Спасибо, грустный Пиноккио!

Ирина Прокаева
Что-то вспомнилось вдруг... Еще в седьмом классе средней школы во времена, когда я училась там, была такая традиция: девочки дарили мальчикам какие-то дешевые подарки на 23 февраля, а мальчики отвечали им тем же на 8-е марта. Классная дама поделила нас на пары, без нашего на то желания, кто кому дарит подарки. Мне достался новенький и я уже не могу вспомнить его имя. Паренек оказался в нашем классе, как тот, которого оставили на второй год. Было такое "наказание" учащихся при совдепии, когда ребенок плохо учился. Он, конечно, был старше нас всех в классе, потому что есть такое подозрение, что это был не первый его второй год. Я подарила ему какую-то игрушку. Мне кажется, что это был маленький деревянный Буратино. У него были ножки и ручки на шарнирах и он мог, поэтому, сидеть. Мальчик долго смотрел на него и потом произнес: "Спасибо. Он похож на меня"... Незаметно пролетело время и наступило 8 марта. Пришел черед отвечать ребятам. Все девочки нашего класса получили подарки, а мой даритель не пришел в этот день в школу. Я не очень огорчилась по этому поводу, потому что считала, что этот праздник не имеет ко мне никакого отношения – это праздник мам и взрослых женщин. В начале третьего урока в дверь класса тихо постучали. Учительница пошла открывать, долго там шептала с кем-то и потом позвала меня подойти. Я увидела за дверью старушку. Она сказала, что зовут ее Роза Абрамовна и она бабушка того самого мальчика, которого я поздравляла на мужской праздник. Сказала, что он не смог прийти, потому что уехал с мамой жить в другой город, а её попросил зайти в школу и отнести этот подарок для меня. Еще она говорила, что мальчик очень радовался моему подарку... что в школе я единственная "деточка", которая отнеслась к нему с добром... что мой Пиноккио - это единственная игрушка, которую подарили ему друзья... Просила взять его подарок - это была книга Нодара Думбадзе "Я, бабушка, Илико и Илларион"
Я и понятия не имела в свои четырнадцать лет, кто такой Думбадзе. Это я потом узнала, что в те годы его роман получил премию и был переведен с грузинского на русский язык, а в тот вечер 8 марта я начала читать "Я, бабушка, Илико и Илларион". На этом моя любовь к чтению приключенческих книг закончилась, потому что я в тот вечер узнавала новую литературу для себя... и плакала... и смеялась...