Про Латвию в СССР

Виталий Хен
Я кореец, мне в этом году уже будет 62 года, в молодости я учился в Ленинграде, там женился на киргизке, там родился первый сын... О Латвии осталась такая память: сын родился в 8,5 месяцев - 1кг 950гр. Совсем маленький был, и нигде не могли найти ему распашонки и ползунки на его размер. Жена большие распашонки подрезала, перешивала некоторые. Она с сыном была в Киргизии у родителей, я учился на 2 курсе в Ленинграде, подготовил комнату в общежитии. И как-то с товарищем рванули в Ригу - мы в те времена ездили на субботу и воскресенье в Эстонию, Латвию и в Литву. Вечером из Ленинграда выезжаешь в Прибалтику (по студенческому билету скидка 50%), утром приезжаешь, день походил-побегал, сфотографировался и вечером назад, на поезд и в Ленинград. Считай, будто за границей побывал - снабжение в те времена в Прибалтике было на высшем уровне (и пусть не свистят там они про оккупацию - весь СССР их снабжал всем!).
В общем, летом 1984 года дело было, приехали мы в Ригу, походили туда-сюда и зашли в детский мир. А там я увидел распашонки и ползунки как раз на моего сыночка! Я набрал их там кучу и иду к кассе. Кассир – молодая латышка - наблюдает за мной: в то время уже там ввели правило, что товары отпускать только тем, кто с местной пропиской. Подходит моя очередь, кассирша мне - паспорт! Я показываю, она открывает страничку с ленинградской пропиской - нельзя! Забирает весь товар в сторону... Я стал просить, умолять - бесполезно! И тут один ползунок у неё в руках развернулся, она глянула на него и в ужасе воскликнула:
- Раазфе такие дъетъи пыфают?!- В её глазах было даже не удивление - ужас!
На её громкий возглас в отдел сбежались латышки - продавщицы - и они перебирали выбранные мною детские вещи и с сочувствием смотрели на меня. Потом ко мне подошла одна латышка по старше возрастом - видимо, старшая по должности среди них - и она сказала мне, с мягким латышским говором:
- Знаете, по распоряжению городской администрации г.Рига, категорически запрещается продавать товары народного потребления гражданам не с местной пропиской...
Я опустил голову от отчаяния... Она сделала небольшую паузу, посмотрела на кучку детского белья, которое латышки аккуратно сложили в стопочку и стали увязывать и упаковывать (я с тоской наблюдал за этим процессом)...
- Но,- продолжила латышка, - никто не может запретить нам сделать подарок вашему сыночку от нашего магазина! И мы все желаем здоровья вашему малышу!- Торжественно произнесла она, под аплодисменты покупателей и продавцов!От неожиданности, я аж задохнулся от наполнивших меня чувств…
Жена моя, когда увидела эти обновки была самой счастливой на всём белом свете – все вещи были в самый раз нашему сыночку, и уже было не стыдно выйти с ним на улицу в колясочке! Столько лет прошло, и сын наш уже сам папа, а я тем латышским женщинам всегда говорю своё искреннее спасибо!