Арай

Николай Крутько
  Проснулся Игнатий Боротукин раньше обычного, когда ещё чуть забрезжил рассвет над восточной стороной горного отрога и обозначил контур верхушек  огромных кедров,возвышавшихся над распадком.
 Откинув полог чума,Игнатий вышел на морозный воздух. Его тут же встретили проголодавшиеся ездовые и охотничьи собаки.С лаем и визгом они крутились возле ног хозяина, и только один из них сидел в стороне;гордый ,мощный и красивый пёс   Арай.  Он не просил еды, и лишь иногда поворачивал свою голову на север и протяжно выл, выпуская из пасти горячее дыхание. Игнатий подошёл к собаке, чтобы потрепать за холку и проговорил:
- Ты что Арай, по хозяину тоскуешь?
 Но Арай уклонился от ласки и отбежав несколько метров, вытянулся во всё своё мощное тело, как будто его держат цепи, отрывисто и громко залаял.
 Игнатий не придал значения странному поведению пса и ,приказал вышедшему из соседнего чума работнику, отвечающему за оленей на стойбище, накормить собак.
 Работник подошёл к сложенному из плах небольшому коробу с дощатой крышкой, достал  заиндивелый кусок оленины и тут же ,на пеньке стал рубить мясо и разбрасывать его собакам до тех пор, пока каждая, уединившись, не  сгрызла свой извалянный в снегу кусок.  Он уже хотел бросить остаток назад в короб, но вдруг заметил, что большой и красивый кобель Арай, не подошёл за своей долей.
 Человек   отрубил Араю такой же кусок и бросил прямо перед  мордой. Арай не глядя на кусок отвернулся.
 Никто не  понял такого странного поведения умного, волевого пса.А сам он и  вовсе не смог бы объяснить своё поведение.
 Предчувствие опасности  охватывало пса всё сильнее и сильнее. В нём нарастало ощущение угрозы,и это было чувство такой силы, а решительность становилась столь яростной, что безразлично взглянув на собак, Арай бросился бежать в северном направлении в уже начинавшую по весеннему оттаивать тайгу.  Он бежал легко и стремительно, еле касаясь своими лапами твёрдого наста,по собственному, только ему известному пути.Не тратя время  на передышку, он лишь  изредка останавливался, чтобы утолить жажду, лакая из речушек и ручьёв, по которым уже шла вода поверх льда.
 День быстро заканчивался, на небе выступили звёзды .Впереди ,высоко над его головой сияла яркая оранжево-алая звезда, которую он часто видел  между деревьями.Это она тянула,звала его с невыносимой силой , была для него ориентиром.  Он преодолевал распадок за распадком, на дне которых наледью намерзала вода бугристым ледяным вздутием.Некоторые он преодолевал стремительно,с ходу. И вдруг, на его пути извилистой тёмной лентой обозначилась река. Подбежав к берегу он понял, что поверхность реки покрылась тонким льдом. Вода ,шедшая по поверхности льда только что подмёрзла.Арай зашёл на лёд и его лапы сразу провалились в воду. Он заскулил, посмотрел в ту и другую сторону и, выбрав направление в  верховье реки,  побежал вдоль берега.Раскинувшаяся река всё никак не сужалась.И тут он заметил на середине реки заснеженный остров, омываемый с двух сторон талой водой.  Из-за быстрого течения вода не успевала замёрзнуть .Он не задумываясь бросился в воду, быстро преодолев холодный поток вышел на остров, отряхнулся. Но капли уже успели застыть сосульками на его взлохмаченной шерсти. Следующее водное препятствие было не такое  широкое. Он решил перепрыгнуть, хотя намерзшая на его шерсти вода всё же сократила длину намеченного прыжка, мощное  тело его ещё раз оказалось в воде.Вторым скачком он  выскочил на пологий берег,разбрызгивая воду.  Отряхнуться в этот раз было сложнее, как он ни старался.
  Вдруг его нос почувствовал запах, тот запах который он ненавидел и от которого обледенелая шерсть на его холке встала застывшими клоками. Тело напряглось, выискивая врага. И  вскоре, в двадцати бросках ,в тальнике блеснули две оранжевые вспышки глаз волка, вероятно наблюдавшего за переправой смелого и решительного пса.  Волк первый бросился в атаку, стремительными прыжками выскочив из тальника . Арай рванулся к врагу. Они встретились  на середине заснеженной поляны , на границе тёмной ленты воды и кромки прибрежного тальника.
  Волк был матёрый ,на длинных ногах и на несколько сантиметров выше в холке.
С первой атаки сбить волка с ног Араю не удалось, тот подпрыгнул и оказался у него за спиной , сразу же схватил Арая своими острыми зубами за холку.Началась мучительная борьба высвобождения, так как захват был не смертельный. Арай швырял его из стороны в сторону,пытаясь высвободиться .Но псу удалось схватить волка за переднюю лапу у самого туловища.От злости он так сжал челюсти, что кость хрустнула ,он сразу же почувствовал слабину на шее.
  Клочья шерсти и брызги горячей крови разлетались по белому твердому насту. Арай старался сбросить матёрого волка и освободиться от его клыкастой пасти,наполовину обхватившей его шею. Хватал его за вторую ногу, но никак не мог дотянуться до задних ног. Арай был ещё в силе, чтобы не допустить свободного положения в стремительной смертельной схватке прямо держать волку свою шею, где волку всё время приходилось драться с сильно согнутой головой. Это затрудняло дыхание,поэтому первым выдохся волк. Он отпустил шею Арая и оскалившись встал в стойку, угрожающе рычал плотно прижав уши. Взгляд его колючих глаз говорил о его силе и ловкости.
  Арай понимал, что схватка должна закончиться только смертью одного из них.
 Он осторожничал, чтобы не допустить ещё одной ошибки . Но как только волк поднял свою переднюю раненую ногу, обезумевший от боли Арай бросился на него со всей оставшейся силы, мощным ударом сбил волка с ног и тут же его клыки замкнулись на его горле.  От помутнения в глазах он сжал свою пасть с невероятной силой, волк еще несколько раз совершал попытки вырваться, как вдруг затих.
  Пёс-победитель отпустил горло своего врага только тогда, когда его звезда начала меркнуть от надвигающихся утренних серых сумерек и пока совсем не скрылась  на светлеющем небосклоне.
  Большими хлопьями пошёл снег Он медленно  падал на следы смертельной схватки двух кровных врагов, скрывая перемешанный с кровью снег и покрывая вытянувшийся труп лобастого матёрого волка, белым пушистым покрывалом.