Лебединая песня Светланы Михайловны

Мита Пе
Помню, в моём детстве мама научила меня, что если чего-то очень сильно хочется съесть, то надо наесться этого до отвала, тогда желание пропадёт, и наступит свобода от навязчивой мысли. С тех пор я так и поступаю, и не только с едой - с книгами, с фильмами, с музыкой и т.д.

Но вот уже много лет пытаюсь "наесться" фильмом "Доживём до понедельника" и никак не удаётся - часто к нему возвращаюсь и, что интересно, всякий раз с новыми мыслями. На этот раз моё внимание привлекла учительница русского и литературы Светлана Михайловна (актриса Нина Меньшикова).

Таких, как Светлана Михайловна, много, особенно в школах. Женское одиночество, душевная непркаянность, неистраченные запасы чувств приводят их в детские учреждения, где они думают найти всё, что им не хватает. Есть редкие люди, которым это удаётся, но большинство засыхают ещё больше: чужие дети - материал недостаточный, чтобы заглушить тоску по любви к мужчине. Мне Светлану Михайловну нестерпимо жаль. Жаль её душевную (женскую) неустроенность, жаль её попытки казаться успешной, жаль (досадно) её неуклюжее ухаживание за Мельниковым.

В фильме есть эпизод в актовом зале, когда Светлана Михайловна пробует дать понять историку Мельникову о своём к нему неравнодушии. Это её последняя и единственная попытка - всё располагает: вечер, дождь, музыка, в школе никого - вот он, момент! Гениально Меньшикова проводит эту сцену. Её Светлана Михайловна сначала застывает в дверях в любимой утверждающей позе (руки на груди), несколько секунд размышляет и решает - была-не-была. Она понимает, что ей представился уникальный случай побыть с нравящимся ей человеком наедине и показать себя с самой выгодной стороны, то есть, что она тоже "не лыком шита" и ровня Мельникову.

Светлана Михайловна так охотно душевно обнажается, что мне за неё в этот момент всегда неловко. И Мельникову неловко. Ему хуже, чем мне, я-то хоть по другую сторону экрана, а он рядом с этой неровно дышащей к нему женщиной. Он резко обрывает музыку, хлопает крышкой, закуривает, но Светлана Михайловна не обращает внимания на эти знаки предупреждения. Чуткости в ней и в нормальной обстановке никакой, а в этот миг и подавно. О том, что женщина пошла "ва-банк", и догадываться не стоит, и так всё ясно - песня "В нашем городе дождь", пропетая слабеньким, неровным голосом,  - это лебединая песня одинокой учительницы, вершина параллельной сюжетной линии в фильме.

Мне всегда душевно неудобно в этот момент, чувствую себя подглядывающей в замочную скважину. То, как Светлана Михайловна поёт, меня всегда напрягает - полная обнажёнка чувств, тот отчаянный момент, когда женщина понимает - сейчас или никогда ... она даже полулегла на рояль, вот она я, Мельников!, приди и возьми!

Эта женщина выбрала объект любви "по себе", и неуклонно, как асфальтовый каток, идёт к своему воображаемому счастью. Как умеет, конечно. Она и обольщает историка, как умеет - неумело, топорно, не изящно, без чисто-женских безошибочных уловок. А откуда ей о них знать? Учительница русского языка училась быть женщиной на примерах из русской литературы, в которой женщина всегда страдающая и подчиняющаяся половина. Какое там изящество! В русской литературе не писали о Манон Леско и о мадам Бовари, в русской литературе женщина либо топилась, как Катерина, либо бушевала, как Настасья Филипповна, либо тихо угасала, как бесприданница Лариса!

Поведи Светлана Михайловна себя по-другому, легко, умно-кокетливо, заманчиво-обещающе, может, Мельников, как нормальный мужчина, и "клюнул" бы ... Ведь понимает же он, что нравится этой учительнице! Он даже поначалу подыгрывает ей - в прямом и переносном смысле!
Кто знает, чем закончилась бы эта сцена, если бы не "третий лишний" - уборщица. Мокрой тряпкой по полу, как тряпкой по лицу, типа, не суйся "свиным рылом в калашный ряд", продолжай, дорогая, мечтать о журавле в небе и рассуждай на уроках только о чужом счастье!

И то, как уборщица выключает свет в зале, прекрасно зная, что там находятся учителя, тоже символично. Вывод - песня Светланы Михайловны никогда не будет допета, потому что Мельников - вечный одинокий странник, да и она тоже. Только он по убеждению, а она по судьбе.


Илл. кадр из фильма "Доживём до понедельника.
Светлана Михайловна - актриса Нина Меньшикова.