Два рубля

Сергей Падышев
    Петруха проснулся в воскресенье  утром в ужасном настроении и самочувствии. Внутри всё горело, а душа просила либо опохмелиться, либо облегчить участь, хоть чем-нибудь! Хоть рассолом, хоть кефиром! Но холодильник был пуст! Тоже самое, можно было сказать о финансах Петрухи. Видимо вчера он с друзьями здорово гульнув, обмыл очередную  халтуру ЖЭКа. Гуляли конечно, как всегда,  на Петрухины , а он человек был шедрый, и друзьям ни в чём не отказывал. Надо занять, занимал! Надо налить, наливал! Одним словом – душа компании! Петруха жил один и  работал водопроводчиком! А работа ответственная, тяжёлая, всё по подвалам, да по квартирам аварии устранять. Пыль, грязь и фекалии! Но работа, есть работа! Зато жильцы к Петрухе всегда с поклоном и шкаликом! А вчера он прогулял всю премию подчистую, ну просто ни гроша в кармане. А душа требует, горит! А дело то весной было. Петруха подумал: «Пойду в сквере пройдусь, может, где мелочь просыпанная людьми оттаяла. Насшибаю, хотя бы на  банку пива! И пошёл! Ходил, бродил глаза в пол, а самому впору бы лечь под ёлочку в парке. Совсем ноги у Петрухи ослабели. Целых два часа бродил, то у киосков, то под лавочками, но  немного наскрёб. И не хватало то, всего два рубля!  И всё! Как отрубило! Клёва, как говорится у рыбаков, больше не было. Совсем загрустил Петруха. У людей клянчить совесть не позволяла. Ну, не совсем же он спился! Ну, закладывает за воротник! А кто нынче не пьёт!  А на работе он, как штык! И тут у Петрухи глаза как будто сами повернули в парке на слегка подтаявшего снеговика с веником в руке и в снежной шляпе!   Вид у снеговика был довольно бравый, и, судя по выражению его снежного, хоть и подталого лица, оно было лучше Петрухиного! И это так задело Петруху, что ему очень захотелось сорвать злобу на этом счастливом снеговике. Он ринулся к нему, готовый раздолбать его белоснежную фигуру. И он уже занёс руку, чтобы врезать этому снежному мужику, как его взгляд вдруг, заметил странный блеск, в глазах снеговика. Петруха подумал, что так лёд не может блестеть и продрал кулаками свои глаза.  Приглядевшись поближе, Петруха к своему удивлению увидел, что у снеговика вместо глаз - монеты. Два рубля! Именно столько, сколько Петрухе не хватала на банку пива для опохмела. Радости его не было предела! Петруха огляделся воровато, и, озираясь,  как вор полотна Мадонны в Лувре, осторожно выколупал монеты из глаз ослепшего снеговика. Взгляд снежного человека потух и больше не блестел радостно по-весеннему, не сверкал монетами на солнце. Монеты вместо глаз, видимо вставили снеговику какие-то добрые люди, которые и не предполагали такого вандализма над снеговиком. Петрухе стало как-то не по себе. Совесть, что ли зашевелилась? И он, недолго думая, вставил в глаза вместо монет, камешки. И поспешил из парка в магазин за заветным опохмелом.
   Путь к магазину Петруха почему-то выбрал именно мимо храма, но он  не был сильно набожным и прошёл мимо. Идёт Петруха и думает, ну всё, опохмелюсь и буду снова, как огурец! Но, чем дальше он уходил от храма и ближе приближался к винному магазину, настроение у него менялось всё больше в худшую сторону. Мысли какие то полезли в голову. Тут он вспомнил, что давно уже не был на могилках родителей. А они ему сначала всё часто снились, а потом перестали, оставив свою безуспешную попытку достучатся до сына. Всё думали, ну будет ему плохо, одиноко, придёт, покается, повинится, пожалуется на жизнь свою бестолковую! Ни семьи, ни детей! Всё одни только друзья после премий и зарплаты, да работа в ЖЭКе. И свечку то родителям не ставил за упокой уже давно, то денег нет, то некогда!  А в кармане, так сладко звенела заветная мелочь и говорила, давай скорей, скорей! Уже перед самой дверью вино-водочного отдела, Петруха вдруг встал, как вкопанный! Ноги будто приросли к земле! Но сил хватило только развернуться в обратную сторону от дверей входа. Петруха, сам не помня себя, вдруг быстрым шагом рванул в сторону  храма. Подойдя к воротам храма, он остановился, снял кепку и неумело перекрестился на купола.   Не спеша зашёл на территорию, посмотрев на людей, входящих в храм.  В храме был полумрак, и горели у икон свечи. В левом углу прихода священник  церкви исповедовал по очереди верующих, накрыв  голову эпитрахильей. И спрашивал, в чём грешен кающийся. Петруха почему то встал в очередь и стал ждать своей. В душе и в голове творилось невообразимое! Он даже протрезвел, как будто и не пил вчера с друзьями! И вот его очередь! Петруха встаёт на колени и священник, покрыв его чело, спросил, в чём Петруха хотел бы покаяться. В полумраке под эпитрахильей Петруха сначала глубоко вздохнул и потом начал говорить.  Его, как прорвало словно! Видно много чего накопилось в нём серого, нехорошего! Он говорил и говорил, перечисляя со слезами на глазах, всё то что, в чём он считал себя виноватым  по отношению  к родителям за всё прошедшее время: свою невнимательность к старикам, нехватку заботы, тепла, любви! Он понял, что  это тяготило его всё время. И теперь пришло осознание этого! Когда Петр закончил говорить, священник помог ему подняться с колен. По выражению лица священник, как будто понял немой вопрос исповедуемого. Он, как бы спрашивал, что ему теперь делать? Как исправить положение? Священник перекрестил Петра и сказал: «Ступай! Пред Богом ты теперь чист, а сердце подскажет, что делать!» Петр перекрестился и пошёл на выход. Но тут, словно что-то вспомнив, остановился! Нащупав  ту самую заветную мелочь, он сгрёб её в кармане. Затем подошёл к церковной лавке купил свечу, зажёг её от иконостаса, и оставил у иконы.  Затем оставшуюся мелочь разом высыпал в щель ящика для пожертвований. При этом Пётр не почувствовал сожаления. Из храма Пётр вышел с ощущением, как будто он сбросил огромный камень с души! Домой он пошёл опять через сквер, мимо знакомого ему снеговика.
    Подойдя к нему, Пётр подошёл к нему и благодарно похлопал его по плечу. Несмотря на выходной, ему вдруг сильно захотелось поработать! Он позвонил дежурному диспетчеру  в ЖЭК, и спросил, есть ли заявки. А после зарплаты он снова нашёл снеговика и вернул ему должок, те самые два рубля! У снеговика снова заблестели монетки в глазах на солнце! И Петру на минуту вдруг показалось, что снеговик ему озорно подмигнул! С тех пор Пётр стал чаще ходить в храм, и в родительские дни к родителям на кладбище.     Он бросил выпивать и завёл свою семью. А пьяниц – друзей он отвадил! Снеговик из парка и его два рубля сильно изменили жизнь парня. Жизнь продолжалась.