Бонсай - создание и любование

Андрианов Владимир 2
               
                Бонсай – создание и любование
 

В древней японской традиции ханами кроме сакуры, хризантем и икебаны сохранилось и успешно развивается не менее прекрасное искусство Бонсай -  выращивания миниатюрных деревьев, представлявших собой точную копию настоящего, большого дерева.
 
Истоки этого искусства уходят корнями в глубь тысячелетий. Задолго до того, как бонсай стал визитной карточкой Японской культуры, в Китае возникло искусство под названием «Пенджинг», (penjing). китайское прочтение тех же иероглифов и в переводе означает «пейзаж в горшке» или «выращенное в подносе».
 
Во времена правления династии Хань (202 до н. э. — 220 н. э.) китайцы — простые люди, ученые и жрецы — на подносе Пэн начали создавать миниатюрные горные ландшафты и украшали ими свои дома и сады.
 
Иногда они использовались в качестве курильниц для благовоний — тогда их называли «бошанлу», то есть «волшебные горные жаровни». Эти горы покрывали мхом, рядом ставили миниатюрные фигурки людей и животных.
 
Техника выращивания карликовых деревьев возникла в Китае и относится к эпохе правления династии Тан (618-907), основанной Ли Юанем.
 
Более двух тысяч лет тому назад китайский император Ши Хуан-ти захотел побольше узнать о своей стране. Самому побывать во всех уголках Поднебесной, конечно же, было невозможно, поэтому из столицы были направлены десятки образованных людей во все провинции Китая с тем, чтобы изучить местные условия и достопримечательности, а затем изобразить их в миниатюре.
 
Древняя китайская легенда гласит, что один из императоров этой династии повелел создать миниатюрный макет своей империи со всеми ее естественными атрибутами - настоящей природой (горами, реками, озерами, лесами, полями и др.), рукотворными сооружениями (дорогами, мостами, домами, храмами, крепостями и др.) и жителями (правителями, чиновниками, купцами, монахами, воинами, крестьянами, ремесленниками и др.).
 
Для реализации этой идеи понадобились миниатюрные деревья. Первоначально для бонсай используются обычные деревья, которые отбирались из числа старых карликовых деревьев, их разыскивали в горах по всей стране. Маленькими они оставались благодаря постоянным подрезаниям и уходом за корневой системой. Так появились первые в мире карликовые деревья – бонсай.
 
Позднее начало развиваться и искусственное культивирование. Делалось это путем ограничение роста растений и регулировалось за счет плоской корневой системы и постоянным обрезанием кроны.
 
Самое древнее изображение бонсай сохранилось в гробнице китайского принца Чжан Хуая, умершего в 706 г. во время правления династии Тан. В настоящее время копию этого настенного изображения можно видеть в Ботаническом саду Шанхая.
 
Постепенно в Китае создание рукотворных пейзажей вошло в моду, и спустя некоторое время собственные пенжины, конечно не такие огромные и помпезные как императорские, стали появляться в домах знати, чиновников, ученых, богатых купцов и др. Периодически их обновляли, внося сезонные коррективы.
 
Во времена правления династии Южной Сун (960—1279) искусство выращивания миниатюрных деревьев в горшках приобрело огромную популярность. Садовники соревновались друг с другом, стремясь создать самое совершенное дерево и оформить его с помощью самых красивых камней. Интерес к искусству пенджинга основывался на убеждении в том, что подобные деревья имитируют естественную среду и способствуют медитации.
 
               
                Бонсай в Японии
 

По одной из версий, Япония познакомилась с первыми образцами пенжинов несколько позже, примерно в начале VII века в период династии Хэйан (794-1191), когда ко двору японской императрицы Суйко прибыло посольство из Китая. Среди многочисленных даров японскому престолу были и пенджины. Их японцы стали называть по-своему — бонсай (деревья на подносе).
 
По другой версии искусство бонсай проникло в Японию из Китая через Корею, где оно называлось бончё.

Главное отличие бонсая от пенджига заключается в том, что в бонсае внимание практически полностью акцентируется на миниатюрном дереве, а композиция пенджинг, как правило, помимо растения, содержит различные декоративные элементы, такие как камешки, фигурки людей и животных и прочее.
 
Первое официальное упоминание о бонсай в Японии относится к историческому периоду Камакура (1192-1333), связанного с появлением первого сёгуната в Японии.
 
В частности, в архивах синтоистского святилища известного японского рода Фудзивара Касуга, который более тысячи лет дарил Японии выдающихся полководцев, поэтов, художников и философов, сохранилась запись о том, что в то время японцы искали карликовые деревья на полях и в горах, а затем у себя дома или в саду их превращали в бонсаи. Первоначально это были - слива, вишня, сосна.
 
Первые изображения бонсаи в Японии появились в знаменитых свитках, составленных священником Хоненом (1133 — 1212). На сохранившихся изображения можно видеть миниатюрные деревья в горшках или мисках, стоящие на полках в жилищах древних японцев.
 
Также как в Китае и Корее, занятие это в Японии стало привилегией знатных и богатых жителей страны. К этому увлечению приобщается и самый уважаемый японский класс - самураи. Японские воины-рыцари оказались, не чуждыми к весьма мирным занятиям - созданию и общения с прекрасным и внесли свой вклад в развитие этого символичного искусства.
 
Позднее в эпоху Эдо (1603-1868), подражая аристократии, к выращиванию карликовых деревьев приобщаются сельские жители и простые горожане. Любимые породы того времени для выращивания японского бонсай были - сосна, можжевельник, клены, азалии, криптомерия и слива.
 
Следует отметить, что именно в Японии это искусство, перешагнув заборы императорских дворцов и буддийских храмов стало поистине всенародным. Именно японцы сделали бонсай самодостаточным искусством, перестав рассматривать его лишь как один из составных компонентов китайского пенджина.
 
Символизм бонсай изначально содержал три элемента: поднос, скала, дерево. Поднос относился к культу предков, гора была связана с идеей бессмертия и божественного присутствия, а дерево было связано с идеей древа жизни и плодородия.
 
Один из шедевров бонсай со скальным основанием отражает японский символизм бонсая и по своей эстетике вплотную примыкает к искусству суйсэки.
 
Развитию этого искусства способствовали и дзен-буддисты, которые считали, что человек, выращивающий бонсай, приравнивается к богу, потому что в их видении мир выглядит, как сад Будды, где человек садовник.
 
В то время различные деревья, выращенные в стиле бонсай изначально служили украшением храмов, садов и жилищ японцев. Выращиваемые растения использовались для украшения ниши дома, максимальная высота деревьев поэтому составляла около половины метра.
 
В то время, как правило бонсай заносили в дом только на короткое время. Он ставился в нишу-токонома и обязательно должен был гармонировать с комнатой.
 
Спустя некоторое время, в связи с развитием искусства и практики любования бонсай, его начинают использовать при проведении чайных церемоний и бонсай по праву становится одним из главных украшений и атрибутом японского чаепития.
 
В это время это искусство в Японии еще называли «хати-но-ки» — «дерево в горшке». Наиболее популярными горшками для бонсай была китайская, корейская (селадон) и японская керамика как антикварная, так и новая.
 
В эпоху Мэйдзи (1868-1912) начало активно развиваться искусственное культивирование бонсай — высадка черенков, отводки, деление, прививки.

Появляется правило, при котором соотношения размеров корневой системы, ограниченной объёмом плошки, и наземной части бонсай должно соответствовать пропорциям взрослого дерева в природе.
 
Историческим событием в истории выращивания карликовых деревьев в этот период стало применение проволочной обвязки, для формирования кроны деревьев бонсай.  Появляются специальные питомники по выращиванию бонсай.
 
К началу позапрошлого столетия это искусство, став популярным во всех уголках Японии постепенно начинает покорять другие страны.
 
Западный мир впервые познакомился с бонсай в конце XIX века. Несколько образцов карликовых растений было выставлено в 1889 г. в японском павильоне на Всемирной выставке в Париже.
 
Интересно, что на следующей Всемирной выставке в Лондоне в 1909 г. экспозицию японских бонсай англичане подвергли критике якобы за «бесчеловечное мучение» деревьев японскими мастерами.
 
В 1914 г. в столице страны г. Токио прошла первая международная выставка бонсай. В октябре 1927 г. в Токио в столичном парке Хибия была проведена первая публичная демонстрация растений для жителей коллекции мини-деревьев разных школ и разных мастеров.
 
Такие вернисажи стали традиционными и проводились ежегодно до 1933 г., после чего экспозиционная площадка бонсай была перенесена в залы художественного музея в городе Уэно.
 
Сегодня о мировой популярности бонсай говорит тот факт, что практически нет ни одного государства в мире, где бы не знали о японском искусстве бонсай, где бы не продавались бонсай в цветочных магазинах. Об этом древнем, легендарном японском искусстве написано более тысячи книг как на японском, так и на языках десятков стран мира.
 
Сегодня японский бонсай уникальное, легендарное садовое и прикладное искусство. Для мастеров это искусства задача состоит не только в том, чтобы вырастить в контейнере здоровое растение, но и в создании единого гармонического целого из трех элементов — растения, грунта и горшка, каждый из которых должен иметь естественный и привлекательный вид. Растение должно иметь схожесть со сформировавшимся деревом того же вида, произрастающего в естественных условиях.
 
Мастера бонсай могут воссоздать образ мощного тысячелетнего дерева, сформировать пейзаж густого леса, красивой рощи, гор и ущелий, морского берега — и все это на маленьком кусочке земли.
 
Кроме того, бонсай это особое самостоятельное мировоззрение. Постепенно под влиянием даосизма бонсай стал облекаться в философские идеи о единстве великого и малого.
 
Это стремление японцев увидеть большое в малом, истину в обыденности, красоту в привычном. Это искусство для ценителей тонкого, изящного и философского, не до конца постижимая мудрость.
 
Эта искусство и философия требует от человека определенных личностных качеств – умение создавать и созерцать прекрасное, эстетический вкус, терпение, доброжелательность, стремление к гармонии, мудрости и др.
 
Как правило, японский бонсай отличается рафинированной естественностью и тонко выверенной гармонией, отчетливо прослеживается его связь с японской эстетикой ваби-саби
 
Существует некая символическая и мифическая связь между бонсаем долголетием и бессмертием, ведь нередко выращенное деревце передается в семье из поколения в поколение вместе с памятью о тех, кто его сажал и выращивал. При грамотном правильном уходе бонсай может прожить сотни лет.  Соответственно более старые образцы бонсай ценятся выше, чем молодые.
 
                Бонсаи - долгожители
 
Следует отметить, что среди бонсай есть деревья долгожители, причем их возраст сопоставим с возрастом деревьев долгожителей в естественной среде.
 
Уникальные деревья бонсай, которые считаются реликвией, могут жить около тысячи лет, что является результатом терпеливого и упорного труда многих поколений людей, выращивающих эти деревья.
 
За ними ухаживали десятилетиями, их передавали из поколения в поколение. Их созерцали для того, чтобы получить эстетическое наслаждение, углубиться в понимание сути, окружающей нас природы.
 
Одним из старейших в мире считается бонсай фикус ретуса (Ficus retusa Linn), который находится в итальянском музее бонсая Криспи, недалеко от Милана. 
 
Начиналось все так. Итальянец, Луиджи Креспи (Luigi Crespi), занимающийся ландшафтным дизайном, увидев бонсай влюбился в это произведение японского искусства с первого взгляда. В 1959 г. он купил в Генуе три небольших, но очень необычных растения для своей коллекции - сосну, гингко билоба и азалию.
 
Уже в 70-е годы прошлого столетия в его садовом центре появляются миниатюрные деревья на продажу, а сам Луиджи Креспи проектирует первые в Европе японские сады — это была настоящая диковинка для Европы.
 
Все изменилось в 1979 г. после его путешествия в Японию, где итальянец узнал о секретах и традициях древнего искусства. В 80-х прошлого столетия его компания Crespi Bonsai начинает импортировать растения из Японии под одноименной торговой маркой.
 
Постепенно компания превращается в главный центр культуры бонсая в Европе. К 1991 г. было накоплено столько знаний, опыта и необычных растений, что назрела объективная необходимость создания Музея и Университета бонсая, которые были открыты в городке Парабьяго (Parabiago), недалеко от Милана.
 
Целью проекта было создание общего пространства, где могут встретиться ценители бонсай, пообщаться, обменяться опытом и, конечно же, полюбоваться редкими экземплярами, соприкоснуться с тысячелетней традицией.
 
Музей занимает площадь 60 кв.м. Здесь есть внутренние залы, кроме того, в музее под открытым небом обустроен сад камней и пруд с карпами кои.
 
Материалы и растения, которые использовались при его закладке, привезены из Японии. В коллекции музея есть старинная японская мебель тансу, а также традиционные японские светильники.
 
В залах собрана огромная коллекция растений бонсай, многим из которых уже не один десяток лет, а некоторым — даже сотни. Всего в коллекции более 200 уникальных миниатюрных деревьев редкой красоты.
 
Коллекция собиралась по всему миру. Несколько очень ценных образцов были подарены музею президентом Всемирной федерации дружбы бонсай Дайзо Ивасаки.
 
Жемчужиной коллекции является бонсай фикус ретуса, возраст которого оценивается специалистами в 1000 лет! Это одно из самых старых деревьев бонсай в мире. Уникальный образец искусства бонсай был привезен в Италию 1986 г. из Китая, после сложных десятилетних переговоров об его покупки.
 
Ствол легендарного дерева состоит из причудливо переплетенных воздушных корней и очень красивой кроны. Растет тысячелетний бонсай в самом большом в мире цветочном горшке. Увидеть бесценный экспонат можно в центре пагоды, рядом с ним стоят две терракотовые статуи китайских воинов.
 
Еще один бонсай долгожитель можжевельник растет в бонсай питомнике Мансей-эн в японском городе Омийя. Это можжевельник, который был взят из дикой природы, дерево находится в процессе формирования. Бонсай принадлежит японской семье Като. Проведенные недавно исследования ученых ботаников подтвердили, что его возраст составляет более 1000 лет!
 
Среди бонсай долгожителей самым дорогим считается бонсай можжевельник, который находится в питомнике Шунке-эн, в Токио. Возраст дерева более 800 лет. Его владелец - мастер Куньо Кобаяси - один из самых известных художников бонсай в мире. Он четыре раза получал престижную награду премьер-министра Японии за лучший бонсай в различных номинацииях.
 
Еще одно уникальное дерево бонсай находится в США. Его особенность в том, что дерево пережило атомную атаку американцев на Хиросиму в 1945 г. Этот бонсай японская белая сосна был выращен в Хиросиме семьей Ямаки (Yamaki), за ним ухаживало 6 поколений японцев. Его возраст оценивается в 400 лет.
 
Бонсай выжил в атомном кошмаре. Позднее его передали в дар Национальному музею в Вашингтоне. Парадоксально, но его крона реально напоминает ядерный взрыв.
 
Параллельно с эволюцией методов и техники выращивания бонсай развивались основы, и практика любования бонсай.
 
Существует как минимум 12 стилей бонсай, различающихся по форме дерева, методам выращивания и принципам формирования композиции. поэтому знатоки могут оценить красоту бонсай, различая стили.
 
Для любования Бонсай как правило выбирают весну или осень, но знатоки любят также и зимние деревья, которые уже сбросили листву. Также для любования бонсай желательно знать к какому виду оно относится, уметь разливать разные виды сосен и можжевельника.
 
Чтобы оценить бонсай следует начать рассматривать его снизу вверх, сначала оценив дерево в целом, потом перейти к рассмотрению его фрагментов.
 
Сначала нужно оценить распространение крепких и красивых корней. Потом величественный внешний вид, отражающий возраст дерева.
 
Затем следует перейдя к изучению формы веток, необходимо обращать внимание на их изогнутую форму.
 
В заключении следует оценить общее впечатление от произведения и его принадлежность к определенной школе, попробовать постичь характер мастера и индивидуальность данной работы, ведь не бывает двух похожих бонсай также как нет и одинаковых людей.