Санитарка Наташка

Владимир Левинтас
          
             В канун 20 летия Победы в Великой Отечественной Войне, а это событие произошло 8 мая 1965 года в Таганроге, ко мне (я тогда заканчивал ТРТИ - Таганрогский радио технический институт и жил на квартире близ института) зашел сосед, бывший офицер Красной армии, мужчина лет 45 - 48. В руках у него была бутылка водки, а в газете какая - то снедь. «Знаешь, студент, сегодня я отмечаю свой второй день рождения, а так как дома никого нет, а одному как - то тоскливо, вот и зашел к тебе.

             Надеюсь, не откажешь посидеть со мной в этот памятный для меня день?» Конечно, вопросов нет. Хотя как раз вопросы есть. Расскажите о войне, её последних днях. Вы ведь закончили войну в Берлине? Егор Иванович, так звали соседа, помолчав с минуту, рассказал:
               
             «Берлинская наступательная операция стала одной из самых последних операций Великой Отечественной войны и одной из самых известных. В ходе неё Красная Армия взяла столицу Третьего рейха – Берлин, разгромила самые боеспособные силы противника и принудила его к безоговорочной капитуляции». Егор Иванович - разлил по стаканам понемножку водки и держа стакан в руке о чем -то задумался. Потом продолжал: «Да, я был участником Берлинской наступательной операции.
               
             С 16 апреля по 8 мая 1945 года в ходе Великой Отечественной войны советские войска провели Берлинскую стратегическую наступательную операцию, целью которой было разгромить основные силы немецких групп армий "Висла" и "Центр", овладеть Берлином, выйти на реку Эльба и соединиться с войсками союзников.
               
             Потери немецких войск в ходе Берлинской операции составили: 93 дивизии, 480 тысяч солдат и офицеров были взяты в плен, захвачено более 1,5 тысяч танков и штурмовых орудий, 4,5 тысяч самолетов, 11 тысяч орудий и минометов. Но потери советской стороны также были велики: более 2 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок, 1,2 тысяч орудий и минометов, более 500 самолетов. 8 мая была подписана полная и безоговорочная капитуляция Германии.

             И именно 8 мая, ранним утром, какая – то недобитая немецкая часть с танками пробивалась на запад через наш полк гаубичной артиллерии, в котором я уже был командиром батареи. Прорыв был неожиданным, так как мы слегка расслабились, ведь уже объявили капитуляцию Германии и повсюду с белыми флагами выходили и сдавались немецкие солдаты и офицеры.
 
             Наш полк принял бой, но пока шла пристрелка орудий, немцы из танков, а их было около 15, открыли огонь, уничтожив 6 наших пушек и рассчеты. Моя батарея успела подбить 7 танков «Тигр», когда снаряд «Тигра» угодил в гаубицу, огонь которой я, как командир батареи корректировал. До сих пор не помню, слышал ли я звук взрыва.

             Помню лишь то, что сознание волной покинуло меня и я отключился. Пришел в себя я уже в полевом госпитале после срочной операции, которую провели военные врачи. Ко мне подошел военврач и удостоверившись, что я очнулся после наркоза, сказал: «Капитан, благодари санитарку вашего полка. Это она, на своих плечах, вынесла тебя с поля боя и вовремя доставила в госпиталь. У тебя была большая потеря крови из за трех осколочных ран в области груди, предплечья и бедра. Осколки мы вытащили, можешь забрать их на память, раны зашили. Надеемся быстро поправишься. Считай день 8 мая 1945 года своим вторым днем рождения. А санитарку Наталью Егорову поблагодари».

             Доктор ушел, пожав мне руку, а я стал думать, кто же из наших санитарок Наташа Егорова. Так ничего и не додумав, заснул тяжелым сном.
Утром 9 мая 1945 года я проснулся от щемящей душу тишины.  Не слышно было взрывов снарядов, автоматных очередей, и лишь птичий гомон изредка нарушал эту забытую тишину. Палатки госпиталя находились в небольшом лесочке близ реки Шпрее. Изредка слышны были трели соловья. И вдруг раздались крики «Победа» и автоматные очереди. Все, способные передвигаться, ринулись из палаток. Было всеобщее ликование.

             И в это время в палатку вбежала красивая юная девушка и устремилась ко мне. Не сразу я узнал в ней нашу санитарку Наташку – всегда ходившую в военной форме, а здесь я увидел девушку в красивом платьице с белым кружевным воротничком. Да, это была она – наша Наташка, подарившая мне жизнь, вытащив раненного из под огня.

             Улыбаясь, она присела на мою койку и сказала: «Ну слава богу, живой, хотя я и не сомневалась, когда тащила тебя в госпиталь».  Взяв мою руку в свои, она посмотрев мне в глаза сказала: «А, я тебя полюбила и уже давно, просто не решалась сказать. Ведь ты – командир и на меня никогда не обращал внимания.» И - убежала, не дав мне сказать и слова.

             Оставшись один в палатке, остальные где - то отмечали победу, я задумался о словах медсестрички. И впрямь, я не замечал ни её ни других девушек из медсанбата нашего полка, было не до них, шла окончательная фаза наступления на Берлин. Сейчас, увидев её рядом, да еще услышав признания в любви…сердце мое вдруг наполнилось нежностью, пониманием пришедшей любви к этой девчушке. Мне так захотелось увидеть её снова, сказать ей и о своих чувствах, что когда в палатку вошла дежурная медсестра, я попросил её поискать Наташу Егорову и пригласить её ко мне.

             И, когда Наташка снова вбежала в палатку, теперь она была снова в гимнастерке с погонами сержанта мед, службы и снова присела на мою постель, я здоровой рукой привлек её к себе и крепко поцеловал в губы. "Отныне мы будем навеки вместе", сказал я и она, зардевшись, прильнула ко мне и мы долго молча сидели так, пока в палатку не возвратились остальные раненные бойцы.

             С этих пор я быстро пошел на поправку. Наш полевой госпиталь перебазировали в СССР в Подольск под Москвой. А мы с Наташей были зарегистрированы нашим командованием как муж и жена и первым же эшелоном из Берлина уехали домой в родной Таганрог. Я бы тебя с ней познакомил, но она сейчас в Ростове, уехала к больной матери. Но ничего, скоро вернется, познакомлю. Мы еще долго беседовали с соседом. Договорились завтра, в день 20 летия Победы выйти вместе с ветеранами на улицы Таганрога, где состоится народное шествие.

             И вот, наступил день 9 мая. С утра все обитатели дома, где я жил, собирались на демонстрацию в центр города. В 9-30 за мной зашел Егор Иванович.  Он был в военной офицерской форме. На кителе сверкали ордена, среди которых я заметил орден Красной Звезды, медали за победу над Германией и еще множество других наград. Увидев моё удивление, сосед сказал: нынче дан клич по всему Советскому Союзу – «Ветераны - одевайте ордена». Ведь до этого носить ордена как – то было не модно…

             Мы вышли на улицу Ленина – главную улицу Таганрога. Из репродукторов впервые звучала музыка песни Давида Тухманова - «День победы», Навстречу шла колонна ветеранов ВОВ, позванивая орденами и медалями.

             Егор Иванович посетовал, что рядом нет сейчас сыновей – близнецов Сашки и Кости, оба учатся в Ростове на Дону в университете. Им по 19 лет и в прежние времена они с отцом с удовольствием ходили на все демонстрации, и1 мая и 7 ноября и конечно в День Победы.  Дома, сосед пригласил меня к себе и мы долго говорили о войне, мирной жизни, медсестре Наташке, ставшей ему замечательной женой и матерью его сыновей. Кроме того Наталья Павловна стала хорошим доктором – хирургом, закончив после войны медицнский институт.

             Мы рассматривали альбом с фотографиями, на которых миловидная девушка – санитарка Наташка превращалась в прекрасную даму, жену, мать, доктора. Можешь себе представить, Володя, мы за все 20 лет ни разу не поругались, разве - что спорили из за детей, их учебы в музыкальной школе, где один учился игре на скрипке, а другой на фортепиано.

             Я спросил соседа, а где вы работаете Егор Иванович? Сразу после войны я пришел на Таганрогский трубный завод, восстанавливал его и сейчас работаю главным инженером.  Мы делаем трубы разных диаметров для промышленности СССР, в том числе для нефтегазовых месторождений.

             Было уже далеко за полдень, когда раздался телефонный звонок. Хозяин взял трубку - Наташа–из Ростова звонит. Я не стал дожидаться конца разговора, а показав жестом, что ухожу, удалился к себе, еще долго размышлял обо всем услышанном. Прошло много лет. Сегодня, вспомнив Таганрог, решил воспроизвести эти воспоминания на бумаге и делюсь с тобой, мой читатель. Вот такая сложилась жизнь моих соседей - фронтовиков.
                Владимир Левинтас.