Квавдия распрекрасная

Татьяна Недоспасова
1. О том, как лягушка проглотила чешую русалки.
Давным-давно жила на старом лесном болоте лягушка, и звали её Кваква. Жила, не скучала, собирала новости болотного мира, ловила мух, и во всем себе не отказывала. Однажды упала на нее сверху блестящая чешуя – то ли птица обронила, то ли ветром принесло. Но вот, среди болота появилась, и начала мерцать разными цветами блестящая, радужная чешуя. Увидела ее лягушка, и, недолго думая, высунула свой длинным язык и заглотила…
И тут произошло неимоверное – скрюченные ножки у лягушки вытянулись, а на голове прекрасными прядями выросли волосы, и даже длинным язык стал мягким маленьким, спрятанный за рядом белоснежных зубов, а за ними прекрасная девичья улыбка, и вся лягушка от головы до пят стала красна девицей. Смастерив себе сарафан из лесных трав, пошла Лягушка-девица от своего болота куда глаза глядят, уж слишком странным был её вид и все повадки. Ей больше не хотелось есть мух, да и навык утратился, непривычно длинные ноги не слушались, прыгать на них было неудобно. Вот и решила Лягушка-девица пойти за добрым советом к умным тварям.
В почете у лягушек по уму и долгожительству была черепаха, да только не видал её никто давно, и даже забыли, в каком месте она обитает. А пока шла Лягушка-девица по лесу в поисках черепахи, повстречала Бабу Ягу.
-Заходи, девица пригожая, я тебя угощу, - затянула свою привычную песню баба Яга, но тут же остановилась, аж поперхнулась – не русских духом, не косточками человеческими пахла Лягушка-Девица, а болотной гнилью и мухами. «Фу, фу», - зафырчала старуха. Истопила печь и отмыла от Лягушки-девицы всю грязь болотную, дала пестрый ситцевый сарафан и платок цветастый на голову, и стала Лягушка-девица совсем хороша и пригожа.
- Как же звать тебя, дитятко, - спросила старуха.
- Ква, - по привычке ответила девица. Тогда нарекла ей имя Баба Яга Квавдия.
- Вот, я послужила тебе, а долг платежом красен. На-ка тебе волшебный клубок, с ним не заблудишься, приведет тебя туда, куда пожелаешь. Принеси мне тоже чешуи русальной, хочу и я стать пригожей в свои сто пятьдесят годков.
Согласилась Квавдия, и побежала по тропинкам лесным за волшебным клубком.
2. О том, как Квавдия училась уму-разуму по белу свету.
А клубок катился-перекатывался по лесным дорожкам, и привел Квавдию к деду-лесовику. Дед как раз собирал ягоды на поляне.
- Что это ты собираешь, дедушка? – Спросила Квавдия. А лесовик, не жалея, показал все ягоды в своем лесу, грибы съедобные и ложные, коренья лечебные и травы полезные. За такую науку Квавдия была очень признательна, и собрала ему проворно и ягод, и грибов, и трав лесных. В благодарность лесовик подарил Квавдии волшебный посох: стукнешь им трижды по земле, и прорастет он дубом раскидистым, а в дубе том дупло-дом потаенный. Поблагодарила Квавдия лесовика, положила клубок на дорожку и поспешила дальше. Так она прошла целый день и вышла к вечеру к избе, в которой жила крестьянская семья: мужик, баба да три сына. Увидала баба странницу и позвала к себе на ночлег.
Сели за стол: баба достала кашу из печи, мужик отрезал краюху хлеба, старший сын достал из подпола вишневое варенье. И стали потчевать гостью, да расспрашивать. Уложили на печи ночевать. Квавдия забралась на печь и словно бы заснула, а сама слушает, о чем толкуют хозяева.
- Вот нам бы такую работящую девку в дом, помогала бы стряпать и убирать избу. И почему у нас только сыновья? – Сетовала баба.
- Так выдай её замуж за сына, вот и будет тебе подмога, - ответил мужик.
Позвали хозяева сыновей: - Кто из вас возьмет в жены эту странницу? – Спрашивают.
- Любой бы взял, - ответили братья, - но нужно нас всех женить, или мы переругаемся из-за неё.
Услышав всё это, решила для себя Квавдия, что не согласится на свадьбу.
Утром хозяйка пригласила Квавдию завтракать, и говорит между делом:
- А оставайся ты у нас жить, выдадим тебя замуж.
- Спасибо вам за оказанное доверие, - ответила Квавдия, - да только послали меня за делом, не могу не выполнить обещания.
- Ну, раз так, тогда выполняй скорее, и возвращайся к нам.
- Я вижу, что вы решили меня взять в невестки, да только о свадьбе должны решать молодые по взаимной любви, иначе не будет им счастья.
Расстроилась баба, что упускает возможность оставить себе работницу, и решилась на хитрость.
- Испей-ка ты на дорогу Иван-чая.
Квавдия посмотрела на листья, да только то был не иван-чай, а сон-трава. Спасибо, помог урок деда-лесовика. Отпросилась Квавдия на двор, и прямиком со двора пошла за клубком лесными дорогами.
- И это был мне урок от людей, не всякому человеку верь, и будь настороже.
3. О том, как повстречала Квавдия мудрую черепаху.
Шла-бежала лесная тропинка и вывела Квавдию к пруду, а на берегу сидела большая черепаха. Сидела-напевала, семечки жевала.
- Неужели это та самая мудрая черепаха, к которой все идут за советом? – подумала Квавдия.
- За каким советом пришла ты, - спросила черепаха, и Квавдия убедилась в её мудрости. Она рассказала, как проглотила чешую русалки, и что произошло с ней дальше.
 - Не стоило тебе обещать помощь бабе Яге, но давши слово держи. Впредь не рассказывай никому твоего секрета, или твоя откровенность обернется против тебя.
- Но где же мне искать русалку? – Спросила Квавдия.
- Не ищи её больше, я подарю тебе чешую русалки, и ты сможешь выполнить свое обещание.
Черепаха медленно поднялась и поползла вглубь озера, а вскоре вернулась оттуда с чешуйкой русалки.
- А почему ты, о мудрая черепаха, не хочешь оставить чешую себе? Разве не заманчиво вернуть себе молодость и красоту? – Спросила Квавдия.
- Поверь мне, дитя моё, продлить предначертанные тебе судьбой годы ты все равно не сможешь, а обманчивая наружная красота без красоты души принесет только вред, а не пользу.
- Но если я передам чешую бабе Яге, то и ей она может принести вред, не так ли?
- Да, и поэтому я даю тебе волшебный свисток, его мне подарила старая русалка. Когда бы ты в него не подула, на том месте появится множество русалок, и они будут решать, достойно ли используется их чешуя. Знай также, что суд русалок будет вершить и твою внешность, ведь и ты проглотила чешуйку.
- Я согласна, - ответила Квавдия. Она спрятала волшебный свисток поглубже в котомку, убрала чешую, поблагодарила черепаху за наставление и подарки и повернула обратно, к избушке бабы Яги.
4. О том, как Квавдия повстречала суженного.
Квавдия шля знакомой тропой, но крестьянскую избу обошла стороной, от греха подальше. Зато вошла в деревню, пошла по главной дороге и встретила продавца пряников. На прилавке лежали пряники с разными словами, а на одном большом было написано – Кого люблю, тому дарю. Квавдии все эти надписи казались красивым орнаментом, но букв она не понимала. Подошла молодая веселая девушка к прилавку и прочла все надписи.
- Какой у тебя замечательный дар, ты понимаешь написанное, - восхитилась Квавдия.
- Я и тебя научить могу, - ответила веселая девушка и пригласила Квавдию в гости. Они купили несколько пряников, и за чаем, съедая одну за другой пряничные буквы, выучили слова. Пока они так с удовольствием и пользой пили чай, в дом зашел брат веселой девушки.
- Любава, ты тут, - крикнул он с порога.
- Заходи, Добрыня, у нас гостья.
В светелку вошел статный и белокурый юноша, такой же веселый, как его сестра Любава.
- Будем чаёвничать, - пригласила сестра, и они продолжили весело пить чай. Пряники разделили на отдельные буквы и из них придумывали слова. Просидели до самой ночи, и не хотели расходиться. Квавдия осталась ночевать у радушных хозяев.
На утро Добрыня уехал на охоту, а на столе оставил Квавдии в подарок большой пряник с надписью – кого люблю, тому дарю. Девушки попрощались, и Квавдия пошла дальше, к избушке бабы Яги.
5. Баба Яга превращается в красавицу.
Квавдия выполнила обещание и принесла бабе Яге чешую русалки. На радостях бабка стала прыгать как мячик, а потом проглотила чешуйку, и вот уже перед избушкой на курьих ножках стоит почти такая же, как Квавдия молодая девушка. И цвет волос, и овал лица, и фигура, во всем они были похожи. Яга смотрелась в зеркало и не могла насмотреться:
- Теперь я уже не баба Яга, называй меня Ягиня, - сказала она Квавдии.
Но Квавдия уже была далеко от избушки на курьих ножках, она пустилась в обратный путь, чтобы поблагодарить Добрыню за подарок. И не только Квавдия искала новой встречи с Добрыней, но и сам он спешил вернуться домой, чтобы застать её, а когда узнал, что Квавдия ушла, то решил отправиться на её поиски. Долго ли коротко бродил он по лесу, и вот вышел к избушке на курьих ножнах. А там стоит красуется Ягиня.
- Здравствуй, Квавдия, наконец я тебя нашел, - сказал Добрыня.
И Ягиня тотчас признала себя Квавдией, и начала ластиться к молодцу, про себя думая, как бы не допустить встречи его с настоящей избранницей.
Ягиня накрыла стол разными кушаньями, какие только могла сготовить скатерть-самобранка. Вкусно откушавши, Добрыня начал беседу.
- Понравился ли тебе мой пряник?
- Конечно, очень вкусный пряник, - отвечала Ягиня.
Сомнения закрались в душу Добрыни: они так весело играли в пряничные буквы, неужели она не прочла надпись и не поняла его чувств?
- А что там было написано, ты разве не видела?
- Подслеповата я стала, милок, не разбираю букв, - по привычке сказала Ягиня.
Добрыня еще больше удивится и решил испытать Квавдию – настоящая она или поддельная.
- Чем бы ты хотела заниматься в жизни, - спросил он.
- Я бы жила с тобой, готовила бы отвары, летала на вечеринки к подругам, а ты бы ловил мне зверей на охоте и рыбу удил.
- А что бы мы делали холодными зимними вечерами?
- Ой, да как развлекаются молодые, думаю, нам скучно не будет, - озорно подмигнула Ягиня.
- А в старости ты как нас вместе представляешь? Когда молодость угаснет, то что мы будем делать? – Спросил Добрыня.
- Типун тебе на язык, - озлобилась Ягиня, - Я вечно буду молодой да задорной.
Совсем расстроился Добрыня: или не Квавдия это, или он зря ей сердце своё отдал.
- Ну, благодарю тебя за угощения, мне пора, - сказал он.
Ягиня всполошилась: как удержать его?
- А разве не хочешь ты в баньке попариться?
- Я уж лучше грязным похожу, ответил Добрыня, и встал, чтобы уходить.
Как удержать его? И пустилась Ягиня на хитрость: упала в обморок, разве оставит он девушку без сознания?
Добрыня увидел лежащую без памяти Ягиню, поднял на руки, отнес в дом, укрыл одеялом. А она лежит-не шелохнется.
Решил Добрыня поискать снадобье в шкафах дома – а там лишь мухоморы сушеные да яды всякие.
И пока Добрыня придумывал, как вернуть в сознание Ягиню, расскажем, что было с Квавдией.
6. Квавдия спасает Добрыню от опасности.
А Квавдия бежала обратно к дому Любавы, чтобы поблагодарить Добрыню за пряник. На отварила ей дверь сестра молодца и сказала, что ушел он искать по белу свету её, Квавдию. Достала тогда Квавдия волшебный клубок, пошептала ему, чтобы отвел её к Добрыне, и положила на дорожку. И покатился клубок прямиком к избушке на курьих ножках. Подходит к избушке и глазам поверить не может: Добрыня сидит у изголовья кровати, на которой лежит Ягиня. Притаилась Квавдия и выжидает, что же дальше будет.
Смотрит, Добрыня машет полотенцем, брызгает водой, греет чай, и когда отходит от кровати, то Ягиня поднимает голову и по сторонам смотрит, а когда возвращается, то Ягиня лежит – не шелохнется. Тогда подкралась поближе Квавдия и схватила  Добрыню за руку, а одновременно стукнула волшебным посохом, который превратился в раскидистое дерево с тайной светелкой внутри его. Затянула туда Квавдия Добрыню и рассказала ему всю историю про себя и про бабу Ягу.
- Как поверить таковым чудесам? Две красавицы, только одна мне не по нраву, а другая пригожа и хороша. И вот тут выходит, что и не красавицы вовсе, одна лягушка, а другая бабка старая. – Так думал он. - Коли останешься ты со мной, то не посмотрю на твое происхождение, будь сне верной женой, и забудет про твою болотную жизнь.
Квавдия была рада-радёшенька такому предложению, но тут выглянули они из дупла на двор и увидели, что Ягиня рассвирепела, кликнула своих гусей-лебедей, и стараются они крыльями повалить дуб. Но бились гуси-лебеди, бились, ничего не добились.
Тогда вздумала Ягиня поджечь дуб, принесла хворост и запалила огниво.
- Пусть не суждено нам быть вместе, но тебя спасу я, - сказала Квавдия, - спасибо тебе за пряник с добрыми словами на нем.
Достала девушка дудку, подаренную мудрой черепахой, и начала дуть. Тотчас слетелись русалки-вошлебницы со всех сторон, завизжали, заголосили, и от их криков вылетели чешуйки русальные и из бабы Яги, и из Квавдии. А вместе с тем исчез и дуб, баба Яга убежала прочь от визга русалок, и остался Добрыня один на дворе избушки на курьих ножках, и рядом с ним клубок волшебный.
7. Добрыня находит Квавдию.
Пошептал тогда Добрыня клубку: -Отведи-ка меня к Квавдии, - и положил клубок на землю.
Долго ли коротко шел он по лесам, и, наконец, вышел к болоту, в котором жила лягушка Кваква.
Позвал он её, поднял на руки и говорит:
- Ты спасла мою жизнь, и радости от общения с тобой я не найду нигде в другом месте, давай жить вместе, я буду о тебе заботиться и приносить еду.
Говорил он это, заливаясь горючими слезами, а поодаль  стояла мудрая черепаха. Слушала его причитания, и сама плакала от сочувствия. А потом спохватилась – спустилась на дно болота и вытащила оттуда тинистый плащ. В стародавние времена соткали его люди, чтобы с миром животным общаться. Плащ имел удивительное свойство – превращал одного в того, с кем рядом он оказывался. Накинула она плащ на Добрыню – и стал он лягушичем Кваком, потом сняла с Добрыни, вернув ему первозданный образ, и накинула на лягушку Кваква, и превратилась она в прекрасную и добрую Квавдию. Вскоре и свадебку сыграли, на ней гости угощались пряниками с буквами, Любава плясала до упаду, а мудрая черепаха на почетном месте жевала лист капусты, положенный на тарелочку с голубой каёмочкой. И жили молодые долго и счастливо до самой до глубокой старости, душа в душу.
Вот и сказки конец, а кто слушал и всё понял, тот большой молодец.