Робкий ученик

Людмила Колденкова
На конкурс "Амушл Кабак" http://proza.ru/2023/12/07/816


Телефонный звонок раздался довольно рано утром:

     - Вы помните, мы с вами договаривались о  занятиях с моим внуком? Родители привезли его на все лето, и ему нужно будет обязательно подтянуть язык. По всем остальным предметам у него оценки неплохие, а с иностранным – прямо беда! Когда нам можно будет к вам прийти?

     Конечно, я совершенно не помнила ни о какой договоренности. Очень многие собираются посвятить лето учебе. Но едва наступает июнь, как грандиозные планы мгновенно тают, будто снежные сугробы под ярким солнцем. А «планировщик» появляется в лучшем случае в последнюю неделю августа.

     Впрочем, так как я занимаюсь репетиторством, понятное дело, в каникулярное время любой ученик, даже самый отстающий, очень даже приветствуется.

     С одной стороны я всячески разделяю огромное недовольство родителей,  да и школьных учителей, реформой образования. Невнятная программа, откровенно плохие учебники, различные нововведения, чрезмерные требования...

     Но, врать не стану, именно все это обеспечивает репетиторам широкое поле деятельности. И если раньше к таким специалистам приходили в основном желающие усовершенствовать знания языка, активно потренироваться  или получить то, что никакая программа не предусматривала, то теперь приходится буквально за уши вытягивать отстающих, а порой тупо помогать им делать обычные домашние задания.

     В назначенное время в дверь позвонили. На пороге стояла модно одетая подтянутая пожилая дама и невысокий, щупленький, болезненно бледный мальчик. Как мне было сказано, он – ученик четвертого класса, однако выглядел при этом не старше второклассника.
     Прежде чем оставить это хрупкое существо в хищных лапах репетитора (а, судя по робкому взгляду,  мальчонка именно так и думал!), бабушка не преминула выдать суровые наставления: слушать преподавательницу, внимательно выполнять все задания, вести себя отлично.

     В общем, глядя на этого зажатого малыша, которому с такой строгостью диктуют правила поведения, я терялась в догадках. Может это чудо только с виду такой тихоня? А останемся мы один на один – и он в пух и прах разнесет мне всю квартиру?
     Оказалось, к тому же, что бедолага забыл учебник дома. Можете себе представить, какую это вызвало бурю бабулиного негодования! Пришлось горемыке покорно выслушать немалую порцию упреков. При этом он только крепче сжимал дрожащими ручонками тонкую тетрадку и ручку. А я, кстати,  уже  с беспокойством представляла себе, как эта дамочка будет распекать меня саму, если вдруг окажется, что ученик – действительно тугодум, и мне не удастся довести его владение языком до желаемого уровня.

     Тут ведь не все зависит от преподавателя. Как ни ухитряйся,а в чужую голову не засунешь больше того, что в нее поместится!

     В общем, оставшись, наконец-то наедине с новым подопечным, я приступила к уроку с некоторым опасением. Собственно, на первом занятии учебник совершенно не нужен.  Сперва приходится просто ненавязчиво проверять имеющиеся знания.

     Я попыталась для начала немного успокоить и раскрепостить малыша, задавая ему по-английски самые простые вопросы: как его зовут, сколько ему лет, что он любит.

     Я намеренно стараюсь не спрашивать, например, про семью. Ведь дети зачастую не в силах придумать  стандартные ответы и начинают выдавать такие семейные тайны, что не знаешь, куда деваться.

     Поэтому обычно  веду разговор про домашних питомцев, любимую еду. К тому же, четвертый класс, да отстающий... Какая тут беседа? Одно название...

     Мальчик отвечал очень односложно, не поднимая глаз, и тихо, почти шепотом. Однако, я заметила, что он неплохо понимал все вопросы и давал на них, насколько я могла расслышать, правильно построенные ответы.

     Предложенный письменный тест он так же выполнил без единой ошибки. Я горячо хвалила необычного ученика за каждый правильный ответ и с удовольствием убеждалась, что он понемногу успокаивался,оживал, даже начал время от времени слабо улыбаться.

     Я тоже с облегчением почувствовала, как напряжение спадало. И чего это я разволновалась? Наверное, на меня тоже так подействовало поведение его бабушки.

     Последнее задание, описание картинки, меня поразило. Обычно на первых порах для описания человека я предлагаю ученикам простенький шаблон со стандартными фразами. А потом можно их дальше развивать, в зависимости от способностей и знаний учащегося.

     Малыш послушно начал было говорить по шаблону, а потом... Голосок его окреп, а речь полилась так плавно и бойко, словно он не описывал фотографию, а рассказывал забавную историю о знакомой девочке, изображенной на ней. А его произношение...Да этот паренек заткнет за пояс любого преподавателя английского!

     Стоп-стоп! Да ведь он только прикидывался отстающим!!! Но зачем? Такой тайный протест, чтобы насолить суровой бабушке? Или своим, наверняка таким же строгим, родителям?

     Однако, от души похвалив его, я не подала вида, что приблизилась к разгадке его секрета. Однако, все-таки поинтересовалась, с каким репетитором он занимался или занимается. Ответ меня буквально ошеломил: «Ни с каким... Я сам.»

     Сам? Но это просто невозможно! Как он достиг такого? По интернету? К сожалению, я не успела ничего спросить, ведь за ним пришла его бабушка, и мальчонка тут же снова превратился в понурого молчуна. Будто нажали какую-то кнопку и он мгновенно отключился.

     Я конечно сказала бабушке, что ее внук – просто молодец, и наше занятие прошло великолепно.

     - Ну, хорошо, - наконец-то эта суровая  дама произнесла хоть что-то с позитивным настроем!

     Однако, она тут же исправилась и поспешила добавить ворчливо:
     - А то ведь прямо позор! Оценки по испанскому ему всю успеваемость портят! Ладно бы был просто не способен к языкам. Ну, не у всех же блестящие лингвистические способности. А ведь он, после переезда к родителям в Лондон, уже через полгода болтал, не хуже местных! А как начался у них в школе испанский – так прямо беда! Это все лень и безответственность!

     Испанский! Так я должна заниматься с ним испанским! А я ведь еще слегка удивилась, когда по телефону бабушка польстила мне, сказав, что долго искали меня для репетиторства и так рады, что  наконец-то нашли!  Замечательно в нашем маленьком городке «сарафанное радио» работает! Мне, конечно, было приятно это слышать, но я отнесла ее слова к тому, что хоть у нас репетиторов английского полно, но далеко не все хотят работать летом.
 
   А им, оказывается, нужен испанский. Тут все верно, кроме меня здесь других преподавателей нет.

    Но мальчонка-то, каков фрукт! Водил меня за нос весь урок! Правда, я решила ничего не говорить его бабуле, ведь ему досталось бы по полной программе: почему не уточнил!

   Ладно, на следующем занятии все исправим. Этот хитрец у меня не отвертится, с такими способностями он к концу лета подтянет язык! А, может быть, уже и знает его? Нашел себе в Лондоне испаноязычных приятелей и нахватался от них. А все «хвосты» по учебе это так, для отвода глаз?
 
   Прощаясь, я строго посмотрела на этого тихоню, а тот, уловив мой взгляд, скромно опустил глаза, но при этом слабо улыбнулся самыми уголками губ.