Судьба и люди! И. И. Казанков. 27 стр

Галина Михайлова 5
 Сборник рассказов - воспоминаний.

 Живая книга из уст людей.
 Продолжение.

 Ура! На родину героев, держу свой путь, так радость велика...
 Воспоминания автора, о поездках в Сиктерме.

 Давно собиралась съездить на малую родину Ивана Ивановича Казанкова и его прославленного родственника Петра Петровича Хузангая(Казанкова). И вот, случилось, еду в Сиктерме - Хузангаево, в Республику Татарстан. Дорога дальняя, выехали рано, погода хорошая, конец сентября! Мне очень интересно посмотреть на края, где родились такие достойные люди, толковый хозяйственник, гениальный руководитель могучего Агрохолдинга Звениговский И.И.Казанков и великий поэт, любимый миллионами простых людей П.П.Хузангай(Казанков). Историю села я уже изучила, многое знаю, осталость только все это увидеть и прочувствовать.
 
  Мне нравится поэзия П.П.Хузангая, она не может не нравиться, она народна, проста, легко читается. Это один их лучших поэтов 20 века, годы жизни 22.01.1907 - 04.03. 1970 г.г.:
  Живем среди татар в ладу и мире,
  Два языка мы знаем, третий - наш.
  В соседних памятных селеньях
  Татарин, русский и чуваш
  Зовут друг друга с уваженьем
  Интеш, товарищ, иль юлдаш.
 Я верю поэту, в местности, где граничат несколько республик, люди разных национальностей с большим уважением относятся друг к другу. С детства они растут в одном коллективе, знают традиции и обряды своих соседей. Свой педагогический путь я начинала в Малмыжском районе Кировской области в Харбинской начальной школе в 1978 году. Моими учениками были марийцы, татары, удмурты, русские. Посещала семьи всех учеников, знакома с культурой каждого из этих народов, а вот с культурой чувашского народа мне довелось познакомиться в Сиктерме.
   Знаете ли вы страну такую,
   Древнюю и вечно молодую,
   Где в лесу тетерева токуют -
   Словно песней сердце околдуют,
   Где коль праздник - от души ликуют,
   Коль работа - гору дай любую!
   Знаете ли вы такой народ,
   У которого сто тысяч слов,
   У которого сто тысяч песен,
   И сто тысяч вышивок цветет?
   Приезжайте к нам - и я готов
   Это все проверить с нами вместе.
 П.П.Хузангай и про мой, русский народ написал, про мою деревню Евсино, я помню, мы жили точно так, как и народ чувашский!

 С такими мыслями я ехала в Сиктерме, но то что увидела, подъезжая к селу, меня сильно удивило: Цветы, в конце сентября, на обочинах дорог, не полевые цветы, садовые, декоративные! Их было много, яркие петунии всех расцветок улыбались со всех сторон! Они приглашают в гости, мы вас ждем, смотрите, любуйтесь, вам у нас понравится! В селе у каждого дома тоже цветут цветы, газон коротко стрижен, ухожен, чистота кругом! Ясно, что люди любят родное село, гордятся им, органы местного самоуправления работают!

 Меня уже ждал Валерий Тимофеевич Юмаков, главный строитель ООО Хузангаевский. Мы поехали по селу. Вот он, парк культуры "100 лет СССР", А вот и вторая арка - Мост Дружбы народов! Так решил Иван Иванович Казанков, по его задумке все здесь построено, - рассказывает главный строитель объединения. Дружба народов - это самое главное, это залог успеха, залог процветания Страны. В парке возвышается прекрасный памятник Советскому Космосу, ракета Восток! Далее идут удивительные мосты, украшенные красным национальным чувашским орнаментом: хороводный мост Уяв, на котором труженики села водят хороводы после сельской посевной компании. У нас, например есть праздник Троица, у марийского народа - Пелядыш пайрем, праздник цветов, у татарского народа - Сабантуй, а у чувашского народа - праздник Уяв! Этот праздник оповещает об окончании весеннего сева, он очень яркий и красочный.(см. воспоминания С.И.Казанкова стр. 25) Далее идет Президентский мост, для руководителя Республики Татарстан, награда эта заслужена, селяне уважают свою власть, в Сиктерме я ездила несколько раз, беседовала со многими людьми, про свою власть люди говорят только добрые слова! Может боятся? Ничего подобного, народ в Сиктерме боевой! Власть Татарстана помогает селу! Сорок благоустроенных домов построено на селе для сельских тружеников. Люди живут и Бога хвалят, за власть молятся!

  По Президентскому мосту мы идем пешком в Крепость, по пути я вижу водяную мельницу, она лихо перекидываеи потоки воды своими сильными лопастями! Я долго любовалась мельницей, помню на родной реке Немдеж такую же водяную мельницу, только эта покрашена, ухожена! Перейдя мост вижу интересные домики, понятно, что старинные! Курные избы, - объясняет Валерий Тимофеевич. Это жилища наших предков, чуваш - булгар.

  Вот и первая изба, это полуземлянка, жилище 9 - 11 века! Изба вполне добротная, дверь обшита черной пятнистой шкурой быка, окна очень узкие, без стекла, вместо стекла натянут бычий мочевой пузырь, чтобы его натянуть, надо очень хорошо потрудиться! Окон три. Значит в этом доме жил вполне состоятельный хозяин! - поясняет мне экскурсовод. У самых бедных людей было только одно окно! В самой избе вся утварь стоит на своих местах: Слева от дверей черная печка без дымохода, я такую печку помню, раньше у нас такая баня была, звали ее черной, из за дыма на стенах! По всей величине этой печки стоял котел, на нем готовилась пища для людей. Он очень большой, как в нашей старой бане. Не удивительно, семьи были большими! Не далеко от печки стоит корыто, в нем подставка, на подставке лучина. Это освещение в вечернее и ночное время! Далее стоит деревянный стол, он очень прочный, скорее всего дубовый! А с правой стороны стоит большой топчан, покрыиый большой бычьей пятнистой шкурой. На стенах висят лапти и другие предметы быта! Такое впечатление, что я реально попала в старину! Даже запах дыма чувствуется, в холодные дни печка протапливается. На крыше полуземлянки плотный слой земли, на нем растут разные растения нашей средней полосы. Валерий Тимофеевич поджидает меня у следующей избы, лубяной. А я то думала,что лубяные избушки бывают только в сказках! Продолжение ждите...