Копейка

Рач Сароян
Год 1970.

Я пошел в первый класс.
Эмоции переполняли.
В школе  было интересно только на уроке чистописания.
Математику и грамоту я ещё дома в пять лет знал.
А вот некоторые основы жизни мне не преподали.
Считали, видимо, что рано!

В один из октябрьско-ноябрьских дней со школы меня забирал дед (отец отца), родители были на работе. Держа меня за руку и неся в другой руке мой ранец, он был немногословен по пути домой, попутно степенно здороваясь с многочисленными знакомыми.
Около центрального универмага, мимо которого мы шли,  на тротуарном асфальте лежала обычная копейка. Маленькая, неприметная, потускневшая, с царапинами, выпавшая у кого-то.
Кажется, что дедушка её тоже заметил...

Когда до неё оставался 1 шаг, я уже занёс свою ногу, чтоб пнуть её и посмотреть, как она полетит-покатится, звеня. Намерению моему не суждено было исполниться, так как в следующий момент я взмыл в воздух, влекомый ввысь мощной дедовской рукой.

Проболтавшись в целебном воздухе субтропиков пару секунд, я был бережно опущен на бренную землю, то бишь  на асфальт и удивленно уставившись на внезапно посерьёзневшего деда, вопросительно удивился всей доступной мне тогда мимикой детского наивного лица.    
- ????????????

Он отпустил мою руку, просто присел, аккуратно поднял монетку и медленно положил её в свою раскрытую ладонь.
Показал мне. Я посмотрел.
И снова - ??????????

Вздохнул дед. Не вставая, глаза в глаза, произнёс то, что я запомнил на ВСЮ жизнь.
«Запомни: если ты не уважаешь деньги, то деньги тоже тебя не будут уважать!»
Встал, улыбнулся, протянул руку...

 И мы пошли дальше. К румяной жареной картошке с сочными котлетами и к  холодному молоку, которые меня ждали у бабушки. Я их люблю именно в таком сочетании до сих пор!

С той самой поры, вот уже полвека, я нагибаюсь за любой монеткой. И младший сын, сызмальства, видя этот непонятный ритуал, втянулся. К вящему неудовольствию своей мамы. Я ему объяснил теми же словами, как и дед мне...
Но, скорее всего, он не понял.

Видимо, всё дело в жареной картошке. Он её не ест. Мама ему с детства говорила, что это – сплошные канцерогены.

Ох, и тяжко будет парню в этой жизни...

Без канцерогенов.
И без такого деда.