Тюремные записки. Часть 1. Поэма Земля забвения

Александр Ведров
Тюремные записки в прозе и стихах
ЧАСТЬ 1. Поэма "Земля забвения"

Внешне, тюремная жизнь – это противоположность свободному общественному сосуществованию. За колючей проволокой все наоборот, все вверх тормашками, как в королевстве кривых зеркал, где не человек управляет своими действиями, а им управляют грубые внешние силы так, как им заблагорассудится. Отвлекаясь от принципа справедливости и неотвратимости наказания за неправедные проступки и тяжкие преступления, совершенные кем-то в силу бесчестия и порочности, а другими по наивности и неосмотрительности, общество обязано уделять должное внимание той тяжелой и парадоксальной обстановке, в  которой оказываются осужденные люди. Надо исходить из того, что задача их изоляции состоит не только в наказании, но и в исправлении, в том, чтобы они осознали собственную неправоту, а не вышли из зоны заматеревшими преступниками.

Вступительная часть, представленная поэтической феерией Александра Пекарского, призвана отразить противоестественность «загробной жизни», которая далее будет раскрыта в тюремных реалиях книги. В поэме иносказательно предваряются условия, правила и заповеди жизни в зоне, такие как: попадание в вертеп, эгоцентризм, отрицание доброты, обреченность на общение с темными силами и безысходность положения, словом, читателю откроется немало общего между мистическим «загробным» миром и фактической тюремной жизнью заключенных. Не случайно автор в начале поэмы отталкивается от темницы, где «в кандалах закона плоть», а в концовке упоминает о «клетке в Зоне».
 
В первых трех стихах герой поэмы оказывается «под могильными сводами», то-бишь, за тюремными стенами, и черт на входе «покупает души слабых». В стихах 4 и 5 наш герой поясняет, как он ушел от смерти в схватке с противником, за что судом объявлен мучителем, и Злодей пригласил его на кладбище-тюрьму.

В стихе 6 начинается описание жизни «в гробовой неволе», где гость Нечистой силы склоняет новичка «совершить ужасный шаг» в сделке с Совестью. Стих 7 раскрывает козни средневекового  Вельзевула, Дьявола в облике демона на паучьих лапах, и Гаргульи, Демона-чудовища, а на Зоне это те же предводители блатного мира, тюремные авторитеты. Демоны зазывают поэта, «инквизитора слова», душа которого ценится высоко, в мир Антихриста. Уговоры поэта продолжаются в поездке на немецкую гору Броккен, на которой ведьмы в вальпургиеву ночь традиционно собираются на шабаш, а балом правит Сатана.

Кульминация поэмы сосредоточена в стихе 10, в котором Сатана, повелитель душ, призывает участников бала, «стройных скелетов», к признанию Зла ведущей силой в мире: «а Добро – плохая штука». Заключительные стихи содержат рассуждения о Рае и Аде и завершаются предсказанием об Апокалипсисе на Земле, поскольку мир человеческий «зверский и конечный». Сон, в котором автор побывал на земле забвения, – это всего лишь явившаяся ему тюремная жизнь.

ПОЭМА «ЗЕМЛЯ ЗАБВЕНИЯ»

Молодая красавица-смерть
В путь последний готовит бойца,
Приоткрыла незримую дверь,
Там - всевышняя благодать: 
«Спи спокойно, глаза потупи,
Смерть прекрасна для чистой души».
- 2 -
Что вело меня в место зловещее?
Мертвые листья укутали склеп,
Здесь, на пороге другой бесконечности,
Как я ничтожен и как я нелеп.
А за спиной беспощадные годы
И мотовство драгоценных минут,
Что-то влечет под могильные своды,
И в нетерпении внутренний зуд.
- 3 -
Страх, тревога, малодушье
 Выстроились в ряд,
Всюду полное бездушье
И пороков зимний сад,
И один я воин в поле,
Где командуют ослы,
Честь моя кричит: «Доколе
Буду я в тисках хулы?»

Что ответить? Я в темнице,
В кандалах закона плоть.
Как на небо птицей взвиться?
Подскажи же мне, Господь!

Но молчание оттуда,
 Не для нас святое Чудо!
Лоб в молитве расшибай
И получишь пропуск в рай.

Лоб разбит, но путь закрыт,
В ожиданье черт сидит,
Над рогами в стойке уши,
Покупает слабых души,
А в глазах его козлиных
Омерзения поток
И в копытах держит свиток,
Утвердил который Бог.

Кровью роспись - не спеша,
И в мешке моя душа,
Чем же так она ценна,
Знает только Сатана,
Непонятно только мне,
Не гореть ли там в огне?
В нетерпенье черт хвостом
Гонит пыль, и слышен стон,
Стало холодно и пусто,
Космос нам сияет люстрой.
- 4 -
Никого не обманула
Смерть любимая моя,
В праздник жизни заглянула,
Поселилась у меня.
Мне-то что? Косу стальную
У красавицы отнял,
Опрокинул поцелуем
И над ней торжествовал.

И летели мне проклятья,
Я мучителем предстал,
Звали Смерть больные братья,
Я же с ней в обнимку спал.
Грянул гром! Во гневе Парки,
Проводил свою красу,
И теперь она в запарке
Точит ржавую косу.
- 5 -
Прожил я бесполезно
Для Бога и для людей,
И вот из черной бездны
Позвал меня Злодей.
В его поверил силу
И в честную игру,
Покинуть мир постылый
Я пожелал к утру.
И вот во сне он лично
Мой разум просветил,
К свиданию на кладбище
Меня он пригласил. 
- 6 -
Воет ветер. Жуткий мрак.
Шелест. Шорох. Шепот.
Привидений легкий шаг,
Надмогильный ропот.
Смерти верные жнецы
День и ночь на поле,
Неспокойны мертвецы
В гробовой неволе.
Волки воют в эту ночь,
Лай летит собачий,
Улетает Ангел прочь
От могильной дачи.

Что за диво? Средь кустов
Гость Нечистой силы
Закрепить союз готов
Кровью над могилой.
Совершить ужасный шаг,
Не возвратный к свету,
Мне поможет Черный маг
Или блажь поэта.
Вянут в ужасе цветы,
Лист роняют мертвый,
Надмогильные кусты
 Ожидают черта.
- 7 –
Молнии сверкнул клинок,
Гром сошел трескучий,
И предстал у грешных ног
Вельзевул могучий.
           Он подвижен, словно ртуть,
           И в изящном фраке,
Украшает его грудь
Череп злой собаки.

Петушиное перо
Над высокой тульей,
 Бьется шпага о бедро.
На плече Гаргульи:
«Что ты хочешь от меня,
Инквизитор слова?
Хочешь, дам тебе коня
С пекла огневого?
Как Вергилия, промчит
Он тебя по Аду.
Или дать волшебный щит
От бед тебе в награду?
Поэта ценится душа,
Хоть живешь ты без гроша, -
Тебя сестры обольстят,
Звать - Фортуна и Случайность,
По ночам они не спят,
Гарем необычайный!»

Правда, мир сошел с ума!
Ближе стал Антихрист,
Приготовлена сума
 Этим нигилистам.
- 8 –
Я в раздумьях, я молчу,
Вновь позвал Лукавый:
«Вас на Броккен прокачу,
 Где поют мне славу».
Лунною тропой летим
Мы на пир безумный,
Там собранье Темных сил,
Опытных и юных.
Молнии опять клинки
Над горой сверкнули,
Дьявол обнажил клыки
И летит, как пуля.
- 9 –
В царстве мертвых шум и гам.
Стук костей о кости,
Полнолуние. Бедлам.
Ведьмы мчатся в гости.
К танцу приглашают дам
Стройные скелеты,
И несутся по рядам
Звонкие куплеты –
«Пей до дна»,  да «Пей до дна»,
Правит балом Сатана.
- 10 –
Вижу танец мертвецов,
Бешеную пляску,
Стук костей и лязг зубов
С музыкальной встряской.
Барабаны-черепа,
Флейты костяные,
Воет жуткая толпа,
Вихри огневые.

Из гнилых гробов-корыт
Выползает челядь,
Громы, молнии и треск,
Бесы, как сороки,
Разыгрался политес
На горе, на Броккен.

Демон мрака, бед и зла
В черном адском фраке,
Все, кружась вокруг него,
Кланяются низко,
И горят глаза его,
Взгляд пронзает вилкой:
«Дети тьмы, доволен вами
Я, великий Сатана!
С ядовитыми грибами
Поднесите мне вина!
Тост мой следующий будет:
- Пусть цветет обильно Зло!
Зла пусть больше будет в людях!
Выпьем же за то вино!
А добро – плохая штука,
От него немало бед,
И от Бога будет мука –
И потоп, и сивый бред!»
-  11 –
Заглянул я в зал мучений,
Там и Сталин, там и Ленин,
Их соратники в котлах,
А иные на углях.
Эти пытки бесконечны,
И они нечеловечны,
Ельцин там на сковородке,
Но без водки и селедки.
Тушу жирную коптят
Для кого-то пять чертят.
Лица мне в Аду знакомы,
Бесполезно рваться в Рай,
С входом там, в Раю, сурово,
Не пролезет негодяй.

Гид загробный мой смеется
Над наивностью моей, –
«Рай и Ад – суть два колодца,
Где захочешь, там и ней!
Но в одном вода живая,
Мертвая вода в другом,
Ты, судьбой своей играя,
Поднимай ведро со льдом.

Но вообще-то, друг сердечный,
Мир ваш зверский и конечный,
Вы – аквариум для Бога,
Но порядком надоели,
И пройдет совсем немного,
Он качнет вас на качели,
Вряд ли кто там усидит,
Канет в Лету этот вид».
- 12 –
Вдруг видения исчезли,
То ли сказка, то ли быль,
Но сижу я на постели,
И в руке моей костыль:
Череп – ручка, кость как трость,
Видно, был из Ада гость.
Снова что-то промелькнуло
И сознание замкнуло.
- 13-
Вот гуляет взмах за взмахом,
Смерти движется коса,
Нет надежды, нет и страха
Рвать напрасно волоса.

«Я хочу на Вас жениться!» -
Прокричал я ей с угрозой.
В изумлении застыла
Незамужняя краса,
И на землю опустилась
Смертоносная коса.
То ли вспомнила Сизифа,
То ли смех в Декамероне,
Стало невозможно тихо,
Протянула мне ладони:

«Дай, тебя я поцелую,
Обниму и приголублю!
Смерть веселую, лихую
Зря боятся Божьи люди.
Знаю, знаю, в царстве вашем
Лишь покой и тишина,
Люди пьют там простоквашу
Вместо терпкого вина.
Право, я в смущенье, воин,
Жаль, меня ты недостоин:
Я бессмертная девица,
Ты живи, а я - в светлицу,
Ту, что выделил мне Бог».
И шагнула за порог.

Видимо, ее сестру
Я встретил рано поутру.
В развлечении рулетка -
Водка, баба, в Зоне клетка,
Что мне год или другой,
Коль дружу я с Сатаной!?