День сюрприза

Галина Горбунова
    Во время праздников последние изменения в доме, который мы унаследовали от родителей нашего отца, были, наконец, завершены, и наша семья переехала из «кроличьей фермы» Брно (так отец называл наш жилой комплекс) в Заставку у Брна.               

   Для меня переезд принес определенную проблему. После каникул начинался выпускной год, и я не хотела менять гимназию. Пришлось ездить в школу на поезде. Сначала было трудно к этому привыкнуть. В Брно школа была рядом, я вставалала в семь часов утра, но теперь в семь я сидела в поезде, направлявшемся в Брно. К счастью, гимназия  находилась недалеко от вокзала, поэтому через четверть часа я была уже там. За два месяца я привыкла вставать рано и путешествовать по утрам.
Поезд, на котором я ездила утром, был довольно полон, большинство пассажиров -  студенты. Я не стала долго осматриваться, нашла свободное место, открыла блокнот с выпускными вопросами по литературе. Наш чешский учитель был строг и требовал, чтобы мы прорабатывали выпускные вопросы с начала учебного года. Я была поглощена чтением, и не заметила, кто на следующей остановке сел напротив. Через некоторое время мою работу прервал мужской голос:               

- Вы серьезно относитесь к выпускному. 

- О чем вы судите? — спросила я отдаленно. «И откуда вы вообще знаете, что я готовлюсь к выпускному?               
 
   Я удивленно посмотрела вверх со страницы. Молодой человек сидел напротив меня, его голубые глаза улыбались.

-Я умею читать, — засмеялся он и указал на мою тетрадь, на этикетке которой были написаны выпускные вопросы — чешские. Это меня обезоружило. Я вернула ему улыбку.               

-Наш чешский учитель Макура - это метр, мы должны прорабатывать выпускные вопросы прямо с 1 сентября, - объяснила я своему коллеге.

- Макура? — засмеялся он. Итак, вы едете в Крженову!

— Откуда вы знаете?

-Потому что я тоже туда ездил, а Макура был моим одноклассником.

-Ну, мы на самом деле коллеги, — решил он, прощаясь с улыбкой, потому что поезд как раз останавливался на станции Брно.

   На следующий день я увидела вчерашнего «коллегу» на вокзале Розице. Он тоже увидел меня, помахал рукой и через мгновение сел на противоположное место.

-Похоже, мы будем встречаться здесь каждый день, — сказал он, и, повесив куртку, добавил: Ну, я должен представиться: Радек.

— Ханна, — протянула я ему руку.

   С этого дня мы встречались в утреннем поезде почти ежедневно. Нам еще было о чем поговорить. Вскоре мы обнаружили, что у нас обоих одинаковая страсть к книгам. Радек, однако, больше читал, чем я, поэтому он помог мне заполнить пробелы в моих знаниях по выпускным вопросам. И не только это. Он также помог мне подготовиться к вступительным экзаменам. Я хотела изучать чешский язык и литературу на факультете искусств.
   Радек объяснил его знания тем, что он изучал тот же предмет. И Радек меня не опроверг. Он также вскользь упомянул о своих исследованиях истории искусства. О, сказала я себе, вот почему он знает каждого художника и скульптора и может так интересно говорить о картинах и скульптурах!

   Время шло быстро, и был уже май, а вместе с ним и день моего выпуска. Мне это удалось очень хорошо,  даже с похвалой. Конечно, благодаря Радеку. Я также сдала вступительные экзамены в вуз, меня приняли с первой попытки. Осуществилась моя мечта!
   
   Во время каникул мы с Радеком практически не виделись. В течение трех недель я активно и с интересом занимала неполный рабочий день в Кауфланде,  остальные праздники делила между друзьями и садовой работой, которая стала частью нашего нового дома. Все, что я знала о Радеке, это то, что он не в городе. Сначала отправился с друзьями на воду, а затем проведет несколько недель в Италии.

    В конце праздников состоялся церемониальный день зачисления в вуз. Теперь я полноправная студентка Масариковского университета. Было жаль, что не смогла поделиться с «коллегой» впечатлениями о моем большом дне,  но я знала, что он не вернется из Италии до конца октября. Сказала себе, что мы встретимся в поезде, и посвятила свои мысли новой жизни студентки.               

   Была первая середина ноября. Со стиснутыми зубами пережила бесконечную и чрезвычайно скучную лекцию по исторической грамматике, и теперь, вместе с  другими коллегами, ждала приезда учителя, который познакомит  с теорией литературы.
Возможно, учитель не будет таким змеиным транквилизатором, как профессор Студничка, из лап которого мы недавно вырвались.

   Внезапно дверь в аудиторию отворилась, и от изумления я забыла закрыть рот. Радек бодро вошел в лекционный зал. Мой «коллега» Радек!
      
   Увидев мое изумленное выражение, улыбнулся и  незаметно подмигнул мне.
 Не студент, а доцент Радек Вавра!

   Теперь могу рассказать, что вместе мы путешествовали на поезде еще пять лет, до моего окончания вуза. И сегодня прошло пятнадцать лет с тех пор, добавил Радек, когда мы подписали свадебный контракт с Ханой Вавровой.               

Перевод с чешского языка.
Автор: Джамила  http://www.piste-povidky.cz/autorske-dilo/199192