Мое счастливое детство

Лидия Аблаева
               К биографии автора отношения не имеет
                Пролог
Я часто вспоминаю свое далекое и очень счастливое детство. Только отгремела Великая Отечественная, в стране разруха. Еще не высохли слезы о погибших и пропавших без вести, очень много работы. А люди радовались победе, наступившему миру. Строили семьи, рожали и воспитывали детей и были счастливы. А мы-дети, росли в спартанских условиях и вырастали крепкими и здоровыми. И тоже были счастливы. Нас любили и в тех условиях наши родители делали все , чтобы мы получали от жизни лучшее. Спасибо им за это.

  часть 1
Я младше Великой победы всего на восемь лет. Но в детстве мне казалось, война-это что-то очень далекое от нас. Как ни странно, но взрослые о войне почти не говорили.
       Отец воевал, был ранен, попал в плен. Тогда, побывавших в плену, считали
почти изменниками. Его проверял особый отдел. Признали невиновным и оставили служить еще на четыре года. В нашей семье не вернулись домой трое. Мой родной
дед- мамин папа, родной дядя-папин старший брат и муж моей тети. Почему-то о них говорили мало.
       У нас была оккупация, и моя мама рассказывала как они жили в войну, в
оккупацию и уже после победы. Голодали, ели травяные лепешки и кору деревьев.
Не было одежды и обуви. Уже после победы мама, отправляясь вечером на танцы,
белила ноги мелом, рисовала белые носочки. После войны маме очень хотелось
учиться. Но вместо школы ее послали работать.
        Жили мы в деревне. Труд тяжелый. Все работали. У каждого были свои обязанности. Трудно поверить, но я помню себя с полутора лет. Для меня, малышки, это было так важно, что я помню все до сих пор.
                часть 2
Очень четко вижу себя маленькой девочкой. Мама отнимала меня от груди. Появлялась дома только когда я спала, чтобы я не плакала. Вижу это так ясно, будто все было вчера.
       Я босая и одета в одну короткую белую рубашонку. Утро. Я только проснулась. Была чем-то занята в зале дома. Дверь в зал закрыта. У нас была дверь из двух створок, распахивалась по середине. Вдруг я слышу голос мамы.
Бросаю все и бегу босая по земляному полу. Кричу,-Мама сисю дай. Распахиваю
дверь, а мамы нет. Вдруг вижу подол маминого платья. Она стоит за дверью.
Вцепляюсь в него с воплем, -Дай.
        Меня чьи то руки отдирают от мамы и уносят. Это наша бабушка. Я ее
так в детстве любила, что когда она уехала в гости, я перестала есть.
И бабушку пришлось возвращать телеграммой.
        В то послевоенное, трудное для всех нас время, в семьях было много детей. Прерывание беременности запрещено законом. Только по медицинским показаниям. Нас было пятеро. Но двое умерли до года. Уровень медицинской по-
мощи был низок.
        Поскольку все были чем то заняты, работали, то у детей тоже были
обязанности. Моей обязанностью была младшая сестра. Ее поручили мне при ее рождении и навсегда. Потому к ней, уже взрослой, у меня отношение
было как к моему ребенку. Я старше была всего на три года и десять месяцев.
                часть 3
        Однажды мама оставила меня с совсем маленькой сестренкой, дала наказ
что мне делать.
Малышка спала в подвесной люльке, а я играла рядом на полу, на расстеленном
толстом одеяле, в куклы. Мне было приказано, если сестренка проснется,
покачать. А будет плакать, дать ей соску. Может показаться странным, но я все это хорошо помню.
           У меня одна кукла пришла к другой в гости и тут проснулось сестра. Я  ее немного покачала. Это не помогло. Попыталась дать ей соску.
Но она орала благим матом и так широко  открывала рот, что соска туда проваливалась. Тогда я ей сказала,-Все тебе не так, получай, чтобы не зря орала. Попинала ногой люльку снизу, стараясь попасть сестре по попе.
Довольная проделанной работой сказала ей, -Ну вот теперь и ори. Села на свое одеяло и продолжила игру. Вскоре пришла мама и увидела такую картину. Сестра орет что есть мочи, а я спокойно играю. На все ее вопросы я сказала, что все
делала правильно. А она ничего не хотела и зря орала, за что и получила.
           Вот так мы жили и вырастали, и были счастливы. Потому что у нас было
главное-это любовь наших близких. Мы не замечали текущих трудностей. Тогда все
так жили и это было нормой. Пока были в младших классах, помогали родителям
дома, а старшие на каникулах работали в колхозе. Каждое утро нам говорили кто чем должен заниматься. И у нас даже в мыслях не было не выполнить. Дел было много. Убраться в доме, наносить воды, нарвать травы поросенку,  теленку, уткам,
кроликам. Следить за гусями и так далее. Поскольку сестра была младше,  я ей
разрешала выбирать себе дела более легкие. Все остальные я делала сама. У нас была и старшая сестра. Но в нашей жизни она участвовала мало, потому что у нее была взрослая компания.
                часть 4
    Жили все тогда бедно. Зарплату не платили.
Родители в колхозе получали за работу выращенное на общем хозяйстве. Пенсий не было. И деньги можно было получить продав домашние яйца, молочные продукты или овощи, Яйца можно было сдать за деньги в магазин и купить на них то, что там было. Яйца подлежали учету. Яичницей нас не баловали. Бабушка говорила, что яиц нет. Чтобы доказать обратное я однажды обшарила все ее схороны и нашла целое ведро яиц.
         Когда нам с младшей сестрой хотелось вкусного, я посылала ее утащить из гнезда пару яиц. А потом шла и покупала в магазине петушков на палочке или подушечки.
Ничего хорошего и не продавалось. А мама резала свеклу сахарную кусочками в чугунок и запекала в печи. Это называлось мармеладом. У бабушки старшая дочь
жила в городе и слала ей в посылках разные вкусности. Мы такого даже не видели
Но нам перепадало мало. Дав нам по конфетке она все прятала. Мы находили и съедали. И она тогда говорила, что у нас собачий нюх.
         Однажды бабушка приехала с деревянным чемоданом на котором был
висячий замок. Там полно было вкусностей. Ключ она на веревке носила с собой.
Я быстро научилась открывать все ножницами. Дождавшись ее ухода, мы с младшей сестрой открывали чемодан. Сначала все рассматривали. Потом брали чуть,
чтобы она не заметила.
                часть 5
         Бабушка открывала чемодан и ворчала, что всего стало меньше. Мама о моих проделках не знала, поэтому ей не верила. Успокаивая  ее тем, что все под замком в целости и сохранности.
         При полном отсутствии денег, яйца были валютой. Яйца помогали нам попасть в клуб на взрослый фильм. Билет стоил 1 яйцо. Мы садились на
пол перед передними скамейками и случалось засыпали. Других развлечений не было, так что проходили и стар и мал.Следить за нами не было моды, поэтому мы сами решали чем нам себя занять.
         А еще много читали художественной литературы. Электричества еще не было и все делали при лампе. Зимой темнело быстро и спать ложились рано. Все спали кроме старшей сестры. Она читала. Вдруг громкие рыдания подняли всех. Прибежали родители. Рыдала старшая сестра и не могла остановиться,
чтобы объяснить причину. Как потом оказалось она прочитала о нечастной слепой лошади, которую выгнал из дома  злой хозяин, когда та не могла больше работать. А она не могла найти себе еду, потому что было слепая.
         Разобрались и успокоили плачущую. Потом продолжили сон. Художественная литература моего детства учила добру и состраданию. На примере объясняя, что хорошо, что плохо. И кто хороший человек, а кто дурной.
                часть 6
Так получилось, что среди моей возрастной группы не было девочек, я и мальчишки.В старшую меня не брали, у них уже были разговоры о кавалерах. А в младшую я не хотела сама. В компании пацанов я с ними дралась, лазила по
деревьям и метко бросала мяч и камни.
         С первого раза сбивала лампочку со столба. Я пошла в четвертый класс,
когда нам провели электричество. И я влезала на столбы и стояла на фарфоровых
чашечках, когда ток еще не был там подключен. Однажды это увидел папа. Он мне
приказал слезать и грозил хворостиной. И кто же так слезет? Пока папа ходил за мамой, я сплыла по столбу, ободрав весь живот. И удрала в лес, в надежде что до вечера все забудется. У папы был мягкий характер и его можно было не слушаться.
        Мама могла и выпороть Не ремнем конечно, а полотенцем или хворостин-
кой. Вот хворостинкой было более чувствительно. Наказывали нас крайне редко. Я думаю еще и потому, что просто не знали обо всех наших проделках. В свободное наше время, когда мы не были заняты уроками и делами, мы успевали много чего
сделать. И хоть у многих в семьях были бабушки, нас ни кто не контролировал.
       Мы уходили зимой на каникулах за деревню, за кладбище на гору с санками и лыжами на весь день Брали с собой хлеб, кусочки соленого сала, вареную в мундире картошку, луковицу. Проголодавшись сдвигали санки и на общий стол
у кого что есть. Ни единого раза ни кто не пришел и не позвал обедать. Не поинтересовался чем мы заняты.
        Катались всегда до заката, а потом бежали мимо кладбища, потому что сразу становилось темно и было страшно. И только возле дома вспоминали, что нельзя было мочить одежду. А она вся мокрая, замерзла и на ходу гремела как деревянная. И теперь нужно было быстро все это снять и положить на печке под дерюгу. Желательно чтобы не видели взрослые.
   
                часть 7
Зимы были холодными и снежными. Мы, все трое, спали на русской печи. Бабушка, на лежанке от голландки, рядом. Постельного белья не было. Застелено домотканой дерюгой, одеяло- без пододеяльника. Нам спать было тепло, как спали
родители в зале не знаю.
       Дома было холодно, топить было нечем. Ночью замерзала в ведре
на кухне вода. Чтобы попить, надо было стукнуть сильно кружкой и разбить лед.
 Топили сухими коровьими лепешками, которые  собирали летом.
 А еще стеблями от подсолнуха, хворостом, соломой, пеньками от небольших деревьев, собранными нами в лесу. Рубить лес строго запрещалось. За этим следили.
       Снега было столько, что заваливало дома под крыши. Мы копали пещеры в которых можно было ходить. В непогоду отменялись занятия в школе, и мы все, счастливые, бежали на гору кататься.
       Но когда-то приходил зиме конец и наступали весенние каникулы. Мы их проводили в лесу. И опять нас не искали и не следили за нашими занятиями.
       Мы пекли в костре картошку, ели лесной зеленый лук, луковицы цветов.
Лазили по деревьям. Нам запрещалось только мочить ноги и одежду.
       Однажды мне нужно было перебраться на  другой берег оврага в половодье. Я решила перелезть по наклоненному дереву и на середине сорвалась.
Упала в ледяную воду. Домой я конечно не пошла, будут ругать.
      Мы развели костер и солнышко уже грело. Все отжали, развесили и ни кто даже не заметил. Я даже не чихнула. Хотя у меня было слабое горло и мне запрещалось простужаться.
                часть 8
В нашей деревне была начальная школа. Все четыре класса  вела одна учительница, которая была нашей соседкой.Я должна была учиться в
четвертом классе, а мою младшую сестренку не  брали в первый класс по возрасту. Ей было 6 лети 4 месяца.  Тогда она заявила, что если ее не возьмут
сейчас, то она совсем не пойдет в школу. Потому что на будущий год я должна уйти в среднюю школу. А ей такая школа, без меня, не нужна.
       Мама поговорила с учительницей и решили,пусть ходит. Надоест, бросит. Но сестра занималась усердно, успевала лучше многих. Так что с нового года ее включили в списки учеников. Весной семья учительницы переехала. Школу закрыли.
       Нас всех перевели в соседнее село, 3 километра от дома. Мы все туда ходили пешком . Младшие в первую смену, ну а мы- во вторую. Ни кто ни кого не возил и не провожал. Не волновались и не бежали искать. Однажды я шла из школы после второй смены и уже почти возле деревни догнала первый класс. Дети еще не дошли после первой смены.
      А получилось это так потому, что они шли и рисовали мелом. Все дорожное полотно, все электро- столбы были изрисованы мелом. Благо там по пути были меловые горы и недостатка в материале для рисования не было.
      Ни кто не бросился в розыск. Тогда можно было за детей не волноваться. Все друг друга знали. А мы в своей деревне о педофилах даже не слышали.
      С нового учебного года меня ждала средняя школа.
До нее мы тоже добирались сами, 7 километров от дома.
                часть 9
Начался учебный год и я ушла в среднюю школу,до которой было 7 километров..Почти все мы ходили пешком. Велосипед уже был роскошью.
Каждый день в любую погоду туда и обратно пешком.
       Я завидовала местным детям, которым не надо было так далеко ходить в школу. Наши родители пытались, как могли, нам помочь. Зимой можно было жить в общежитии.
       Мне к счастью не довелось, а вот старшей сестре пришлось хлебнуть полной мерой. Старшие обижали младших, воровали еду, привезенную на неделю из дома. И если ты не умел за себя постоять, мог лечь спать на пустой желудок.
       Когда ей нужно было идти в 5 класс, ее отправили к маминой сестре в районный центр. Но что-то там не задалось, я не помню главную причину, родители вернули ее домой.
       Из того времени я помню как она приезжала на каникулы. А мы с младшей слушали ее разинув рот. Помню, сидим мы все трое свесив ноги на краю русской
печи, и вдруг я обращаю внимание на ее ноги-  белые и чистые, в отличие от наших. И показав на ноги, младшей говорю,-Смотри какие у нее
чистые ноги.-,на что старшая с большой гордостью нам заявляет,-Мы моем их каждый день
Мы поражены.- Ноги? Каждый день? Зачем?
Нас мыли по субботам.
       А еще от того ее проживания в городе, осталось купленное ей зимнее пальто на вырост. Мы все трое став взрослыми так на него и не выросли.
Потому, что оно было 48 размера. Это было сделано в целях экономии. Пальто
было роскошью, все ходили в телогрейках.
       Мне повезло, мамина мама переехала в то село
где была школа и нас со старшей сестрой поселили на зиму у нее.
                часть 10
Поздняя осень, грязь по уши. Мы теперь со старшей сестрой живем у бабушки.
Она старше меня на 3 года 6 месяцев, учится в 8 классе.Воспитанная на идеалах комсомола с характером Зои Космодемьянской. Ко мне относилась свысока. Считала меня глупой. Если я у нее что спрашивала, толком ничего не объясняла.
А с умным видом изрекала, что в моем возрасте это знают все.
      Меня ее такое отношение очень обижало. Однажды на 8 марта ей какой то мальчик подарил флакон с духами в красивой коробке. Я не видела раньше близко такое чудо. И попросила ее мне дать посмотреть. Она конечно
не дала. Сказав, что я еще не доросла. И обойдусь без просмотра.
      Мое любопытство было сильнее меня. Когда ее не было дома я достала
коробочку и отвинтила крышку, чтобы понюхать. Внутри духи закрывались маленькой пробкой. Я понюхала, все закрыла и положила на место.
      Как потом оказалось, я торопилась и плохо закрыла пробку . Духи вылились.  Сестра допрашивала меня и была убеждена, что это сделала я. Потому, что просто
больше было некому. Я не призналась.
      Тогда она мне сказала, раз у меня хватило совести трогать чужое, но не хватает совести признаться, значит у меня куриная душонка. Только люди с
куриной душонкой так поступают.
Расстроенная тем что духи разлились, а у меня куриная душонка , я ушла на улицу. Была весна и за домом протекавшая река наполнилась выше берега. Я села
на ствол толстой старой вербы, склоненной над водой и фантазировала. Что все будут делать,  если я сейчас утону. Как сестра будет
жалеть , что меня нет. Сидя не дереве я замерзла и топиться передумала. Пошла в дом греться.
                часть 11
Я прожила у бабушки две зимы. Сестра одну. Ей было скучно в нашей компании. И она ушла в общежитие. Однажды зимой, ближе к весенним каникулам, нам в школе объявили, что завтра нужно придти в пионерской форме. Это белая блузка, черная юбка. Все это было дома за 7 км. Асфальта тогда не было.Снег
уже набрался водой. Природа готовилась к половодью.
       Я сказала бабушке что иду за формой и она отпустила.
И я одна в 11 лет в половодье, по бездорожью, пошла в другое село. Чтобы сократить путь я не пошла по накатанной дороге вокруг поля,
а пошла через поле по диагонали. И должна было выйти на дорогу.
Но когда я шла по полю внезапно сгустился туман и я сразу потеряла все ориентиры. Я проваливалась и падала, везде была вода. Вся промокла, валенки полны воды.
 Падала, вставала и шла дальше не зная куда. Дороги все не было. Я заблудилась.
       Шла и громко ревела. Потом я подумала что мой рев услышат волки
и съедят меня, и замолчала. Наконец я вышла на дорогу. Но это была не та дорога, а тракторная. Но я и ей была рада, ведь она вела к жилью.
        И тут я услышала стук копыт. Я стала кричать и побежала в ту сторону.
Там и проходила нужная мне дорога. Меня услышали и остановились. Это был один из наших соседей. Он и привез меня домой.
        Так я могла погибнуть. Все удивлялись и ругали бабушку. На утро меня с этим же соседом отправили обратно. Это были последние дни  что я жила у бабушки. После весенних каникул мы все ходили домой.
        А потом мы переехали. Я пошла в 7 класс, сестра в 10 класс, а
младшая в 4 класс. Радость мою было не передать. Я как все дети
могла жить дома. Мне не надо было каждый день проходить 14 километров.
Здесь по соседству жила моя одноклассница и подруга.  А так же мальчик из нашего класса, с которым мы были друзья.  Теперь у меня была подруга и мне было с кем обсуждать свои секреты. Единственное что мне не нравилось, это отношение мальчишек с нашей улицы. Я привыкла быть среди них "своим парнем", а
они обращались со мной как с девочкой.
       Детей было много разного возраста. В то время интернета не было, не было и телевизора. И мы все свободное время проводили на улице. Во что мы только не играли. В третьего лишнего, в ручеек , испорченный телефон, в чижика, ножечки,
в салки, в прятки, в волейбол, круг, лапту. Катались на велосипедах,  зимой на санках и лыжах.
       Вели активный образ жизни. Наступала весна и мы всей толпой уходили
на просохшие участки и бегали и играли так, что утром не могли встать на ноги. Болели мышцы. Не страдали мы головными болями и имели прекрасный аппетит.
Вот так мы росли и были счастливы.
              часть 12
Я заканчивала седьмой класс, мы уже обжились на новом месте. Правда дом был старый, еще бабушкиных родителей. но места нам всем хватало
Главное, в селе была школа. А так же магазин, медпункт, баня, рядом колхозный клуб. До райцентра ходил автобус. Смело можно было говорить,что
мы стали пользоваться благами цивилизации.
    Мы все и взрослые и дети освоились, перезнакомились и подружились. И как это всегда бывает, мы-дети, разбились на компании по интересам и симпатиям.
Но каких то строгих разграничений не было. Дружили со всеми.
    Старшая сестра по- прежнему держалась обособлено.У нее появилась куча кавалеров, которые меж собой конкурировали. Особо настойчивых было двое.
Один из прошлой жизни, а второй- наш новый сосед. И вот они оба ее искали вечерами, выдергивали меня из толпы играющих детей  и просили позвать сестру. А она видимо не могла сделать свой выбор. Не выходила на улицу вечерами и ложилась спать. Я приходила, будила ее, говорила, что ее зовут парни. Она мне велела сказать, чтобы оба шли подальше. Но поскольку я так сказать не могла, считала неприличным.я говорила, что она не хочет просыпаться.
Ее кавалеры так меня достали, что я от них стала убегать и
прятаться.
     В моей компании еще такие страсти не бушевали. Все были друзья ближе или дальше по интересам. Возможно стали проявляться симпатии при игре в ручеек, но не более. Мне нравилось быть" своим парнем". Поэтому, когда как то зашел разговор о том,зачем взрослые целуются. Я сказала, что если кто попробует это сделать, я набью морду. Тогда ни кто не рискнул. Я действительно могла ударить.
      У нас в школе была узкая пристройка и мальчишки из старших классов вставали коридором и футболили проходящих девочек и заодно их трогали. Однажды я пошла этим коридором. Первый же толкнувший получил пощечину.
Больше меня не трогали.
               
                Эпилог

Жизнь постепенно налаживалась. Мы взрослели и строили планы. Я решила после 8 класса пойти в техникум, потому что закончила на отлично и могла поступать без экзаменов.
Наблюдая как сестру атакуют кавалеры, я решила, что и мне они помешают закончить школу на отлично.   
    За прошедшие полтора года мы обжились. Я повзрослела, узнала лучше окружающих и нашла настоящих друзей. С которыми очень подружилась и делилась своими секретами. Подруга у меня была тоже. Так что я была всем довольна и счастлива.
     Самыми близкими для меня стали мой одноклассник и двое соседских парней.
Дружба с одним из них переросла в обоюдную симпатию. Из которой выросла наша первая любовь. В моей душе наши чувства оставили неизгладимый след на всю жизнь.
Никогда мне больше не довелось испытывать такое счастье и блаженство, только от того, что он рядом и держит меня за руку. И как это часто бывает, мы расстались.
И пусть были после другие парни. Но это были уже другие чувства.
     Я поступила в медицинское училище. Мне предстояли годы учебы. Мое детство
закончилось. Впереди меня ждала юность. Мои самые счастливые годы.