Глупый пингвин

Сергей Миронов 7
Глупый пингвин

Наверное,в репертуаре театра им. Ленсовета есть и более интересные спектакли, но с участием А. Вахи остался только один."Мещане" по пьесе нашего буревестника революции.

Как и миллионы российских женщин, жена является поклонницей Вахи.И это тот случай, когда я с удовольствием разделяю ее симпатии.

Мое поколение так давно живет, что застало на сцене ведущих артистов звездной труппы БДТ Г.Товстоногова. В его постановке я видел эту пьесу с такими корифеями, как Е. Лебедев, К. Лавров,Л. Макарова, В.Рецептер, Н.Трофимов и П.Панков

Сравнивать эти инсценировки некорректно, ввиду явного преимущества Большого Драматического и несопоставимости весовых категорий звездного состава того легендарного театра Народных артистов СССР 60х-70х годов прошлого столетия.

Однако, в наше потребительское время обличительный угар пролетарского основателя соцреализма выглядит просто смешно. При большевиках театры соревновались в умении бичевать пороки общества чистогана, наживы и мелочного накопительства.

Сейчас мы во всем этом живем, и весь негодующий пафос монологов товарища Пешкова, мягко говоря, неактуален.
Не знаю, о чем хотели нам напомнить люди, определяющие репертуар этого театра, но выбор такой пьесы в наши дни представляется , по меньшей мере странным.

Если уж ковыряться в пыльных сундуках, поставили бы уж тогда лучше "Недоросля" Фонвизина, что ли?
На фоне оглушительной популярности всякой блогерской плесени, вроде Моргенштерна или Дани Милохина, это было бы очень злободневно!

Что осталось в пьесе, если режиссер вычел из нее негодующий запал Алексея нашего Максимовича? Да, собственно, и ничего. Довольно банальный сюжет с несколькими любовными треугольниками, да песня "О Буревестнике" в исполнении полупьяной компании молодой вдовы-квартирантки.

Главный же герой,,отец семейства, переживающий за нескладные судьбы своих непутевых детей, становится просто всеобщим посмешищем.Он и есть тот самый "глупый пингвин", что "прячет тело жирное в утесах"!

Старые пианино,диван, винтовая лестница, да дымящий самовар, вот, пожалуй и все приметы времени начала прошлого века. В остальном, в костюмах и музыкальном сопровождении, постановщики постарались максимально приблизить нас к современности. Но это мало помогает. Сермяжная патетика Горького лезет из всех щелей, и не ложится на модные мотивы.

Несмотря на все усилия режиссера вывернуть пьесу наизнанку и перелицевать конфликт поколений на современный манер,спектакль в общем удался. По крайне мере, он получился нескучным.И здесь большая заслуга актеров театра старшего поколения.

С.Письмиченко,которая играет супругу Бессеменова Акулину Ивановну и Е.Филатова в роли торговца певчими птицами,отца Пелагеи.
Молодежь же играет так,как будто преподавание дикции и техники сценической речи полностью исключили из курса дисциплин Театральной академии на Моховой!То говорят тихо,невнятно,с такой кашей во рту,что ничего не разобрать,то начинают орать,как потерпевшие!

В этом причина откровенных неудач в исполнении таких выигрышных ролей,как певчего Терентия(В.Цурило) и приемного сына Нила(К.Ногиев).
А вот,роль вдовы Елены Николаевны,благодаря стараниям приглашенной артистки ТЮЗа Марии Полумогиной,напротив,стала украшением спектакля!

В заключении не могу не сказать о главном разочаровании.Мы пошли на эту назидательную,ходульную,занудную,затертую до дыр пьесу ради одного артитста-Артура Вахи.
И именно Василий Бессеменов в его исполнении стал главным провалом этой постановки!

Ничего не хочу сказать против телесериалов.Они дают нашим бедным российским актерам не только возможность хоть как-то поддерживать свое материальное положение,но и шанс заявить о себе широкой зрительской аудитории.
Но в случае с такими классными актерами,как Ваха,от большой занятости происходит понижение планки уровня игры.
В это вечер мы увидели на сцене уставшего человека,который забыл о том,что главное задача артиста-это перевоплощение!Он монотонно наговаривал текст,и вообще,торопился по-скорее уйти домой.А жаль.

Санкт-Петербург.19.03.2023г.
Подписывайтесь на мой канал-https://t.me/galernik