась половина всего вагонного парка Советского Союза. Что не успевали вывезти,  уничтожалось.

 В книге Н. Городиского «Дойти до тебя нелегко», изд. второе 1969 год - так описывалось в маленьком городке уничтожение типографии. «Двое паковали шрифты… Газик нельзя больше держать.  Ждем вас Алексей Иванович, в Дубовом бору за слободой. На улице густел шум моторов. Подгорный подбежал к печатной машине, подложил под станину плитку тола и второпях начал прилаживать бикфордов шнур… Уходили на восток обозы …Ветер принес запах гари. «Хлеб горит!!!» -поняла Настя».

На примере «Уралвагонзавода», можно рассмотреть, как это было.
Большая часть   индустриальной базы СССР и, в частности, военной промышленности, была сосредоточена в европейской части страны.
В августе 1925 г. постановлением Главметалла было признано рациональным возведение нового тракторного завода в Нижнем Поволжье, а 12 июля 1926 года на северной окраине Сталинграда в торжественной обстановке заложили 1-й камень, на котором написано: «Здесь будет мощный индустриальный центр, здесь мы начнем догонять заграницу».
С 11 июля 1937 года завод перешёл на выпуск гусеничных тракторов АСХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) с керосиновым двигателем мощностью 52 л.с. К концу 1937 года был освоен выпуск транспортного трактора (артиллерийского тягача) СТЗ-5 "Сталинец" с двигателем мощностью 52-56 л.с. Всего было выпущено 9944 СТЗ-5, который стал основным тягачом Красной Армии.
Помимо тракторов СТЗ в своих спеццехах выпускал танки Т-26. Это дело двигалось еще хуже: в 1933 году предприятие произвело только 5 танков, в 1934 - 23, в 1935 году - 115 машин, в 1936 - менее 70, 1937 - 0 танков, 1938 году - около 30 Т-26. К маю 1941 удалось произвести всего 130 Т-34-76. Во время войны производство Т-34 довели до 200-300 в месяц, однако после освобождения Сталинграда в 1943г. их производство не возобновляли.

Эвакуация танкового завода в Нижний Тагил никоим образом не может считаться случайным решением суматошного военного времени. Уже в середине 1940 года правительственная комиссия искала предприятие-дублер для массового производства танков Т-34 в военный период. Первоначальный выбор пал на Сталинградский тракторный завод, где в конце того же года началась сборка боевых машин. Однако Генеральный штаб Красной армии и Наркомат среднего машиностроения, возглавляемый будущим наркомом танковой промышленности Вячеславом Малышевым, полагали СТЗ недостаточно мощным и настояли на утверждении в качестве основного дублера Уральский вагоностроительный завод.

Будущий Уралвагонзавод проектировался в соответствии с американскими ноу-хау по принципам поточно-конвейерного производства. При этом он стал одним из первых промышленных предприятий СССР, спроектированных без участия зарубежных специалистов.
 
К началу Великой Отечественной войны Уралвагонзавод в своем развитии находился на подъеме, освоил сложнейшие технологии крупносерийного конвейера, что являлось наивысшей формой поточной организации крупного промышленного производства. УВЗ уже располагал мощными металлургическим и штамповочным переделами, а также сильным энергетическим хозяйством и большими площадями сборочных цехов. Все это по проекту еще незавершенного завода могло быть существенно расширено. Для создания подобных мощностей в другом месте потребовалось бы не менее восьми – десяти лет.
К началу Великой Отечественной войны завод обладал большими производственными площадями, мощными энергетической и металлургической базами. Большие цеха для вагонов. Одиннадцать предприятий страны в конце 1941 года были эвакуированы на завод. Люди, прибывшие из Харькова, Мариуполя, Бежицы, Сталинграда, Москвы и других городов Советского Союза объединились в единый коллектив Уральского танкового завода. Потребовалось лишь два с половиной месяца, чтобы организовать здесь производство средних танков Т-34, признанных военными специалистами лучшей машиной второй мировой войны.

В Великую Отечественную войну завод концентрируется на выпуске танков. Во второй половине 1941 года в Нижний Тагил эвакуируются 11 предприятий из разных городов и объединяются с УВЗ в Уральский танковый завод №183 имени Коминтерна. За два месяца УВЗ сворачивает все производство и перестраивается под постройку танков Т-34.
Было привезено и установлено более трех тысяч единиц оборудования, эвакуированы около 70 тысяч человек. В кратчайшие сроки, всего за два месяца производственные мощности Тагильского предприятия были полностью перепрофилированы на выпуск танков. Уже 18 декабря 1941-го с первого в мире танкового конвейера сошел танк Т-34-76, а к концу года первый эшелон из 25 машин ушел на фронт.
Если для механической обработки деталей и узлов создавались поточные линии, то на сборке царствовал конвейер. С мая 1942-го с него через каждые 30 минут сходил танк Т-34. Ежесуточно Уральский танковый завод отправлял на фронт эшелон боевых машин.

С июля по декабрь 1941 года было эвакуировано 2593 предприятия, в том числе 1523 крупных предприятия, из которых 1360 были военные, эвакуированные в первые три месяца войны. Из общего числа эвакуированных крупных предприятий было направлено: 226 – в Поволжье, 667 – на Урал, 244 – в Западную Сибирь, 78 – в Восточную Сибирь, 308 – в Казахстан и Среднюю Азию. В предельно сжатые сроки было вывезено железнодорожным транспортом более 10 миллионов человек и водным путём – 2 миллиона человек. Эвакуировали семьями с женами и детьми, а не только кадровых рабочих. За 1941-1942 годы было эвакуировано 2,4 миллиона голов крупного рогатого скота, 5,1 миллиона овец и коз, 200 тысяч свиней, 800 тысяч лошадей. За время войны из районов, которым угрожал захват противника, по железным дорогам проследовали около 1,5 миллионов вагонов, или 30 тысяч поездов с эвакуированными грузами.

Приведу небольшую выдержку из книги Виктора Тельпугова –       « Все по местам».   Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1973 г
Книга «Все по местам!», открывающаяся новой повестью о самоотверженном труде рабочих, ковавших оружие для победы. В книге много автобиографического, как, впрочем, в значительной мере автобиографично все, что пишет В. Тельпугов о войне. Писатель прошел по многим военным дорогам. Был десантником, вместе со своими однополчанами дрался с гитлеровцами в лесах и болотах Белоруссии. Работал на авиационном заводе.

Героя книги Слободкина после ранения и госпиталя отправили не на фронт, а на авиационный завод работать по специальности – токарем, дали бронь. Завод был эвакуирован за Волгу в октябре месяце 1941 года. И уже в декабре начал давать продукцию. Вот его разговор с начальником ОК:
Ты хоть знаешь, куда попал?
— На комбинат.
— Совершенно верно, помещение это для комбината строили. Но въехать сюда довелось нам. Сейчас называют пока комбинатом. Для конспирации. Так и ты называй.
— Все понятно.
— А приехали мы сюда не так уж намного раньше тебя. И тоже почти, что на троллейбусе, — начальник протянул Слободкину свои руки — все в ссадинах, кровоподтеках, с отбитыми синими ногтями. — Все на них. Но станки сберегли, так что работать есть на чем.

Начальник рассказал Слободкину, как эвакуировались из Москвы в середине октября — самое трудное время. Как под бомбежками везли людей и уникальное оборудование. Как прибыли сюда, как вместо готовых корпусов нашли только кирпичные стены — без окон, без дверей, без крыш. Как строили бараки и землянки, торопились скорей наладить производство.

Беспримерной в мировой истории, поистине героической и драматической эпопеей явилось массовое перемещение в первый период Великой Отечественной войны из так называемых угрожаемых районов СССР на восток населения, промышленных предприятий, колхозов и совхозов, культурных и научных учреждений, запасов продовольствия, сырья и других материальных ценностей. Осуществлённая в Советском союзе эвакуация по своим масштабам и срокам была не только производственной, но и уникальной стратегической операцией.
Таким образом, разработанная еще в конце 1920-х годов программа по созданию предприятий-дублеров в восточных регионах внесла огромный вклад в построение военной экономики страны. Безусловно, она оказала большое содействие в обеспечении государства военной продукцией и стратегическим сырьем в тяжелый первый период Великой Отечественной войны. Однако главным ее достоинством была возможность оперативного размещения на своих производственных площадках эвакуируемых из западных регионов предприятий-двойников и, таким образом, создания в короткий срок мощных военно-оборонных комплексов в стратегически безопасных районах страны.

Конечно, нам  больше известна история  эвакуация впервые дни и месяцы войны, заводов и фабрик на Урал и в Сибирь.   Как заводы разбирались и в течение 3 месяцев на новом месте уже в декабре 1941 года они  стояли и  начинали выпуск военной продукции, снарядов, автоматов, танков и самолетов. Но за этим конечно стоял большой предвоенный труд. До войны выбирались места для новых заводов, составлялись проекты, делались изыскания на местные стройматериалы, а затем расчеты. Все это было сделано перед той большой Великой Отечественной Войной. Это еще одна из причин, что мы победили.

Расскажу еще об одном Мокеиха –Зыбинском Торфопредприятии.
На случай потери Донбасса в неизбежной войне еще в тридцатых годах перед войной, зная, что она неизбежна, были обследовано и разработан план строительства и добычи торфа для электростанций и в первую очередь для города Ярославля и Москвы.
Планы то ведь разные были. Конечно в первую очередь при нападении на нас врага, а ждали его с запада, отбросить его             « могучим ударом» и закончить  войну на чужой территории. Территории врага. Не кому не хочется, чтобы своя земля горела и дымилась.  И нам в первую очередь.  Нам русским, советским конечно жителям СССР.

Но враг может быть и могуч,  собрать все силы, чтобы попытаться  захватить нашу страну и разбить её. Надо было готовиться и к такому варианту развития событий. А как? Коротко расскажу о торфопредприятии Мокеиха. Развитие Мокеихи тоже в эти планы входило.  Конечно, были соображения, что врага остановим на старой границе.  И тогда пригодиться Мокеиха.  Даже если не будет донбасского угля, то и Торф это стратегический  материал, и все равно  заработают электростанции, а значит и заводы о фабрики. 
Но готовились и к худшему, что враг дойдет до Волги.  Как на юге страны, так и в Ярославской области по берегу реки Волги  рыли окопы противотанковые рвы, строили доты и дзоты. Сейчас их называют карьерами, там любят отдыхать и купаться жители городов.

Еще в тридцатых годах перед войной, зная, что она неизбежна, были обследовано и разработан план строительства и добычи торфа для электростанций и в первую очередь для города Ярославля и Москвы. Детальное исследование всего торфяного массива было произведено Ивановским Мелиораторным трестом в 1931 году, Общая площадь торфяного месторождения "Мокеиха-Зыбинское" в границах промышленнои залежи . 18 127 га, средняя глубина залежи-3,77 м. Максимальная около 9 метров. 
Конечно, были подготовлены планы не только на быстрый ввод Мокеевского торфопредприятия., но и других объектов в стране. Всегда новые предприятия планировались рядом с железной дорогой и линиями электропередач, это было в первую очередь. Вторая важная задача чтобы были местные стройматериалы. По дорогим ценам строить не собирались.
 
Война дошла по территории почти до Мокеихи,   г. Калинин – областной центр соседней области был захвачен  фашистами. Бомбили ближние к нам станции,  Санково ,  Пишалкино. Некоуз. В этих условиях строить и вводить торфопредприятие в строй было не благоприятно.

Но как закончилась война, Донбасские шахты были взорваны или затоплены. И  сразу на третий год началось строительство  М-З т.пр.  Планы и изыскания уже были готовы, их только уточнили.  По материалам детальных исследований, произведенных Ленгипроторфом в 1946 году, составлен технический проект организации 1 - го Мокеиха-Зыбинского торфопредприятия.
 
Экскаваторы были задействованы на рытье валовых и магистральных каналов. Картовые каналы копались вручную, лопатой.
Построили сразу кирпичный завод и разработали песчаный карьер.   Блоки первых домов привозили еще.  И конечно разрабатывали торфяные площадки. Сводили лес, копали сначала валовые и магистральные каналы, их соединяли картавыми канавами, через 40 метров, стандарт, который потом повлиял на выпуск  ворошилок 10 и 20 метровок.

Строительство торфоразработок и добыча торфа  было трудным занятием. С Петра Первого остался указ о  каторжанах и торфе. «А кто работает на торфе, того на каторгу не посылать».

Мокеиха  в СССР  стала  крупнейшим торфопредприятием  в стране в 70 – годы 20 столетия.
Все эти разработки,  и повлияли на «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО СССР» после войны.
22 марта 2023г.