Фотографии

Дарья Михаиловна Майская
      Скромная рабочая семья: мама, папа и сынок с дочкой.
Мама обычной внешности, самой обычной, разве что пышно-белотелостью
отличается. Папа - красавец! Высокий брюнет, глаза, нос, губы - всё как
с аристократа лепилось.  Дети на отца похожи. И, возрастая, всё красивее становились. Отца они называли - только папка, маму - только мама.

   Юра моложе сестры Ани всего на четыре года. Но в раннем детстве это
очень заметная разница. И сестра ведёт над братишкой плотную опеку:
всюду водит его за руку, куда бы ни пошла. Это не всегда всем её
подружкам нравилось - вечно он путается под ногами. Ни побегать,
ни сходить куда-то. Аня ведёт его за руку, идут медленно, а если отстанут,
она начинает плакать и все их ждут...

   Подрастают. В школу пошли. Училась Аня прилежно! Талантов у неё не было,
но трудолюбие и скромность, и выдающаяся красота уже классу к восьмому-девятому выделяли её. И голос у Ани был тихий, такой... интимный. Это же надо: такой
голос и красота! Слетишь с катушек в мгновение!

   Замуж она как-то резко выскочила: за водителя самосвала. Хороший парень.
Работяга. Любил Аню. Это сразу было видно.

   А Юра? Юра учился посредственно. Спокойный, выдержанный, степенный.
Отслужив в армии, стал водителем работать. И тут что-то такое с их отцом приключилось - заболел, да так тяжко. Юре разрешили побыть с отцом
несколько минут в реанимации. Отец попросил позвать его.
И, не смотря на все усилия врачей, не дожив до пятидесяти, отец умер. 

   Пришло время Юры: привёл он девушку, маме представил:
   - Моя невеста!

   Ох, хороша! Под стать Юре! Мать заулыбалась, приглашает радушно.
Понравилась дивчина! И Аней зовут, как её дочку. А эта младшая Аня,
как тут и была, шаром по квартире - где вытрет, где на место поставит.
А утром сама завтрак приготовила да такой, что мать чуточку смутилась:
как бы её авторитет в готовке не пошатнулся.

   Год, другой, третий молодые прожили, свою квартиру получили,
а деток нет. Юра сам с матерью заговорил об этом.
   - Мама, не может Аня детей родить. Это уже окончательный
вывод медицины. Всё предприняли, всё испробовали. А я не могу
пустоцветом остаться. Придётся с Аней развестись.

   Горько заплакала мать, но ни одобрения, ни возражения не высказала,
знает своего сына: серьёзный, вдумчивый. Пришёл к решению, менять его
не будет.

   Долго горевала Мария Ивановна о своей младшенькой Ане.
Но ведь не умерла она, красавица и умница, будет и ей счастье.
Тем лишь и утешала себя. 

   Теперь стал Юра один к ней приезжать. Мать при нём держится,
а как проводит, так и плачет безутешно. Жалуется соседкам, что из-за
такой беды сердце своё надорвала слезами. Аню, как родную любит.

   Идёт она однажды в магазин, а навстречу ей... Аня!
   - Мама, а я к вам приехала, фотографии хочу взять.
Свадебные и другие... И заплакала.
   - Вот от квартиры ключ, иди, бери, что тебе нужно.
А я в магазин, вон в тот. Если я задержусь, занесёшь мне ключ.

   Пошла Аня, а мать в магазине стала у окна и смотрит, ждёт, когда
сноха выйдет. Не в силах была говорить с ней - духу не хватило.
Увидев Аню, вышла, взяла ключ у заплаканной Ани, ничего ей не сказала.
Да просто выговорить ничего не могла.

   И снова приехал Юра, с другой женщиной, а с ними девочка лет пяти.
   - Мама, это моя жена, а это Тася - твоя внучка.

   У матери сердце кровью облилось. Нет, не обрадовалась,
страшно стало, что сын таким бесчестным оказался.
   - Оля, это моя мама, Мария Ивановна...

   Когда они остались наедине, Оля заговорила:
   - Мария Ивановна, Юра не отец моей дочери. Мы с мужем развелись.
Я работаю с Юрой на одном автотранспортном предприятии,
там и познакомились. Юра очень хороший человек и жену свою очень любил.
Не знаю, что у них случилось - не говорит. Но мне он всегда нравился,
хотя, конечно, не он причина моего развода с мужем.

   - Ну, что ж, случилось, как случилось, - сказала мать и глубоко
вздохнула. В голове шевельнулось: Аня меня мамой называет...

   Юра с Олей часто навещали мать, к себе жить звали, но она
категорически отказывалась. Замечала - сильно переменился Юра.
Замкнутый стал, а почему - не может она понять.

   На всё лето дочь сынишку Серёжу, а Юра Тасю, привозили
к Марии Ивановне, никто и подумать не мог, что кто-то из детей
не родной ей. Однажды на улице бездетная соседка сделала замечание
бегавшим детям, среди которых были внуки Марии Ивановны:
   - Что вы так шумите? Потише играть нельзя?
   - Не шумят дети тех, у кого их нет, - сухо и холодно оборвала
её Мария Ивановна.

   Зазвонил телефон. Долгожданный звонок! - Оля должна скоро разрешиться.
Со дня на день!
   - Мама! У меня дочь родилась! Машенька младшая! - Юра просто
заходился от радости и счастья!- Мама, мне кажется, что она
на тебя похожа!
   - Слава Богу, сынок! Здоровья внучке желаю. А вам
родительского счастья! Не зря говорят: дай, Бог, детей - дай,
Бог, счастья!

   Бегут год за годом. Много трудностей переживается. Заболела Оля.
Вечером спешила домой и не по мосту пошла, а срезала путь
напрямую по реке, по льду. Неожиданно нога её провалилась каким-то
образом в глубокую дыру. Дёргала она дёргала ногу, пытаясь
её вызволить - ничего не получается. На помощь стала звать,
да никто тут не ходит. А сапог пропустил ледяную воду... замерзать стала, запаниковала. И всё-таки, изловчилась, расстегнула молнию,
вытащила ногу и так пошла по льду а потом по снегу без сапога,
шлёпая мокрой ногой.

   Не кончилось это добром. Двусторонняя пневмония скрутила молодую
женщину. Пока в больнице её выхаживали, а потом лечили, Мария Ивановна
у них жила. Всё на себя взяла: и дом, и детей, и в больнице со снохой -
ухаживает за ней, утешает, успокаивает. Да и после выписки не оставила
дорогих своим попечением.

   Когда вернулась домой, соседки не узнали её - в чём душа держится.
Одна пошутила было: вот это диета! Но прикусила язык и... заплакала.

   
   Летят года. Внучата Марии Ивановны школу закончили. Дочкин сын Серёжа
в высшее военное училище поступил, Тася давно учительствует, а Машенька журналистику штурмует, до диплома рукой подать.

   - Ох! Юра приехал. Один. Всё хорошо, но любит Мария Ивановна,
когда сын один приезжает, наговорятся они всласть, а то он всё больше молчит.
 - Мама, я приехал поговорить, - очень серьёзно сказал Юра и прямо посмотрел
матери в глаза. - Тася и Машенька уже взрослые. Моя Аня меня все годы ждёт.
Не выходит замуж, хотя от желающих жениться на ней, отбоя не было.

   А я её всегда любил, тосковал. Но хотел отцом стать. Должен был стать.
Умирая, папка на несколько минут пришёл в себя, это когда меня одного
в реанимацию к нему впустили, сказал мне:
   - В нашем роду все мужчины хорошими отцами были. И ты будешь таким,
я знаю. А сын ты хороший. Это я уже вижу.

   С тех пор я только и думал, как выполнить наказ отца?
Аня не могла родить. Я вынужден был развестись с ней. Пришло время,
и я могу сказать: моя душа спокойна. Я стал отцом!
И дети у меня хорошие, не подведут.

   Я не хотел портить Ане жизнь и не давал ей никаких надежд,
ничего не обещал, ни о чём не просил. Думал: молодая, красивая,
устроит свою жизнь счастливо.

   Мы тебе не говорили, но Олин муж все эти годы ей прохода не даёт.
Я вижу, что её душа болит по нему, но она порядочная, поэтому и непреклонна.
Недавно мы с ней всё обговорили. Взвесили. Без обид будет.
Она с мужем сойдётся, я с моей Аней. А детей мы не оставим, пока живы,
заботиться о них будем!

   Так всё и вышло: снова Аня пришла в их дом, но фотографии в их жизни
теперь уже другие!