Записки преподавателя немецкого. Часть 18

Наталья Иванова 26
Я преподаю немецкий в Германии, и у меня в последнее время было много курсов безграмотных, т.е. мигрантов из Сирии, Афганистана или из Африки, которые либо совсем не ходили в школу (таких мало), либо ходили, но всего четыре или пять лет. То есть читать и писать на родном языке они научились, но, оказывается, этого недостаточно, чтобы вообще чему-либо учиться.

Вот то, что объединяет моих учеников – они не умеют учиться. Что это значит?  Они быстро забывают выученное – нужны  частые повторения. Они не могут выполнять многоцелевые задачи. Упражнение должно содержать только одну задачу, например, повторить уже написанные предложения в перфекте. Поменять в одном упражнении в этих же предложениях действующее лицо уже не получится – это уже слишком трудно.

Такой пример:
Один говорит: Я читаю книгу. А другой говорит: А Томас уже прочитал книгу. Не получится – в этом упражнении две задачи, а задача должна быть только одна, как, например: один говорит: Я читаю книгу. Другой говорит: Я прочитал книгу.
 
У моих деток не гибкий ум – они могут сосредоточиться только на одной задаче. Если мне нужно, чтобы было выполнено несколько задач, они должны выполняться поэтапно и маленькими шажочками.

Ко мне на занятия иногда приходят практиканты. Недавно у меня была девушка, пишущая работу про особенности обучения безграмотных в целом: как так получается, что люди не умеют читать и писать, не страдают ли они от этого, какое будущее у таких мигрантов в Германии. И когда мы говорили обо всём об этом, я сказала фразу, о которой потом серьёзно задумалась. Я высказала тезис, что моим ученикам практически невозможно сдать экзамен на В1, потому что для этого нужен другой уровень мышления, которым мои ученики не обладают. Сказала, а потом задумалась: а в чём особенности этого другого уровня мышления?

Когда я думаю о процессе мышления, я часто сравниваю работу нашего мозга с работой процессора. Во время учёбы мало получить информацию – ею нужно уметь пользоваться. Когда наш мозг получает информацию, он её организует: создаёт папки по темам и подтемам. Так же, как мы это делаем в компьютере. Если мы не будем сортировать и форматировать информацию, мы её никогда не найдём – ни в компьютере, ни в голове.

Мои ученики не умеют обрабатывать и сохранять информацию – они либо совсем не ходили в школу, либо этому не научились. И я стараюсь их учить этому сейчас: мы составляем таблицы, обобщаем информацию по пунктам и подпунктам, нумеруем.

Но когда я сказала в беседе с практиканткой об уровне мышления, я имела в виду ещё что-то. Я имела в виду нас, имевших счастье учиться в хороших школах, в которых нас учили обобщать. Мы писали конспекты по нескольким предметам начиная с седьмого класса. Что мы делаем с информацией во время конспектирования, во время обобщения? Мы её компануем. Мы делаем из большого облака маленькое зерно. И уже эти зёрна мы форматируем, организуем и сохраняем. И эта особенность – способность обобщать – является основой процесса мышления грамотного человека. Которой у моих деток, к сожалению, нет.