Февраль 43-го. Хроника 222 ад ДД. Ч. 1

Владимир Мутин 2
Февраль 43-го. Хроника 222 ад ДД. Ч.1

Прежде чем продолжить хронику боевой работы 222 ад ДД предложу две статьи из красноармейской газеты «Красный сокол», номера которой оказались у меня в качестве электронных клонов по случаю благосклонности судьбы и невероятных усилий друзей из Незалежной сохранить их и переправит в Россию. К тому же как раз по делу пригодившихся.

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ ГАЗЕТА № 15 (167) «КРАСНЫЙ СОКОЛ», СРЕДА, 3 ФЕВРАЛЯ 1943 Г. 

ДЕЙСТВИЯ ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ОБЪЕКТАМ НОЧЬЮ

Капитан Г. МАЗИТОВ

Бомбардировка железнодорожных объектов преследует цель вывести из строя на определенное время станцию, депо, пути и подвижной состав противник, то есть сорвать его перевозки по железной дороге. Сейчас наша ночная авиация, беспрерывно бомбардирующая неприятельские коммуникации, оказывает очень серьезную помощь в наступательных операциях Красной Армии.

Вывести железную дорогу из строя не так просто. На станциях есть восстановительные команды, ремонтные дрезины или поезда, которые сравнительно быстро устраняют последствия бомбардировок. Надо поэтому выбирать на отрезке железной дороги самые уязвимые места, где восстановление разрушенного всего труднее. Таким объектом прежде всего является узел. Эффект бывает выше, если бомбардировщики наносят одновременные, удары по ряду узлов и перегонов. В этом случае противнику трудно маневрировать ремонтными поездами.

ВЫХОД НА ЦЕЛЬ

Одна из самых больших трудностей в действиях по железнодорожным объектам ночью — выход на цель. Иногда сами экипажи не подозревают того, что бомбардируют совершенно другую цель, и с чистой совестью докладывают о выполнении задания. Когда мы действовали на предельный радиус, подавляющее большинство экипажей бомбардировало заданные цели, но иногда можно было наблюдать разрывы бомб и висящие САБы уже за несколько километров до заданного объекта. Это бомбили экипажи, неточно вышедшие на цель.

Что же требуется, для того, чтобы безошибочно разыскать железнодорожный узел? Летчики знают, что почти все крупные узды имеют характерные линейные ориентиры, так как располагаются в больших городах. Например, узел С. просматривается хорошо даже с высоты 4 тысяч метров, узел Б., расположенный возле лесного массива и реки, также хорошо заметен с больших высот и зимой и летом. Достаточно вести внимательно расчеты, чтобы в нужное время увидеть такой узел. Разумеется, по маршруту надо обязательно пользоваться дополнительными характерными ориентирами причем брать за ориентиры реки, города, озера, но ни в коем случае не всматриваться во все мелочи, как это делают некоторые экипажи.

Хуже, когда узлы не имеют характерных ориентиров (например, станция Л.). В таких случаях мы выходим на цель за счет уменьшения высоты.

Чтобы заметить ночью город, в кабине тушатся все огни. Если сам город сильно затемнен, то подходы к нему обычно демаскированы идущими поездами или автомашинами. Трудности на этом не кончаются. Внутри города узел нелегко заметить. Однажды экипаж подполковника Бровко вышел на город К., но определить, как расположены объекты узла, сразу не смог. Командир поступил таким образом: вышел на реку, пересекавшую город, а затем от нее стал на боевой курс. Часто сам узел помогают определить огни или искры от паровозов.

Нередко мы посылаем впереди всех экипажей «зажигальщика». Так были однажды подожжены сооружения на узле К. и остальное экипажи точно вышли на цель по пожару. Но бомбардировка с «зажигальщиками» может иметь и обратные последствия. Если первый экипаж зажжет случайный объект вдали от цели, то остальные также могут сбросить бомбы в пустую. Однажды немецкий самолет поджег бараки на окраине одного города, вдали от узла. Все остальные немецкие самолеты стали бить тоже по этим баракам.

Хорошие результаты даст вылет всех самолетов засветло. Это зависит от организации полета. К сожалению, очень часто вылеты задерживаются только потому, что экипажи не придают значения тактической роли своевременного вылета.

Как быть, если в районе узла плохая погода и цель закрыта облаками? Есть в таких случаях два выхода: пробивать облака или бомбардировать цель из-за облаков по расчету времени. Практика показывает, что не следует увлекаться пробиванием облаков и ставить это в заслугу экипажам, слишком низко опускающимся в облаках.

По расчету времени можно бомбардировать довольно точно, если на расстоянии 10—20 километров от цели есть хороший ориентир, который может служить началом боевого пути. В районе Сталинграда наши экипажи выходили на изгиб Волги и оттуда, выдерживая курс и скорость, бомбили цель.

В последние месяцы мы при бомбардировке узлов широко практикуем подсвечивание. Самолет-осветитель высылаем за несколько минут раньше других. Кроме того, каждый самолет имеет светящуюся бомбу небольшого калибра. Это облегчает экипажам нахождение цели.

БОМБОМЕТАНИЕ

Если узел хорошо виден, некоторые экипажи бьют по входным стрелкам, чтобы закупорить въезд на станцию. Другие предпочитают бомбить по центру узла, с таким расчетом, чтобы бомбы, пересекли скопление вагонов, паровозов или цистерн.

Для бомбардировки узлов надо брать бомбы крупного калибра со взрывателями мгновенного действия. Это дает возможность использовать силу взрывной волны и осколков для уничтожения подвижного состава, а также солдат в эшелонах. Можно также ставить взрыватели с разным замедлением. Это даст меньше разрушений, но задержит на узле восстановительные работы.

Некоторые экипажи практикуют, кроме бомбардировки, обстрел узлов из пулеметов. Например, очень удачно обстрелял с низкой высоты Н-ский узел экипаж Героя Советского Союза капитана Петелина. Стрелки били по прожекторам и <п…залу>. Но там, где самолетов много и действуют они строго по расписанию, излишние стрельбы вредны. Был случай, когда пулеметная трасса стрелка задела наш самолет, находившийся ниже.

Высота бомбардировки зависит от противодействия противника. При бомбардировке узла О. немцы ввели в действие много зенитных точек: выше били орудия крупного калибра, ниже — малого калибра, а также зенитные- пулеметы. Наши самолеты летели на разной высоте и поэтому противник не мог сосредоточить огня. Лучший способ ухода от ЗА малого калибра и пулеметов, предельные высоты которых нам известны, — набрать высоту на несколько сот метров больше и бомбить без всякого маневра с целью сохранить режим полета для точного бомбардирования.

ПО ПЕРЕГОНАМ

Прежде чем лететь на бомбардировку железнодорожных перегонов, мы заранее изучаем по карте рельеф пути и выбираем себе участок подальше от крупной станции. В большинстве случаев наши экипажи стараются бомбить не просто полотно, а составы в пути. Найти их можно по фонарям и искрам паровоза. В лунную ночь состав виден хорошо и так. Если бомбардируют само полотно, то выбираем не насыпь, а выемку, где восстанавливать разрушение труднее.

Попасть в полотно трудно — цель слишком узка. Поэтому лучше всего действовать по перегонам в светлые ночи с малых высот. Заходить на цель надо под углом в 30 градусов. Бомбы брать среднего калибра для составов — со взрывателем мгновенного действия, для полотна — с замедлением. Сбрасывать бомбы лучше по одной, по две. В перегонах наши экипажи широко применяют пулеметный обстрел. В первую очередь бьют по цистернам. Если их нет — по паровозу.
*****

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ ГАЗЕТА № 18 (170) «КРАСНЫЙ СОКОЛ», СРЕДА, 10 ФЕВРАЛЯ 1943 Г. 

Старший лейтенант Ф. ТРОФИМОВ

ПРИКРЫТИЕ НЕМЦАМИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ УЗЛОВ

За семь месяцев боевой работы мною сделано свыше 120 вылетов. Из них добрая половина приходится на бомбардировку железнодорожных узлов, станций и перегонов. За это время нами уничтожен не один эшелон противника, разрушено несколько станций, служебных зданий, входных стрелок и путей. Накопился известный опыт, который помогает нашему экипажу неустанно повышать эффективность бомбометания.

Налеты и бомбометание по железнодорожным узлам — трудное дело, связанное с большим риском попасть в лапы десятка прожекторов, или под огонь зенитных батарей. Враг хорошо понимает важность для фронта железнодорожных узлов и поэтому прикрывает их мощной системой ПВО.

Бомбометание по железнодорожным узлам и станциям совершается в большинстве случаев со средних высот. В соответствии с этим, немцы и насыщают оборону узлов артиллерией крупного, а чаще всего среднего калибра. Оборона круговая, но с преобладанием зенитных средств на восточной стороне цели; причем, противовоздушные средства противника, как правило, подвижны. Сегодня засечешь батарею или орудия в одном месте, а завтра батарея бьет уже с другой стороны. На основании своей практики, я думаю лучше всего бомбометание вести не выше, а ниже разрывов снарядов. Если снаряд разорвался выше корабля на 50—100 метров, то он никакого вреда не сделает, а если ниже — машину может повредить взрывной волной и осколками.

Крупные железнодорожные узлы в своем тылу немцы прикрывают автоматическими пушками меньше. Мы очень часто совершенно безболезненно снижались до небольших высот и успешно бомбили с них. Кое-где и то с опозданием в таких случаях тявкали автоматы. Но за последнее время немцы на узлах и станциях начали выставлять аэростаты заграждения. Они висят на средних высотах. Расчет тут простой: бомбометание с высот, превышающих высоту аэростатов, по таким узким целям, как станционные здания и эшелоны, очень трудно и не всегда эффективно. В этих условиях от штурмана требуется большое мастерство. Никогда не следует торопиться бомбить с хода. Лучше как следует просмотреть землю, наметить точку прицеливания, определить угол захода и тогда уже сбрасывать бомбы.

Немцы очень много внимания уделяют хитрой маскировке важных железнодорожных узлов и станций. Для этого они иногда строят целые ложные станции с входными и выходными путями. Раньше на этих ложных «станциях» все время горели костры или стояли зажженные фонари, подражающие паровозам. Однако, мы скоро разгадали эту хитрость, ибо на действительной станции во время налета огней никогда не бывает. Тогда немцы пошли дальше: когда они слышат приближение самолета, то на «станции» включают фары и зажигают специальные шашки, похожие на серию фугасных бомб. Издали летчику и штурману кажется, что «станция» ухе подвергается бомбардировке. Когда подлетаешь к такой «станции» ближе, противник для большей убедительности включает огни, а уходишь, снова повторяет свои трюк. Трудно удержался, чтобы не возвратиться и не отбомбиться по этой ложной цели.

Для того, чтобы найти действительную станцию, я очень тщательно изучаю подходы к ней со всех сторон и отмечаю характерные ориентиры на карте. Я никогда не выбираю себе цель под влиянием других экипажей, бомбардирующих вместе с нами, а сам нахожу заданный объект и поражаю его. Заход на станцию делаю под углом 45 градусов. Такой угол гарантирует, что бомбы накроют цель, так как увеличивается длина поражения площади. Если зайдешь параллельно путям, то достаточно малейшего отклонения (даже на один градус) и бомбы все лягут в стороне от станции. Если зайдешь поперек, то в лучшем случае на цель попадет половина бомб, а остальные пойдут мимо с перелетом или недолетом. Эта не относится к бомбометанию по эшелонам на разъезде или в поле, когда имеешь возможность снижаться до 300—-500 метров. В этих случаях я захожу параллелью эшелону.

В большинстве случаев нам приходится действовать темной ночью, в условиях ограниченной видимости. Поэтому организация подсвечивания играет большую роль. Существует много способов подсвечивания. По-моему, самый простой и в то же время весьма надежный способ — пользоваться взаимным подсвечиванием. В штабе должны точно рассчитать, какой корабль в какое время будет сбрасывать САБы, а штурманы обязаны точно выдержать этот расчет. Первый корабль бомбит и подсвечивает одновременно, за ним идут два корабля и, пользуясь подсвечиванием первого, сбрасывают бомбы по цели, четвертый корабль опять бомбит и подсвечивает и т. д. Этим мы сильно ослабляем ПВО противника, так как большинство своих средств немцы отвлекают на тушение САБов.

Лучше всего подсвечивать цель крупными САБами. Я считаю ошибочным использование в некоторых частях только мелкокалиберных САБов. Оки очень неэффективны, позволяют различать только общие контуры станции, но то, что на ней есть в данный момент, при их свете не видно.
*****

А на полях Восточного фронта, как передавало СОВЕТСКОЕ ИНФОРМБЮРО за 2 февраля 1943 г., войска Донского фронта полностью закончили ликвидацию немецко-фашистских войск, окружённых в районе Сталинграда. 2 февраля раздавлен последний очаг сопротивления противника в районе севернее Сталинграда. Историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск.

На остальных участках фронта наши войска продолжали вести наступательные бои на прежних направлениях и заняли ряд населённых пунктов.

Наши корабли в Баренцевом море потопили транспорт противника водоизмещением в 12 тысяч тонн.

А 3 февраля в районе севернее Курска наши войска овладели железнодорожными станциями ЗОЛОТУХИНО и ВОЗЫ, перерезав таким образом железнодорожную линию между КУРСКОМ и ОРЛОМ.

… частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено до 100 немецких автомашин с войсками и грузами, подавлен огонь 4 артиллерийских батарей, рассеяно и частью уничтожено до батальона пехоты противника.

5 февраля наши войска после упорного боя овладели городом и железнодорожной станцией СТАРЫЙ ОСКОЛ. Окружённый гарнизон противника уничтожен и частично пленён.

На Украине наши войска овладели городом и железнодорожной станцией ИЗЮМ.

5 февраля частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено 8 немецких танков, до 200 автомашин с войсками и грузами, подавлен огонь 6 артиллерийских батарей, взорвано 6 складов боеприпасов, рассеяно и частью уничтожено до батальона пехоты противника.

…с 31 января по 6 февраля включительно, в воздушных боях и на аэродромах противника уничтожено 149 немецких самолётов. Наши потери за это же время — 93 самолёта.

6 февраля частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено более 100 автомашин с войсками и грузами, подавлен огонь 9 артиллерийских батарей, взорвано 2 склада боеприпасов, рассеяно и частью уничтожено до роты пехоты противника.

7 февраля севернее Курска наши войска в результате стремительного наступления овладели городом ФАТЕЖ, перерезав шоссейную дорогу КУРСК—ОРЕЛ.

Севернее Белгорода наши войска, продолжая развивать наступление, заняли районный центр и железнодорожную станцию ГОСТИЩЕВО и перерезали железную дорогу БЕЛГОРОД—КУРСК.

На Украине наши войска овладели городом и железнодорожным узлом КРАМАТОРСКАЯ.

Юго-западнее Ростова-на-Дону наши войска в результате решительной атаки овладели городом и железнодорожной станцией АЗОВ, ликвидировав тем самым последний очаг сопротивления противника на левом берегу реки Дон.
*****
А теперь «плавно» перейдем к хронике боевой работы 222 ап ДД за февраль месяц 43-го, «слизанной» из боевых распоряжений, боевых донесений штаба 222 ад ДД, а также боевых донесений штаба 37 ап ДД, любезно представленных на ресурсе «Память народа».

2.2 - 4.2.43 г.

Командир 222 авиадивизии приказал 16 ап ДД 7 самолетами, 37 ап ДД 12 самолетами, 125 ап ДД 7 самолетами в ночь с 2.2 на 3.2.43 г. эшелонированными ударами одиночных самолетов разрушать ж.-д. узел Брянск- II. Боевая зарядка на самолет: 4 ФАБ-250 и по 2 ФАБ-100 или 2 ЗАБ-100 из расчета иметь по 50%. 37 ап ДД на два самолета подвесить по 2 ФАБ-500.

222 ад ДД в ночь с 3.2 на 4.2.43 года эшелонированными ударами одиночных самолетов уничтожала скопление ж.-д. эшелонов и разрушала ж.-д. узел Брянск в период 19:00 -19.50 с высоты 3000 - 4100 м. Было произведено 25 самолетовылетов.

Погода по маршруту была ясной, местами наблюдалась дымка, видимость 7-3 км, в районе цели облачность 2-3 балла на высоте 5000 метров с видимостью 2-3 км.

Ж.-д. узел Брянск был прикрыт до 5 батарей ЗА крупного и среднего калибра и отмечено 6 точек МЗА. Действовало до 10-12 прожекторов, огонь ЗА вела интенсивно во взаимодействии с прожекторами. В районе цели патрулировали одиночные истребители противника, пускали красные ракеты, предположительно давали сигнал «я свой самолет».

Всего сброшено бомб: 2 ФАБ-500, 83 ФАБ-250, 28 ФАБ-100, 24 ЗАБ-100 ТЩ, 11 ЗАБ-50, 10 САБ-15, 2 ФОТАБ-35. Итого: бомб 160 шт., весом 27720 кг, разброшено листовок в районе цели 114000 шт. на русском языке «Наша Москва». Боевой налет составил 77 часов 13 мину.

По наблюдениям экипажей и специально выделенными контролерами установлено: до 92 разрывов бомб по ж.-д. путям и станционным постройкам ж.-д. узла Брянск-1 и в районе поселка Володарского, при этом отмечено в районе приемо - отправочного парка до 58 разрывов и до 10 очагов пожара, три очага пожара больших размеров в северное части станции, один из которых сопровождался большими взрывами с огнем красного пламени.

4 взрыва наблюдались в центральной части станции, в районе сортировочного парка до 34 разрывов, создавших до 6 очагов пожара, один большого размера в северо-восточной части станции сопровождался взрывами и два очага пожара центральной части станции, предположительно горел эшелон. В районе поселка Володарского до 12 разрывов, создавших два очага пожара, один из них большого размера в последствии наблюдался при удалении от цели на 40-50 км.

По прилету на свой аэродром помощник командира авиадивизии по радионавигации майор Михайлов, летавший на боевое задание в ночь 3.2- 4.2.43 года на Брянск в составе экипажа Жилина из 37 ап ДД, докладывал начальнику штаба 222 ад ДД:

«Я наблюдал в ночь с 3.4 на 4.2.43 года, результаты бомбометания экипажей авиадивизии, по ж.-д. узлу Брянск-1. Время наблюдение 19:05 – 19:25. Большинство экипажей производило бомбометание по городу и аэродрому, так три экипажа, заходя на цель с северо-востока, в 19:05-19:07 сбросили бомбы по северо-западной окраине города, где возник пожар. В 19:09 – 19:10 два экипажа, как видно, ориентируясь на пожар, сбросили бомбы западнее пожара, последние упали на аэродром. При уходе от цели наш экипаж наблюдал, что большинство экипажей, продолжали бомбить город.

Видимость цели хорошая, самолетов осветителей над целью в этот период не было. Над целью видел два одномоторных самолета, зафиксирована ЗА до 5 батарей среднего калибра и до 15 прожекторов.

Выводы: 1. Экипаж на земле недостаточно изучает цель по картам и фотопланшетам, в особенности не изучают заход на цель. 2. Экипажи не имеют карт крупного масштаба дли вывода самолета на цель и определение цели по земным ориентирам, а выводят самолет на цель по полетной карте 1:1000000».
*****

4.2 - 5.2.43 г.

В ночь с 4.2 на 5.2.43 г. 222 ад ДД эшелонированными ударами одиночных самолетов уничтожала скопление ж.-д. эшелонов и разрушала пути на ж.-д. узлах Гомель и Брянск. Всего было произведено 27 самолетовылетов, из них по ж.-д. узлу Гомель – 19 самолетовылетов; по ж.-д. узлу Брянск – 7 самолетовылетов.

Погода на маршруте к дальней цели была ясной, видимость 5-8 км, над целью – ясно. С запада и северо-запада надвигалась сплошная облачность. Всего было сброшено 194 бомбы различного калибра и предназначения общим весом 30320 кг. Разброшено листовок на русском, белорусском и немецком языках 514000 шт. Общий налет составил 117 часов 53 минуты.

По ж.-д. узлу Гомель бомбометание производилось в период 20:00 – 20:54 4.2.43 г. с высоты 2500-3800 метров. Было сброшено 4 ФАБ-500, 58 ФАБ-250, 28 ФАБ-100, 20 ЗАБ-100, 2 ЗАБ-50, 20 САБ-15, 6 ФОТАБ-35.

Были разбросаны листовки в количестве 288000 штук, из них «Кто уедет с немцами, тот погибнет» на белорусском языке – 200000 штук, «К молодежи, поступившей в немецкую полицию» на русском языке – 55000 штук.

Цель прикрывалась слабым огнем двух батарей ЗА среднего калибра, а 6 прожекторов кустами по два прожектора работали без особого взаимодействия с ЗА.

Наблюдениями экипажей установлено: до 33 попаданий по ж.-д. узлу и до 20 попаданий по кварталам города, примыкающих к западной части ж.-д. узла, в результате чего было создано до 8 очагов пожара, из них 4 больших и 1 малого размера в северной части ж.-д. узла, 1 в центре большого размера и 2 очага пожара в южной части города. Отмечен 1 взрыв в западной части ж.-д. узла, сопровождавшийся большим белым пламенем. Заместитель штурмана АДД подполковник Соколов, летавший за штурмана в экипаже 37 ап ДД капитана Шкоды, отметил наличие прямых попаданий по ж.-д. узлу и городу.  Успешность выполнения задания также подтверждал экипаж 37 ап ДД подполковника Катаржина.

По ж.-д- узлу Брянск-1 бомбометание производилось в период 19:21 – 20:08 с высоты 2800-4200 метров. Было сброшено 19 ФАБ-250, 13 ФАБ-100, 8 ЗАБ-100, 4 САБ-25, 4 САБ-15. Также были разбросаны листовки на русском, белорусском и немецком языках в количестве 226000 штук.

Цель прикрывалась интенсивным огнем до 3-5 батарей ЗА среднего и крупного калибра без особого взаимодействия с прожекторами. В районе Дятково два истребителя противника неустановленного типа безрезультатно преследовали в течении 20-30 минут наш самолет, идущий на дальнюю цель.

В результате бомбометания экипажами отмечено до 26 попаданий по ж.-д. узлу. Возникло 2 очага пожара в центре узла и 1 в западной его части, сопровождавшийся 1 взрывом.

Экипаж 37 ап ДД капитана Жилина на маршруте к цели в районе Дядьково был встречен двумя истребителями противника с включенными фарами на высоте 3700-3800 метров, которые стали преследовать наш бомбардировщик. Для ухода от преследователей экипаж стал маневрировать, изменяя курс, в результате чего вышел на ж.-д. станцию Новозыбково, которая в это время бомбардировалась и подсвечивалась другой группой бомбардировщиков. Экипаж принял решение бомбардировать данную, вовремя подвернувшуюся, цель. Бомбометание произведено в 20:00 с высоты 3500 метров. Было сброшено 4 ФАБ-250, 2 ФАБ-100, 2 ЗАБ-100. Экипаж наблюдал 4 разрыва бомб по юго-западной части станции и один взрыв.

Цель прикрывалась слабым огнем двух батарей ЗА крупного калибра. Отмечена работа двух прожекторов.

222 ад ДД повторным вылетом в ночь с 4.2 на 5.2.43 года при ясной погоде и видимости до 8 км одиночными самолетами уничтожала скопление ж.-д. эшелонов и разрушала ж.-д. пути на станции Брянск-1, произведя 22 самолетовылета с общим боевым налетом 66 часов 08 минут.

Бомбометание производилось с высоты 2900-4100 метров в период 02:27 – 03:30 5.2.43 года. Было сброшено 147 бомб разного калибра и предназначения, общим весом 25065 кг, из них были одна ФАБ-1000 и 9 ФАБ-500.

По наблюдениям экипажей установлено до 70 попаданий по ж.-д. узлу и окраине поселка Володарский. Отмечено 3 пожара с одним взрывом большой силы и 2 взрыва в районе поселка Володарский.

В боевых донесениях штаба 37 ап ДД особо отмечено, что экипажи ст. лейтенанта Алексеева и ст. лейтенанта Тимофеева при бомбардировке Гомеля 4.2.43 г. и тот же экипаж ст. лейтенанта Алексеева при бомбардировке уже Брянска 5.2.43 г. произвели по три захода на цель. 

Как-то в одном письме штурман Николай Стогин из 109 ап ДД 48 ад ДД высказал критическое замечание историку Сергиенко А.М., что тот часто заострял внимание в описании боевых вылетов на многократность заходов на цель некоторых экипажей, преподнося это за геройство из-за желания как можно точно поразить цель, и растолковывал историку, что это далеко не геройство, а, по сути, неслаженность взаимодействия летчика и штурмана при бомбометании. Чем больше бомбардировщик находится над целью, тем больше вероятность его поражения ЗА противника. Поэтому бомбометание желательно производить с первого захода и это и есть мастерство во взаимодействии летчика, выдерживающего боевой курс, и штурмана, определяющего летчику этот боевой курс для прицельного бомбометания.
 

Но экипаж ст. лейтенанта Алексеева в этих полетах был осветителем, а в полете на Брянск-1 еще выполнял роль контролера, сбрасывал бомбы САБ-15, как указано в донесении, сериями по 3-4 штуки. Как утверждает контролирующий полковник Соколов, подсвет цели был произведен на отлично.

И согласно боевого распоряжения на боевой вылет на Гомель 4.2.43 г.  были определены точки прицеливания и время удара: для 16 ап ДД станция Гомель пассажирская в 19:30-19:40, для 37 ап ДД станция Гомель хозяйственная в 19:40-19:50, 125 ап ДД станция Гомель сортировочная в 19:50-20:00.  Цель приказывалось освещать 37 и 16 ап ДД.

Вот и получается, что экипаж ст. лейтенанта Алексеева трижды вынужден был заходить на цель и для каждой группы ее освещать. К тому же время боевого налета экипажа Алексеева и экипажа Шкоды, в составе которого летал штурман АДД подполковник Соколов в качестве штурмана и контролера, практически совпадают: 04 часа 52 минуты у первого и 4 часа 54 минуты у второго. Это говорит о том, что экипаж-контролер весь воздушный налет на станцию Гомель барражировал над целью, отслеживая боевую работу экипажей 222 ад ДД. 

А что касается экипажа Тимофеева, то боевой налет у него составил 4 часа 58 минут и значится отметка, что задание он выполнил успешно. По какой причине было сделано 3 захода на цель в донесении не указано.

К боевому донесению штаба 222 ад ДД №31 от 5.2.43 г. приложено «Заключение о бомбардировании ж.-д. узла Брянск-1 в ночь с 4 на 5.2.43 года»:

«1. В период времени 2:35 – 2:50 наблюдал бомбометание 5 экипажей.

2. Выход на цель с заданных направлений компактно с небольшим интервалом по времени 0,5-1 минута.

Все наблюдаемое мною экипажи бомбили хорошо (цель перекрывалась). Разброса моб по площади не наблюдалось, что говорит за то, что бомбометание производилось по заданной точке прицеливания. Пожары не отмечались, были только взрывы больших размеров.

3. Самолет подсветитель работал хорошо. Естественное освещение цели также хорошее.

Вывод: Бомбометание экипажами выполнено «Успешно».

Старший штурман 222 ад ДД подполковник /Молчанов/ 5.2.43 г.»
*****

5.2 – 6.2.43 г.

222 ад ДД в ночь с 5.2 на 6.2.43 года эшелонированными ударами одиночных самолетов в период 18:25-19;10 с высоты 2500-4500 метров уничтожала скопление ж.-д. эшелонов и разрушала ж.-д. узел Брянск. Было произведено 28 самолетовылетов.

Погода на маршруте и над целью была ясной, видимость 8-10 км. Северо-западнее от цели наблюдалась стена облачности с высоты 1500 метров.

Ж.-д. узел Брянск прикрывался до 4 батарей ЗА среднего и крупного калибра и одной батарей МЗА. Во взаимодействии с 10 прожекторами ЗА вела интенсивный заградительный огонь, а когда наши бомбардировщики попадали в лучи прожекторов огонь ЗА был прицельным на высоте 3200 метров. В северо-восточном районе от цели патрулировал один истребитель противника с саженными фарами не установленного типа.

Самолет ст. лейтенанта Деткова получил осколочную пробоину от огня ЗА в кабине штурмана Соколовского. Экипаж остался невредимым, а самолет требует полевого ремонта. 

Было сброшено 2 ФАБ-500 ф/амер./, 7 ФАБ-500, 81 ФАБ-250, 46 ФАБ-100, 31 ЗАБ-100, 4 ЗАБ-50, 16 САБ-15, 13 ФОТАБ-35. Всего 200 штук общим весом 32795 кг. Израсходовано патронов калибра 12,7 - 360 шт.

Было разбросано 308000 листовок в районе цели на немецком и русском языках, в том числе «Советские войска закончили полностью разгром немцев под Сталинградом» - 180000 штук.

Наблюдением экипажей и специально выделенными контролерами было отмечено до 112 разрывов бомб в районе ж.-д. узла Брянск-1 и поселка Володарского. В районе приёма-отправочного парка зафиксировано до 8 очагов пожара, из них 2 большого размера со взрывами в центральной части ж.-д. путей. Предположительно горели эшелоны. В районе сортировочного парка зафиксировано до 10 очагов пожара, из них 3 в центральной части станции большого размера со взрывами, и 3 в западной части на ж.-д. путях большого размера. А в северной части станции с четырьмя взрывами большой силы с воспламенением красного цвета. Предположительно горели станционные постройки. В районе поселка Володарского отмечены 2 очага пожара в северной части и один взрыв в восточной части поселка.

Боевой налет составил 86 часов 15 минут.

222 ад ДД в ночь на 6.2.43 года повторным вылетом эшелонированными ударами одиночных самолетов в период 00:38-01:10 с высоты 2400-4400 метров уничтожала скопление ж.-д. эшелонов и разрушала ж.-д. узел Брянск-1. Было произведено 22 самолетовылетов.

По маршруту и в районе цели погода была ясной с видимостью 5-7 км.

По докладу экипажей ПВО ж.-д. узла Брянск усилилась по сравнению с первым налетом. Работала ЗА крупного и среднего калибра до 6-7 батарей, зафиксировано до 6 точек МЗА. ЗА вела заградительный и прицельный огонь во взаимодействии с 10-12 прожекторами. Разрывы снарядов ложились на одной высоте наших бомбардировщиков. Истребители противника замечены не были.

Бомбардировщик экипажа ст. лейтенанта Алексеева в качестве осветителя и контролера сделал на цель два захода. В качестве контролера над целью барражировал самолет капитана Шкоды, за штурмана у которого был штурман АДД подполковник Соколов.

Всего сброшено 4 ФАБ-500, 67 ФАБ-250, 39 ФАБ-100, 24 ЗАБ-100, 4 ЗАБ-50, 18 САБ-15, 4 ФОТАБ-35. Всего сброшено 160 бомб общим весом 25660 кг, израсходовано патронов 12,7 калибра 300 штук, а также разбросано в районе цели 20000 листовок.

В результате бомбометания по докладам экипажей отмечены до 5 очагов пожара в районе сортировочного парка, два из них на ж.-д. путях в центре и три в северной части станции. В районе отправочного парка было создано 5 очагов пожара. Предположительно горели эшелоны.  Наблюдались взрывы большой силы в местах очагов пожара. Один взрыв большой силы отмечен на пассажирской станции. В районе поселка Володарского в результате бомбометания возникло 3 очага пожара.

Боевой налет составил 62 часа 20 минут.

По прилету на свой аэродром майор Михайлов, летавший за штурмана в экипаже Жилина докладывал начальнику штаба 222 ад ДД:

«В ночь с 5 на 6 февраля 1943 года в период 18:38-19:00 и 00:35-00:50 я наблюдал бомбометание частей дивизии по ж.-д. станции Брянск-1.

1./ В 1-ый вылет противодействие с земли было слабое, корабли на цель заходили с севера-запада и северо-востока, организовано на интервалах 0,5-1 минута.

Видимость цели была хорошая, при подсвете САБ отличная.

2./ Основная масса экипажей бомбометание производила хорошо, разрывы бомб наблюдал по ж.-д. путям и прилегающим постройкам ж.-д. станции Брянск-1.

3./ В результате 1-ого удара 18:53 было создано два больших очага пожара, один в северной части станции и один в южной части станции. При подсвете САБ, пожар в южной части станции сопровождался взрывами (видел два) и шел черной густой дым, предположительно горело горючее.

В прилегающих постройках было создано 6 очагов пожара малых размеров (предположительно горели деревянные постройки).

4./ В 18:48 наблюдал разрыв 6 бомб в лесу северо-восточнее Брянска в 5-7 км и 18:59 наблюдал разрывы бомб 8 штук на шоссе 4 км северо-западнее Брянска.

5./ 1 налет был произведен считаю успешно.

Во 2—ой вылет удар был нанесен 00:35 – 00:50

1./ Сопротивление с земли было организовано сильное, стреляло одновременно до 8 батарей среднего калибра и по высоте снаряды рвались точно. Одновременно работало 8-15 прожекторов. Три экипажа были прожекторами схвачены и огонь ЗА весь сосредотачивался на них.

2./ при подходе к цели пожары от первого удара еще продолжались, особенно сильный пожар был в южной части станции.

3./ Большинство бомб рвались в западном и восточной части, прилегающих построек к станции. Был создан один очаг пожара небольшого размера в восточной части поселка. Около 15 разрывов видел на ж.-д. путях, в южной части станции.

4. Два экипажа бросили бомбы, не доходя до цели 7-8 км в лесу.

Майор /Михайлов/»
*****

6.2 – 7.2.43 г.

222 ад ДД в ночь с 6.2 на 7.2.43 года эшелонированными ударами одиночных самолетов в количестве 25 должна уничтожать скопление ж.-д. эшелонов и разрушать ж.-д. пути на ж.-д. узле Брянск-1. Но из-за неблагоприятных метеоусловий на участке Козельск – цель: облачность 10 баллов на высоте 600-1200 метров, местами снегопад при видимости 0,5-1 км, к цели прорвались лишь 2 экипажа, 12 самолетов по циркулярной команде отбомбились по запасной цели – Орел. 3 самолета совершили налет на запасную цель - станция Карачев. Один из них – разведчик погоды с экипажем в составе командира корабля ст. лейтенанта Тимофеева Георгия Мартыновича, второго пилота мл. лейтенанта Косточкина Алексея Семеновича, штурмана ст. лейтенанта Боченкова Михаила Ивановича, стрелка-радиста ст. сержанта Смирнова Анатолия Николаевича, воздушного стрелка сержанта Гадалина Ивана Степановича, с боевого задания не вернулся.

Экипаж произвел взлет в 16:20, установил связь с землей в 16:24, до линии фронта через каждые 5-7 минут давал радиограммы о состоянии погоды по маршруту. В 17:55 дал радиограмму о пролете линии фронта, в 18:13 дал радиограмму о состоянии погоды за линией фронта. В 18:20 радистом наземной радиостанции 37 ап ДД ст. сержантом Дерябиным была принята радиограмма о пролете экипажем контрольного пункта Козельск. Другими радиостанциями и подслушиванием экипажей других самолетов эта радиограмма не принята.

7 самолетов задание не выполнили, вернулись с маршрута из-за неблагоприятных метеоусловий, попав в полосу низкой облачности и снегопад. Посадку произвели с бомбами на своем аэродроме благополучно. Один самолет не выполнил задание из-за неисправности матчасти. В частности, экипаж 37 ап ДД ст. лейтенанта Алексеева, до этого выполняющий роль осветителя целей и контролера, в 18:29 возвратился от линии фронта и в 19:49 произвел посадку на свой аэродром с бомбами благополучно. 

Облачность над Брянском двух-трехслойная в 10 баллов высотой 800-1500 метров, видимость до 3 км. Бомбометание по ж.-д. узлу Брянск-1 производилось по расчету времени из-за облачности в период 18:55 – 19:05 с высоты 1700-2500 метров. Было сброшено 6 ФАБ 250, 4 ФАБ-100, 2 ЗАБ-100, 2 ФОТАБ-35. В разрывы облачности экипажи наблюдали 6 попаданий в район ж.-д. узла и 1 взрыв большой силы.

Облачность над Орлом трехслойная в 10 баллов высотой 800-2000 метров с разрывами между слоями, видимость до 3 км. Бомбометание ж.-д. узла Орел производилось по расчету времени и в просветы разрывов облачности в период 18:55-19:47 с высоты 1600-3200 метров. На цель произведено 7 заходов. Было сброшено 4 ФАБ-500, 41 ФАБ-250, 18 ФАБ-100, 15 ЗАБ-100, 4 ЗАБ-50. После бомбометания экипажи, производившие сброс бомб с высоты 1600 метров, из-за тонкого слоя облаков наблюдали разрывы бомб, отметив 2 очага пожара и 1 взрыв большой силы в районе города.

Работу ПВО противника ж.-д. станций Брянска установить не удалось из-за неблагоприятных метеоусловий.

Экипажи 37 ап ДД отметили огонь до 6 батарей ЗА крупного и среднего калибра и работу до 10 прожекторов. Так же отмечен огонь МЗА до 8 точек.

Облачность над Карачаев многослойная в 10 баллов, нижняя кромка на высоте 800 метров, видимость до 3 км. Бомбометание по ж.-д. станции Карачев производилось в период 19:02-19:05 с высоты 1000-1200 метров. Было сброшено 1 ФАБ-500 ф/амер/, 1 ФАБ-100 ф/амер/, 9 ФАБ-250, 5 ФАБ-100, 3 ЗАБ-100.

Экипажи наблюдали 10 разрывов бомб, из них по ж.-д. путям в центре станции и 5 в северной части города, примыкающей к станции, сопровождавшимся одним взрывом большой силы.

Цель прикрывалась 5 точками ЗП, расположенных вокруг станции, которые вели сильный, но безрезультатный огонь. Прожектора отсутствовали.

На обратном маршруте на участке цель – Серпухов – облачность 10 баллов на высоте 600-1000-2000 метров, местами обледенение на высоте 100 метров, снегопад, видимость 0,5-1 км, на участке Серпухов – аэродром – ясно, видимость 3-4 км.
*****

Вот еще один экипаж не вернулся на базу. Светлая им память.

Тимофеев Георгий Мартынови, 1915 г.р., командир корабля 37 ап 14 гв. бад, ст. лейтенант 06.02.1943 г. не вернулся с боевого задания, пропал без вести. [ЦАМО, Ф.: 20061, Оп.: 2, Д.: 5]

Ст. лейтенант Тимофеев Г.М. награжден орденом Красного Знамени по приказу подразделения №: 96/н от 12.03.1943 г. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682527, Д.: 38]

Из наградного документа:

«Находился на фронте в борьбе с белофиннами в 1939-40 г и на фронте Отечественной войны с 19.7.42 г.

На фронте Отечественной война тов. ТИМОФЕЕВ в системе АДД сделал 31 успешней боевой вылет. Летая в сложных метеоусловиях ночью, он всегда точно выводит свой самолет на цель.

Летая по разрушению ж.-д. станций противника, на города СМОЛЕНСК, ОРША, ВЯЗЬМА, ВИТЕБСК и др., причинил много ущерба противнику, особенно на ж.-д. станции гор. ВИТЕБСК, где уничтожено 3 ж.-д. эшелона с грузами, разрушена казарма солдат и уничтожено 500 гитлеровцев, а также уничтожены склады с горючим и боеприпасами. Производя налеты на аэродромы противника особенно на аэродром СЕЩА, где уничтожено до 73 самолетов противника. Тов. ТИМОФЕЕВ так же принимал участие при уничтожении гарнизона и техники врага в г. ВЕЛИКИЕ ЛУКИ и НОВОСОКОЛЬНИКИ. За что от наземного командования была получена телеграмма - БЛАГОДАРНОСТИ за уничтожение противника и облегчение действий наземным войскам. Тов. ТИМОФЕЕВ всегда держит матчасть в боевой готовности и готов в любую минуту по приказу командования вылететь на уничтожение фашистских орд. Осваивая сложную материальную часть и летая на боевое задание тов. ТИМОФЕЕВ не имеет летных происшествий».

Косточкин Алексей Семенович, 1921 г.р., пилот 37 ап 14 гв. бад, мл. лейтенант, 06.02.1943 г., не вернулся с боевого задания, пропал без вести. [ЦАМО, Ф.: 20061, Оп.: 2, Д.: 5]


Боченков Михаил Иванович, 1915 г.р., штурман корабля 37 ап 14 гв. бад, ст. лейтенант, 06.02.1943 г., не вернулся с боевого задания, пропал без вести. [ЦАМО, Ф.: 20061, Оп.: 2, Д.: 5]

Смирнов Анатолий Николаевич, 1917 г.р., воздушный стрелок-радист 37 ап 14 гв. бад, ст. сержант, 06.02.1943 г., не вернулся с боевого задания, пропал без вести. [ЦАМО, Ф.: 20061, Оп.: 2, Д.: 5]

Гадалин Иван Степанович, 1918 г.р., воздушный стрелок 37 ап 14 гв. бад, мл. сержант, 06.02.1943 г., не вернулся с боевого задания, пропал без вести. [ЦАМО, Ф.: 20061, Оп.: 2, Д.: 5]