Этносы и отношения наций прибалтики

Валерий Иванов-Виленский 22
10 тезисов к докладу на конференцию
Международный форум добрососедства 18 марта 2023 г.

1. Территорию южного побережья Балтийского моря издревле населяли племена двух этносов: славянского - основная его часть, начиная с западных территорий (вплоть до реки Рейн) и финно-угорского –приблизительно от реки Западная Двина на север.
2. Племенные славянские земледельческие объединения: ляхов, пруссов, кривичей, куршей и др. характеризовали общий язык, религия с идентичным культом богов во главе с «Перуном» и сформировавшихся на этой нравственной духовной основе культурных обрядов и традиций, которые легли в основу социальных имущественных отношений как внутриплеменных, так и во вне, с другими племенами, а также в отношении окружающей их природе – кормилице. Аналогичные процессы социальных имущественных отношений, но с другими культовыми нравственными символами иных божеств, на другой лингвистической основе шли в финно-угорских племенах - чудь, на северо-восточном побережье Балтийского моря. 
3. В процессе освоения новых территорий для обеспечения выживания здешних племён и торговли с другими племенами, и племенными объединениями, формировались феодальные государства во главе с родовыми князьями – предводителями воинов из числа этих племён, а также и других племён. Этот процесс, начавшийся со второй половины 1-го тысячелетия нашей эры, продолжался до введения на эти территории славян христианства в конце и начале тысячных годов: на территорию племён ляхов в 966 году, на территории Киевской Руси в 988 году, на территории кривичей в 1038 году, с приходом сюда к реке Неман, и до рек Невежис и Святая, Ярослава Мудрого с дружиною, и основания на территории с многочисленными топонимами "литва" крепости Новогрудок (150 км. на юг от нынешнего Вильнюса), опорного пункта своих славянских северо-западных владений.
4. Введение христианства для прибалтийских этносов был болезненный процесс, поскольку менял не только всю прежнюю духовную нравственную систему социально-культурных отношений, с её традиционными воззрениями на материальные, меркантильные и имущественные отношения, но и, как следствие, социально-политические отношения с новой структурой и иерархией власти в новых христианских - уже феодальных государствах. Это был бесспорный прогресс в социальном развитии здешних народных социумов с их внутренней вечевой (сеймовской) системой принятия политических решений, хотя проходил часто не безболезненно. (Поясню, понятие «политика» и как следствие «политическое» решение означает – искусство распределения, обеспечивающее (или нет) оптимальное (или нет) решение поставленных задач.) В это время фиксируется экспансия германских народов во главе со своими военными вождями, под католическими знамёнами монашеских орденов на прибалтийские земли. Так шло обеспечение амбитных интересов крупных феодалов, за счёт эксплуатации подвластных и покорённых ими народов. Затем шли торговцы из объединение германских городов  Ганза. Но местные люди разных народов дружили семьями и выстояли перед «Drang nach Osten».
5. Приблизительно в середине второго тысячелетия в Европе начался переход от традиционных христианских феодальных государственных образований. В их основе была сельскохозяйственная экономика, торговля и приобретение новых территорий посредствам матримониальных связей или насильственных, обеспечивавших личное могущество феодальной аристократии. Это служило образованию и концентрации значительных имущественных капиталов в виде золота и земли. Тогда же начинается преобразование традиционного христианского учения в различные протестантские доктрины, обеспечившие идеологически развитие капитализма, с его частнособственническими меркантильными отношениями, социально-имущественный иерархией – неравенством людей перед Всевышним и эксплуатацией труда бедных жителей.
6. Несмотря на атавизмы уходящей феодальной геополитики, выразившейся в ХХ веке сначала в Первой мировой войне, а затем и во – Второй, наполненной также идеологическими политическими смыслами борьбы с «коммунистами» за культурное-расовое превосходство, территориальное оформление европейских государств практически закончилось в конце ХIХ века. В это же время итальянский юрист С.П. Манчини в 1873 году формулирует и кодифицирует понятие «нация», в которое кроме этнических определений народов (язык, вера, культура), вводит в качестве составных частей: территория и экономика. С этого времени мы можем констатировать социально политическое определение «нация» в отношении тех или иных исторически сформировавшихся в феодальные времена народов, с добавлением существенного определения – государственная история, как это понимается сегодня. Подчеркнём, своей государственной истории, экономики, а также чётко фиксированной территории народы, образовавшиеся на территории прибалтийских племён, не имели вплоть до окончания Первой мировой войны. На основе переговоров между Советской Россией и Германским Рейхом в Брест-Литовске на переломе 1917-18 годов, были впервые созданы три прибалтийских национальных государства: Литва, Латвия и Эстония. Именно с этого времени начинается история этих государств, которая имманентно включает в себя историю развития культур народов различных этносов, издревле проживавших и оседавших на прибалтийских землях и выстраивавших гармоничные взаимоотношения между собой.
7. Необходимо отметить – в межвоенное время социального расслоения капиталистического общества в прибалтийских государствах на имущественной почве и усилиями властей развести граждан своих государств по национальным квартирам, при этом обосабливая и противопоставляя их друг другу, в полной мере серьёзной национальной вражды на этом поприще властям не удалось создать. Местные политические национальные диктаторы, защищая интересы местных капиталистических нуворишей, стремились нивелировать нарастающие натуральные классовые противоречия и канализировать их на национальную почву. Также сопутствовали массовой заработной эмиграции своих безработных граждан в Западную Европу и на Американский континент. На уровне сельского населения, в основном хуторского и безграмотного, действовали старинные культурные традиции христианства, что в той или иной мере позволяло выживать местным крестьянам, продавая излишки своего хозяйствования на местных рынках.
8. Государственное строительство в названных новообразованных прибалтийских странах в межвоенный период приобрело уже в 30-е годы ярко выраженный моноэтнический аспект. Это проявилось в обеспечение всесторонних интересов прежде всего титульных этносов: литовского, латышского, эстонского, - политические деятели которых во властных структурах объявили себя проводниками интересов всей нации. В конечном итоге, это привело к той огромной резне в отношение местных не титульных этносов: евреев, русских, поляков и т.д., - которая началась сразу после вторжения на земли прибалтийских республики немецко-фашистских оккупантов под знамёнами расовой и национальной нетерпимости к «другим» в июне 1941 года и продолжалась антисоветским подпольем несколько лет после окончания Великой Отечественной войны. Сейчас мы являемся свидетелями подобных геополитических силовых явлений на юго-западе центральной Европы.
9. После разгрома фашистской Германии и полной победы социалистического строя в Прибалтийских республиках, когда классовые имущественные противоречия в антагонистический расслоённом обществе были уничтожены и во главу угла развития нового общества были поставлены высоконравственные духовные ценности, стало возможным всесторонне развитие граждан прибалтийских союзных республик СССР. В Литве, например, количество населения возросло с 2,5 млн. на 1939 год, до 3,8 млн. в 1990 году, т.е. рост на 53 %. Это стало возможным благодаря интернациональной внутренней политике, проводимой её руководством. Литва буквально преобразилась за 46 лет советской власти, став высокоразвитой экономической страной. По состоянию жизненного уровня опережала многие союзные республики.
10. Увы, с демонтажем принципов социализма в СССР в конце 80-х годов прошлого века и последующим выводом их из состава СССР 6 сентября 1991 года трёх Прибалтийских республик тогдашним президентом М. Горбачёвым (по согласованию с США), местные власти начали усиленно разжигать межнациональную рознь среди граждан своих стран, руководствуясь древним политическим постулатом «Разделяй и властвуй». Мы, как умные люди, должны противостоять этому, усиленно эксплуатируемому лозунгу англосаксов в их собственных своекорыстных целях. Традиционное христианство призывает всех – ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО!..
Валерий ИВАНОВ