Молния1 Пришло время

Марат Сафиуллин
Пришло время говорить о коммунизме.
Как бриллиант в царской короне сверкает в общественной жизни национальная идея. Она ведёт народ к независимости, призывает на войну с захватчиками, помогает осваивать гигантские пространства, быть сильными среди врагов, мобилизует на борьбу за справедливость, поднимать страну из руин после разрушительных катастроф. В общем, объединяет людей вокруг руководства, направляя усилия народа на достижение великой цели. 

Как раз поэтому Борис Ельцин в июле 1996 года, только что украв выборы у Геннадия Зюганова, объявил поиск собственной национальной идеи, чтобы сплотить вокруг себя не только бенефициаров приватизации, но и возмущённое грабительскими реформами население России. Этой национальной идеей предполагалось заткнуть рот всем недовольным. Нельзя, сказал Ельцин, после президентских выборов делить страну на побежденных и победителей. И обратился с этим к своему помощнику, известному либералу Георгию Сатарову. В результате 30 июля 1996 года «Российская газета» абсолютно серьёзно объявляет конкурс на национальную идею.  Конкурс «Идея для России» организован для тех, «кто верит в возрождающуюся Россию, в талант, трудолюбие и патриотизм россиян».

Понятно, что обращено это было именно к сообществу либералов. Но в этом-то и была нестыковка, потому что либералы никакую национальную идею на дух не переносят. Не желают они ни бороться за независимость, ни осваивать пространства, мобилизовываться или поднимать страну из руин. «Садок вишневий коло хати», яхта на Лазурном берегу да наворованные денежки на оффшорных счетах, наплевав на всех, вот вам идеал сатаровых. И Александр Яковлев, патриарх отечественного либерализма, не одобрил замысла тогдашнего президента: «Любая идея, если она одна на всех, неизбежно ведет к тоталитарному образу мышления» – заявил «архитектор гласности».

Национальная идея базируется на идеологии. Дайте хотя бы идеологию, идею потом придумаем! Но и тут западня. Согласно статьи 13 Конституции Российской Федерации:
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
А если идеология не является обязательной, то какой в ней смысл?

Между тем, есть много людей остро нуждающихся в определённости, это, разумеется, политики, политологи, политтехнологи, историки, школьные учителя и вся огромная армия госслужащих. Другие, самозанятые граждане, тоже хотели бы знать, что такое хорошо, за что гранты дают, а за что и пролететь мимо кассы можно.

Конечно, кто-то скажет: была идеология у Горбачёва – всё развалить, у Ельцина – всё разворовать под соусом либерализма и демократии. А у Путина капитализм в его высшей стадии империализма?
Но нет, если бы это было так просто, зачем было бы постоянно искать ту самую идеологию тем самым ушлым политологам?

Что предлагается. Уваровские, прямо из феодализма 19-го века: православие, самодержавие, народность. Формула старая, всем давно надоевшая, ну ладно, осовременим православие на традиции, самодержавие на президента, а народность можно вообще убрать, слово какое-то подозрительное, мы знаем, к чему это один раз уже привело.
Получается: традиции, президент и… чего-то не хватает… А! Вот оно – ИМПЕРИЯ! Имперскость, русская имперскость, русский мир… Где-то вокруг этого бродит мысль современного российского политолога и пропагандиста.
Только кто будет строить империю? Где те легионеры с кирпичными лицами, готовые умирать в Тевтобургском лесу за интересы метрополии? Кто те сенаторы в белоснежных тогах, подобные Катону Старшему, борцы против пороков и роскоши? Стараниями министра образования Фурсенко у нас уже воспитаны поколения квалифицированных потребителей, которых не волнуют абстрактные ценности, у них один вопрос: а что я буду с этого иметь?
То есть, простой такой КАПИТАЛИЗМ в действии.
Как работает капитализм в нашей стране, мы хорошо знаем по истории: привёл к позорному поражению в Русско-японской войне, поражениям на фронтах Первой мировой, стал причиной трёх революций.
Наш недавний опыт тоже про то же: капитализм в нашей стране приводит к КАТАСТРОФЕ.

Как по мне, капитализм вообще противоестественная система, противоречит логике и здравому смыслу. Вот, например, летит космический корабль, бороздит просторы Вселенной. На нём есть команда и пассажиры. Вдруг Верховный Психоаналитик объявляет весь космический корабль, все припасы на нём, своей частной собственностью. Вводит денежное обращение. Назначает командира корабля президентом. Парламент, чтобы правила поведения устанавливал, банк, полицию, судью и журналиста. Да, говорит, у нас будут выборы! Из двух и более кандидатов. Президент на два срока, чтобы не привыкал командовать, и депутатов тоже избирать. Для провинившихся – пенитенциарная каюта, а кто не впишется в рынок – увольнять в открытое космическое пространство.
Вам демократия, свобода слова и права человека!
Сам же получает неограниченный контроль ресурсов корабля, регулирует остальным доступ к еде, здравоохранению и отдыху по своему усмотрению.
Конечно, найдётся недовольный, который закричит, вы что! Очумели? Посмотрите в иллюминаторы. Мы летим в открытом космосе! Корабль не может быть  чьей-то собственностью, он НАШ, общий. Здесь в полёте, на космическом корабле, никакой частной собственности на землю и средства производства быть не может!
Да вы, голубчик, коммунист, скажет Верховный Психоаналитик. Ну-ка, репрессивная машина! Задайте ему, чтобы другим неповадно было. И все молча согласятся с вопиющим беззаконием, потому что Верховный умеет работать с людьми.

Но вернёмся к вопросу об идеологии. Не капитализм, так что? Это особенно актуально сейчас, в период СВО, противостояния с Западным миром, у которого как раз есть своя хорошо отработанная система промывки мозгов. Что может предложить, например, украинцам, наш отечественный политтехнолог, с доступом к СМИ и неплохим финансированием? Русский мир? Империю?
Фу-у, скажет зомбированный украинец, знаем мы ваш русский мир, тем более вашу империю мы не хотим. У нас свой родной Степан Бандера есть. Слава Украине!
К европейцу тем более на такой козе не подъедешь, он совсем в другом мире живёт. «Сейчас глобализм! – возразит он. – Видели мы ваш пещерный национализм сами знаете где». «Червей есть не хотите? Педофилия вам не нравится? Вас никто не заставляет. Прислушайтесь к своему внутреннему Я, сходите к чуткому психоаналитику. Может, откроете в себе женщину, полюбите животных, в плохом, разумеется, смысле. Алкоголь, наркотики, опять же, в ассортименте. Или живите традиционно, как вам нравится, маргиналов у нас много, демократия, права человека. Только не лезьте куда вас не просят, и будет вам простое европейское счастье! Да, у нас эвтаназия есть, если что».
Получается, что русский мир, империя и тому подобное – для внутреннего потребления. И здесь оно тоже, как сова на глобусе.

Однако вместе с СВО заговорили, прямо на высшем уровне, об АНТИКОЛОНИАЛИЗМЕ. Вот! Звучит сильно интереснее. Свежо, по-современному. Только это совсем не про империю, доложу я вам. Это что-то из хорошо забытого старого, ещё Иосиф Виссарионович активно употреблял такое слово. В период диктатуры пролетариата.
 
А ведь ещё раньше, в далёком уже 2021 году, на заседании клуба «Валдай» наш президент  многозначительно заявил, что современная модель капитализма исчерпала себя как экономическая система:
«Все говорят о том, что существующая модель капитализма, а это сегодня основа общественного устройства в подавляющем большинстве стран, исчерпала себя. В её рамках нет больше выхода из клубка всё более запутанных противоречий», — цитировали отечественные капиталистические СМИ.

Но нашего политолога коммунизмом не удивишь. «Видел я ваш коммунизм! Я Маркса читал и с «Апрельскими тезисами» знаком, сам был в комсомоле, чуть коммунистом не стал, в то ещё время. Это был ЭКСПЕРИМЕНТ! – заявляет политолог. – Притом неудачный. Даже говорить об этом не буду». Ставит он жирную точку. И не говорит.
А я, напротив, считаю, что именно сейчас ПРИШЛО ВРЕМЯ ГОВОРИТЬ О КОММУНИЗМЕ.