Образование для подчинённых и для руководителей

Кора Крылова
Мы родом из детства. Есть такая верная фраза.

Мысль записать типы воспитания и образования для создания подчинённых (исполнителей, прислуги) и руководителей (вождей, управленцев) появилась после прочтения абзаца об «экономике для клерков» и «экономике для хозяев» в книге «К пониманию макроэкономики государства и мира» (Москва, «Концептуал», 2022).

Как же в обыденной практике осуществляется выращивание подчинённых и руководителей, какие создаются для них условия, среда, общий жизненный настрой?

*

Образование для подчинённых выглядит так.

Дали задание. Ты подходишь к руководителю и спрашиваешь: «А что именно требуется? А как делать то? А как делать это? А как всё это должно выглядеть? И главное – как всё это увязано между собой? Я что-то общей картины не понимаю.»

Руководитель, воспитывающий подчинённых, отвечает: «Ой, некогда и не к месту сейчас объяснять! Делай, что тебе там скажут, просто повторяй, как делают другие. А потом, как придёт время тебе вписываться в главный процесс, придёшь к нам, - мы тебе всё расскажем и покажем, и ты всё поймёшь, что с чем связано.»

Ладно. Уходишь, делаешь, как все, без вопросов. Идёт время. Приходит срок вписываться в главный процесс. Приходишь, спрашиваешь. Тебе отвечают: «Ой, некогда мне объяснять, делай и разберись как-нибудь сам, - ты должен знать, как надо делать! Не мешай, я занят.»

Так с детства приучают к исполнению заданий по образцам без понимания общей картины, в которой подчинённый действует.

*

Образование для руководителей выглядит так.

Даются разъяснения на минимуме фундаментальных понятий, набор аксиом. А затем говорится, когда даётся задание: «Не знаю, как ты это будешь делать, но чтоб было сделано! Вынь и положь! Расшибись, а будь добёр! И чтоб всё точно в срок!» И без вариантов…

Человек с детства привыкает, что у него нет других вариантов, как только самому разбираться, что к чему, на основе того минимума знаний, который ему дали в начале для ориентировки, а остальное знание он находит сам. И он сам находит способ, как достичь нужных результатов, да ещё и к указанному сроку.

Так растут руководители, которые привыкли с детства брать ответственность за решение проблем на себя, и делают это сами для себя, ни у кого не спрашивая конкретной помощи в поиске путей решения задач.

Будущий руководитель никогда не удовлетворится ответом «Потом объясню, делай пока, как другие.» Он будет сам сопоставлять и собирать разрозненные пазлы общей картины, пока её не поймёт. Потому к нему не прилипает метод воспитания подчинённого.

Часть 2 "Ещё одна сторона жизни руководителя" http://proza.ru/2023/04/13/769