Проповедь в неделю Крестопоклонную!

Роман Овчаренко
Казалось бы, совсем еще недавно мы вступили на путь Великого поста, а уже добрались до его половины. Всякое начатое дело страшно только до середины. Но едва мы ее переступим, то уже точно знаем, что завершим начатое. Мы привыкли представлять себе христианство исключительно как религию ограничения. Но ведь это не так. Христианство не ограничивает нас, а защищает. Вы только подумайте, нас просят отказаться от сладости, от чрезмерного употребления пищи, воздержаться от алкоголя, табака, просмотра телевизора?! Да, действительно жестоко! Вера призывает нас к воздержанию и здоровью, а мы ропщем и желаем себе сладкой и скорейшей погибели. Может быть мы чего-то не понимаем в постном делании? Давайте разбираться.
Пост – ограничение как физических, так и душевных удовольствий человека для достижения более серьезных целей, а именно, роста духовного и беседы с Богом. И речь здесь не в списке конкретных вещей, каждый выбирает для себя нужное, а в том, чтобы воспитать в себе силу отказаться от того, что стало твоей зависимостью. Для кого-то это еда, а для кого-то телевизор, или телефон. У каждого своя слабость. Так вот пост дает тебе возможность показать, кто в доме хозяин: ты или кто-то (что-то) еще? И это очень тяжелая борьба. Глупо говорить, что это легко. Совсем нелегко, но ведь и мы не такие уж простые. Достичь результата можно лишь терпением и молитвой. Посмотрите на наших атлетов, через что они проходят ради достижения олимпийской медали? Неужели же наше спасение не стоит того, чтобы за него бороться и даже чуточку страдать? Помните, как говорил Господь наш Иисус Христос: «Претерпевший же до конца, тот спасен будет» (Мф. 10, 22).
И вот теперь главный вопрос: а умеем ли мы терпеть? Да, умеем, но только не там, где надо. Важно ведь понимать, зачем ты это делаешь. Если ты терпением воспитываешь в себе силу, тогда безусловно ты на верном пути. А если ты терпишь, потому что бессилен что-то изменить, то это слабохарактерность. Видите, какая тонкая грань.
Образцом терпения для нас выступил наш Спаситель. Он пришел на эту землю с конкретной целью. Его жертва была не напрасной. Он мог все это прекратить, но выдержал до конца и совершил дело спасения. Парадоксально, но это так. Первое убийство на земле было совершено обрубком дерева – дубиной, и спасение также было совершенно на дереве. Да и в раю вы помните также было два чудесных дерева – древо жизни и древо познания добра и зла. Как видите на один и тот же предмет можно взглянуть по-разному. Поэтому апостол Павел и скажет в дальнейшем: «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев – соблазн, а для Эллинов – безумие, а для нас – сила Божия» (1 Кор. 1, 22 – 23).
Перекрестие дерева, на котором пострадал наш Спаситель, также имеет свое значение. Ведь пересечение – это столкновение двух систем, двух миров. Бога и человека. Веры и безверия. Правды и лжи. В своей жизни мы постоянно пересекаемся как с добрым, так и злым. И доброе делает нас сильнее и увереннее. А злое ослабляет нас, отнимает силы и разум. Вот почему мы должны стремится к тому, чтобы свою горизонтальную палку двигать по шкале божественной вертикальной. Требования к себе должны быть самыми строгими, но справедливыми. Тогда нас ждет прекрасный результат.
Мы ведь в этом мире – страдальцы. Рождаемся для того, чтобы как-то скоротать свой век и все же умереть. Остановить этот процесс невозможно. И если в молодости старость и смерть кажутся далекими, то после тридцати ты понимаешь, что скоро конец и если ты не готов заняться саморазвитием и улучшением, то к финалу ты подойдешь изрядно потрепанным и озлобленным. А хочется, чтобы тебя запомнили сильным и счастливым. Счастлив лишь тот, кто нашел свой путь. А путь этот в Боге: «Я есть – путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). Пообещаем же Богу, что исправим себя и вернем свои души Ему такими же чистыми, какими Он нас и создал. С праздником, дорогие друзья.