Ишь, наставнички!

Николай Владимирович Сидельников
-> Пьеса для семейного или школьного театра, продолжительность около 15 минут.

-> Одна из постановок https://www.youtube.com/watch?v=735xRvwg4So (фестиваль семейных театров, Кольцово, 2022; семейный театр "Рампа", режиссёр - Ирина Токарева)

-> Постановка получила Диплом Лауреата III степени на фестивале "Золотая Кобра" (Новосибирск) в марте 2023 года.

-> Если Вы решили поставить данную миниатюру, буду признателен, если пришлёте запись.

*****Действующие лица*****

- Царевна - девочка лет 10 - 12
- Царевич - ей брат, примерно того же возраста
- Мисс Маргарет – специалист по хорошим манерам, вроде как английского происхождения
- Арина, помощница мисс Маргарет
- Герр Шольц - ещё один специалист по хорошим манерам, вроде как немецкого происхождения
- Ваня, помощник герра Шольца
- Аннушка, Ключница, самая честная
- Марфуша, Кухарка, самая умная
- Аксиьня, Сторожиха, самая смелая
- Марго, воображаемый друг Царевны - девочка возраста царевны
- Маша, друг Марго - девочка примерно 7 лет


*****Сцена первая*****

(Тронный зал, на тронах рядом сидят юные царевна и царевич. Перед ними стоят мисс Маргарет и герр Шольц со своими учениками Ариной и Иваном. Марго)

Царевна: Друзья мои! Я благодарна вам за то, что вы нашли возможность прийти, ибо у меня к вам дело необычайной важности.

Мисс Маргарет: Мы благодарны Вам за эту счастливую возможность, Ваше высочество!

Царевна: В наше тревожное время для царевичей как никогда важны хорошие манеры.

Герр Шольц: Не всякий достаточно мудр, чтобы понять это!

Царевна: Мы же с братом моим чувствуем, что не в полной мере отвечаем этому вызову времени…

Царевич (перебивая): Вот пойду я на войну. Народ со всей страны соберётся, а я не знаю какою вилкой рыбу есть правильно!

Арина: Мда… неловко получится…

Царевна: Чтобы упредить подобного рода конфузы, я решила призвать самого умудрённого знатока хороших манер и принять его в нашу царскую свиту (смотрит на помощников)… Вместе с помощниками.

Мисс Маргарет: Это большая честь для нас, дорогая царевна...

Царевна: Однако, я не смогла определиться с выбором. Количество подписчиков у вас одинаковое, а как ещё выбирать я не знаю…

Герр Шольц: Объявите тендер!

Царевна (с укором): Герр Шольц, царевны должны получать хорошее, а не что подешевле. Мы же не простолюдины какие. Мы – царевичи! Мы пойдём традиционным путём: назначим вам испытание великое.

Царевич: А испытание такое: найдёте самого честного человека на свете и научите его быть вежливым! Потом найдёте самого умного, и научите его быть скромным. А самого смелого… Что самого смелого?

Царевна Ну не знаю… Научите его есть рыбу ножом и вилкой.

Царевич: Точно. Понятно?

Мисс Маргарет: Да где ж их искать?

Герр Шольц: Такое простое задание! Не сомневайтесь, Ваше высочество, всё быстро уладим!

Царевна: Прекрасно! Могу ли я быть уверена, что наш разговор останется между нами?

Герр Шольц (атакует Мисс Маргарет): Вы можете положиться на нас! Мужчинам свойственны сдержанность и немногословность! Однако… (гладя на мисс Маргарет) я не вполне уверен насчёт особ более легкомысленных...

Мисс Маргарет: (Арине) Арина, посмотри на него! (Царевне) Ваше высочество, мне трудно представить, как человек, посмевший безосновательно усомниться в честности двух добропорядочных леди, будет обучать Вас хорошим манерам...

Герр Шольц: (смущенно, понимая, что подставился): Да как вы могли такое подумать Мисс Маргарет! Я всего лишь беспокоился о выдержке вот этого (тыкает пальцем в Марго) юного создания…

Марго: Я попросила бы не тыкать пальцем в воображаемого друга царевны! Царевна этого не любит!

(Герр Шольц совсем смешался, его пытается выручить ученик.)

Ваня (тыкая пальцем в Машу): Он имел в виду вот её!

Марго: А уж моих друзей обижать – вообще недопустимо!

Маша: Пальцем они тычут! Ишь!

Царевич: Всё, всё… Задание всем яснО, все свободны! А нам пора обедать.


*****Сцена вторая*****

(Где-то на улице, не далеко от дворца. Разговаривая, выходят Мисс Маргарет и Арина - ищут самого честного)

Мисс Маргарет: Ты счастья своего не понимаешь! Это наш шанс!

Арина: Ну что за ерунда, ну каким манерам мы их будем учить! Носовым платком, и то не всегда пользуемся…

Мисс Маргарет: Ничего, ничего. Мне на курсах всё объяснили. Главное верить в себя!

Арина: Это вместо носового платка?

Мисс Маргарет: Я не хочу обратно в библиотекари! Хочу богатства и славы! И немедленно!

Арина: А мне нравилось в библиотеке. Книжек много, люди культурные, разговоры интересные… Ведь нехорошо людей обманывать!

Мисс Маргарет: Я в старинных книгах читала, что постиндустриальном мире все так делают. Иначе работать придётся. Ёлки зелёные, да где у них тут самый честный!?

(Уходят за кулисы, с другой стороны)
(Выходит Герр Шольц с помощником Ваней)

Герр Шольц: Ты представляешь! Полный пансион! Поедим! Никаких собачьих консервов! Никаких ночёвок под мостами!.. А ты всё «Хочу в школу! Хочу в школу!»… Телеграм канал вести не хотел!

Иван: Я и сейчас хочу в школу!

Герр Шольц: Счастья своего не понимаешь! Мир наставничества и легких денег!

Иван: Ну и как мы найдём самого честного?

(На заднем фоне выходит Ключница Анна, начинает прислушиваться, медленно подходить к Герру Шольцу)

Герр Шольц: Не надо нам самого честного, нам надо кого угодно. Мы его попросим не хамить, вот и будет – самый честный, но вежливый. Как царевна отличит что…

Ключница: Оооо… Да это ж Тихон Долгопятов! Вот те раз!

Герр Шольц (в ужасе замирает): Плохо дело Ваня… Эта и правда самая честная…

Иван: Тебя чё, правда Тихоном зовут?

Ключница (подходит, бесцеремонно разглядывает и похлопывает Тихона – Шольца): А у нас в деревне говорили, что ты в Грузию сбежал! Коллекторы и военком очень расстраивались…

Герр Шольц (напряжённо): Аннушка! Как же рад видеть-то тебя!

Ключница (с подозрением и с лёгким нажимом): Денег не дам.

Герр Шольц: Да ну что ты, Аннушка… Я теперь уважаемый человек, по поручению царевны всех вежливости учу. В обязательном порядке!

Ключница (с подозрением): И что?

Герр Шольц: А то Аннушка, что и честные люди должны быть вежливыми!

Ключница (с подозрением): Это к чему такое?

Герр Шольц: Вот ты – честный человек?

Ключница: А то…

Герр Шольц: И своей честностью иных людей поранить можешь. (Пауза) Вот меня, например.

Ключница (в замешательстве): А надо как?

Герр Шольц: А вот не надо кричать, что я Тихон Долгопятов, что я из деревни… И коллекторам с военкомом говорить, что меня видела - тоже не надо…

(выходят Мисс Маргарет и Арина)

Арина: О, конкуренты уже кого-то окультуривают…

Мисс Маргарет (пытаясь перехватить у инициативу у Шольца): Так-так-так, это у нас тут кто? Самый честный или самый смелый?

Иван: Всё, отбой, облагородили ужо самого честного, опоздали вы…

Арина: Может не до конца ещё? Уж больно быстро…

Мисс Маргарет: А может и не самый честный это… Вот мы сейчас проверим. Скажи-ка мне, как честный человек… сколько доллар будет стоить в конце года?

Ключница: Да кто ж его знает!

(далее – спорят перебивают друг друга)

Мисс Маргарет: И это ответ честного человека? Да вы не того нашли!

Герр Шольц: А какой он ответ честного человека?

Ключница: Это я не честный человек?

(Мимо проходит кухарка)

Ключница (Кухарке): Марфуша, ты тут самая умная! Скажи им!

(наставнички замолкают, смотрят на самую умную - Кухарку)

Кухарка: Спроси – скажу.

(Мисс Маргарет и герр Шольц хищно обходят кухарку с двух сторон)

Мисс Маргарет: А вы, голубушка, самая умная?

Кухарка (простодушно и самоуверенно): Нет, я просто всё знаю.

Иван: Ну, так не бывает.

Арина (про себя, со скепсисом): Уж эта точно самая умная…

Мисс Маргарет: Проверить бы… а вот скажи-ка нам…

Герр Шольц (перехватывая инициативу): Кто круче, Спартак или Зенит?

Кухарка: Ну, это очевидно… Во-первых, … (дальше все начинают холиварить разом, смысл фраз особого значения не имеет; все спорят и стоит шум и гам)

Кухарка: если мы обратимся к статистике за предыдущие годы, то мы обнаружим…

Мисс Маргарет: ну это вообще что за вопрос?

Иван: Очевидно, что Спартак!

Герр Шольц: Да ты опомнись, что ты говоришь!

Ключница: Тихон, бесстыдник, кто ж такие вопросы в приличном обществе задаёт!

(Арина грустно качает головой не пытаясь даже говорить. На сцену выходит Марго, за ней хвостиком идёт Маша, а замыкает группу Сторожиха Аксинья с ружьём. Марго показывает на галдящую толпу, Сторожиха Аксинья неспешно снимает с плеча ружьё. Галдящие замечают её, и напряженно замолкают.)

Марго: Вы посмотрите, что эти проходимцы тут устроили!

Маша: Галдят, как чайки! Ишь!

Сторожиха (неспешно заряжая ружьё): Ужас! Хорошо хоть царевнин воображаемый друг за вами присматривает!

Арина: Простите, но почему – воображаемый? Мы же все её видим?

Марго: Это оттого, что царевна вообразила что я ей друг. А я не друг. Я тут за порядком приглядываю.

Маша: Ещё сомневаются. Ишь!

Сторожиха: Я не посмотрю, что вы тут все герры и миссы. У меня разговор короткий, и не таких усмиряла…

Герр Шольц, обращается к Мисс Маргарет: Самая смелая?

Мисс Маргарет: Точно! (Сторожихе) Как я могла вас не узнать, ведь вы же самая смелая!

Герр Шольц: А вот мы вас сейчас научим рыбку ножом и вилочкой кушать… Ваня, тащи сюда рыбу…

(Откуда-то появляется большая картонная рыба, все начинают наседать на опешившую сторожиху размахивая вилкой и что-то галдя. Входят царевичи, когда их все видят все опять замолкают.)

Царевна: Это тут что такой в нашем монарьшем палисаднике творится?

Мисс Маргарет: А мы вот… испытание ваше выполняем…

Герр Шольц: Да! Уже честных, умных да смелых наловили, теперь это…

Арина: Окультуриваем

Ключница: Царевна, защитница ты наша, что ж это делается! Тихон Долгопятый с библиотекаршей беглой сторожа нашего Аксинью заставляют рыбу вилкою есть!

Повариха: Да и рыба-то ядовитая да недожаренная! Уж я-то про таких рыбей всё-всё-всё знаю!

Сторожиха: И хоть бы вилку рыбную дали, нехристи, а то ж вилка-то десертная!

Царевич: Что-то, сестрица, облажалась ты. Надо было меня послушать, из военного училища знатока хороших манер позвать. С тех пор как в армии порядок навели, они меня ни разу не подводили…

Царевна: Да, милый братец, натворила я делов… Головы бы им отрубить, да у меня от батюшки послушание на этой неделе - дураков жалеть… Вот кабы они на следующей попались…

Ключница: Царевна, может пристроишь их куда? Хоть мошенники, а всё люди…

Повариха: Только не на мою кухню…

Иван: Меня в школу пожалуйста. Хватит с меня мук позитивного мышления.

Арина: И меня тоже. Только чтоб библиотека была.

Мисс Маргарет: А я… А я с ней! (нащупывая красивую формулировку) Придется... из мира славы и успеха.... низвергнуться в серые библиотекарские будни…  Так стало быть я… дауншифтер!?. (приободряется, пафосно) Иногда надо уметь отринуть социальные условности и сделать осознанный выбор в пользу истинных ценностей… (весело) Хорошо звучит!

Герр Шольц: Лишь бы кормили…

Царевна: Ну а тебя, герр Тихон, назначаю помощником младшего конюха. С полным пансионом. Только пообещайте мне все, что людей больше обманывать никогда не будете.

(обещают)

Марго: Погодите, а манеры?

Маша: Расслабились… Ишь!

Кухарка: А хорошие манеры, товарищи, царям совершенно необходимы!

Царевна: И не только царям, но и каждому приличному человеку…

(Кто-то из толпы) Предлагаю организовать Российскую академию по хорошим манерам при царе батюшке!

Царевна: Отлично! Для начала… Нам срочно нужен ректор и заведующий хозяйственной частью… Все на поиски!

(толпа с одобрительным гулом уходит за кулисы в поисках ректора и заведующего)