Идея социальной справедливости в разных учениях

Аникеев Александр Борисович
      Формирование стереотипов социального взаимодействия связано со становлением и развитием самой идеи социальной справедливости. Целостность, стабильность, выживание различных сообществ, существенно связаны с тем, как индивиды оценивают свое положение в этих сообществах, воспринимают ли получаемые ими блага, удовольствия и наказания как заслуженные. Социальная справедливость - универсальное нравственное понятие религиозного и светского этического восприятия окружающего мира.

     С древности нарушения требований справедливости вызывали осуждение религиозных пророков. В библейской книге Михея читаем: «Не верьте друг другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку - домашние его»..

     Размышления о справедливости порождают несколько очевидных вопросов. Первый - что есть справедливость? Аристотель, учение которого высоко оценивается в мусульманской и христианской философии, различал два вида справедливости: справедливость обмена и справедливость распределения. Справедливость обмена это - возможность обменивать ценности на основе взаимной выгоды. Другой тип справедливости, согласно взглядам Аристотеля, - распределение соответственно затраченным усилиям, заслугам или по другим основаниям.

     Рассуждая о справедливости распределения, мы должны выяснить, что собираемся делить – деньги, блага, материальные ценности, налоги, обязанности, поощрения и наказания, права и свободы, участие в выборах, власть или что-либо другое. Выбор объектов распределения задает основу для их распределения, которое может быть уравнительным, когда каждый получает одинаковую долю делимого. Оно может быть неравным, в этом случае следует определить критерии справедливого распределения. Ими выступают возраст и пол, обусловливающие разные потребности индивидов, степень вреда обществу, затраченные усилия, имущество, заслуги, религиозность, власть. Например, при распределении наказаний критерием их справедливого распределения избирается степень вреда, нанесенного проступком обществу и отельным индивидам и в зависимости от меры проступка будет зависеть мера наказания и в зависимости от принятых законов в обществе один преступник может получить наказание в виде штрафа, а другой смертную казнь.

     Людям хорошо воспитанным должны быть присущи такие врожденные моральные качества, как способность различать добро и зло, сострадать и сопереживать обиженным и угнетённым, чувствовать стыд и смущение когда делаешь что-то недостойное для хорошо воспитанного человека, стремление к справедливости. Об этом писали апостолы Павел и Фома Аквинский: «Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую».

     В этике ислама источником содержания идеи справедливости являются священные тексты. В Священном Коране записано: «Эта книга - нет сомнения в том - руководство для богобоязненных, тех, которые веруют в тайное и выстаивают молитву, и из того, чем Мы их наделили, расходуют, и тех, которые веруют в то, что ниспослано тебе и ниспослано до тебя, и в последней жизни они убеждены».

     Верующие имеют склонность соблюдать моральные принципы и нормы, одобренные в священных источниках. Их нарушения вызывают эмоции вины, стыда, потребность искупления.

     Одним из источников идеи справедливости в религиозной этике выступают жизнь и учение посланников священных сил. Известные основатели великих религий Конфуций, Пророк Мохаммед, Иисус Христос сами не записывали свои поучения, вдохновляя последователей проповедями и поучительными поступками: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и немощь в людях... И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима и Иудеи и из-за Иордана».

     Личные качества посланников – преданность Аллаху, активные действия в борьбе за веру присущую Пророку, священная одержимость, преданность традициям своего народа, сострадание, вера, надежда, сила духа, миролюбие, печаль и отрешенность от мирского когда народ страдает.  Всё это характерно для морально-нравственных идеалов ислама, иудаизма и христианства.

     Обратившись к вопросу о последствиях соблюдения или нарушения принципов справедливости в религиозных нравственных кодексах, мы находим два вида этики. В телеологической этике присутствует идея воздаяния - надежда на вознаграждение за соблюдение норм справедливости и страх наказания за их нарушение: «.того, кто питает к людям всеобщую любовь, кто делает им пользу, небо непременно осчастливит. А того, кто делает людям зло, обманывает людей, небо непременно покарает».

     Деонтическая этика основана на идее долга, в ней соблюдение справедливости само является вознаграждением. Человек испытывает удовлетворение, успокоение от осознания исполненного долга: «Благородный муж знает только долг, низкий человек знает только выгоду».

     Как показали З. Фрейд, Э. Дюркгейм и другие исследователи, ранние религии придавали культурное содержание природным влечениям, инстинктам, поддерживая целостность первобытных сообществ. Бессознательная и осознанная враждебность к ближним, страх и ощущение беспомощности, агрессия, проявления полового инстинкта ограничивались и модифицировались воздействием магических ритуалов и запретов, направленных на поддержание справедливости.

    Древние табу касались вещей и деяний, вызывавших одновременно желание и опасение, притяжение и отвращение. Немотивированность запретов, отсутствие объяснений и жестокость наказания за их нарушение - свидетельства страха перед собственными неосознанными влечениями, ощущения угрозы, которые они представляли для сообщества. Фрейд обнаруживал двойственность чувств, совпадение любви и ненависти к одному и тому же объекту в основе всех значительных культурных образований.

    Имея в виду связанные с внутренними противоречиями и страхами утешительные искажения реального положения дел, Фрейд называл религию общечеловеческим навязчивым неврозом. Следуя логике Фрейда, все первобытные люди были психически больны, и эта болезненность сохранилась в культурах, исторически следовавших за первобытной. В определенных обстоятельствах иметь навязчивые неврозы полезно, так как это предохраняет от депрессии и более серьезных психических расстройств: «...благочестивый верующий в высокой степени защищен от опасности известных невротических заболеваний: усвоение универсального невроза снимает с него задачу выработки своего персонального невроза».

     Исследователи отмечают, что в традиционных обществах священные силы одновременно очищают и оскверняют, вызывают почтение и отвращение, притяжение и страх. В современных религиях на первый план выходят позитивные для человека качества богов, это в большей мере доброжелательные существа, вызывающие доверие. В первобытных верованиях преобладало восприятие сверхъестественных сил как жутких и иррациональных, их почитание было основано на стремлении отвести угрозы.

     Религиозное сознание порождало представления и идеи о последствиях нарушения утвердившихся правил поведения. Тот, кто нарушил табу, умирал и без вмешательства окружающих под влиянием собственного страха. Как писал Дж. Фрэзер: «Воображение действует на человека столь же реально, как сила тяжести, и может убить его с таким же успехом, как синильная кислота».

     Умилостивительные ритуалы и идея искупления сложились как следствие незнания многих истин и от потребности уберечься, очиститься от воздействия тех факторов, разрушительному и непредсказуемому воздействию которых люди не могли противостоять. Ранние религиозные верования, как показали К. Маркс, З. Фрейд, Б. Малиновский и другие исследователи, компенсировали недостаток уверенности человека в своих силах и благоприятном исходе предпринимаемых действий.

      С формированием цивилизации новым психическим раздражителем становится нарастающее имущественное и социальное неравенство. В таких обстоятельствах предпринимались различные действия, призванные успокоить эгалитарно настроенное большинство. Имели место принудительное перераспределение богатств или добровольная раздача их части самими владельцами. В случае смерти собственника часть его имущества уничтожалась или погребалась вместе с его останками, его также делили между собой участники погребальной церемонии. Обряд, обращенный к умершему, на самом деле имел назначением воздействие на сознание и психику живых. Одобрение окружающих и популярность завоёвывались представителями высших слоев путем организации пиров по тем или иным торжественным случаям. В дни таких торжеств могли происходить ритуальные нападения на вождя, приносившие эмоциональную разрядку их участникам и зрителям.

     Общие и особенные черты образа жизни древнего населения Передней Азии определялись способом производства средств существования, принадлежностью к оседлым или кочевым сообществам, а также местом в социальных структурах. Считается, что в аграрных цивилизациях имело место наибольшее в истории человечества социальное неравенство.

     Доля индивидов, не занимавшихся производительным трудом, была относительно небольшой, хотя их влияние постоянно возрастало. Для основной массы населения не существовало больших различий в образе жизни и питании, за исключением тех, что были связаны с оседлостью или кочеванием. Однако все правовые документы свидетельствуют о стремлении людей избавиться от статуса рабов. Это объясняется прежде всего условиями содержания, когда хозяева имели определенные законом права избивать своих рабов и калечить их. Пленники, захваченные в ходе военных действий, содержались в лагерях, где многие из них погибали. По-видимому, люди в Месопотамии часто причиняли физический ущерб другим, калечили рабов, жен, пленных, соперников. Не случайно заметная часть «Законов Хаммурапи» посвящена наказаниям за телесные повреждения. Основным принципом наказания был талион – возмездие путем причинения виновному ущерба, равному нанесенному им.

     Занятые в области производства необходимых в обществе материальных благ трудились с раннего утра до позднего вечера. Когда утренняя звезда - небесный символ Иштар, становилась невидимой, начинался рабочий день. Когда звезда Иштар вновь появлялась вечером - работники шли отдыхать. Выходных дней не было. Только женщины не работали во время месячных, считавшихся магическими днями. Труд рассматривался как малоприятная обязанность. В аккадском мифе об Атрахасисе говорится, что в прежние времена боги должны были сами обеспечивать себя пищей, и потому рыли каналы для своих полей. Необходимость трудиться была им в тягость. Тогда были сотворены люди, чтобы выполнять вместо богов тяжелую работу.

     В древнееврейском обществе складывается обычай еженедельного субботнего отдыха. По заповеди Бога люди и животные, свободные и рабы, соплеменники и пришельцы каждый седьмой день покоятся после совершенных дел.

     Образ жизни большей части населения Древнего Египта определялся сменой времен года и решениями государственных чиновников, которые, в частности, занимались и распределением по профессиям. Раз в два года чиновники проводили переписи населения, имущества и доходов. Люди с ранних лет вовлекались в цикл повседневных обязанностей, в котором сами ничего не могли изменить. Рабочее время занимало всю светлую часть суток. Основной группой работников в Египте были «слуги царя». Так называли земледельцев, трудившихся на полях храмов, государства и должностных лиц, ремесленников, представителей сферы услуг. Каждый из них получал в юности назначение на работу по специальности соответственно профессии старших членов его семьи и выполнял эту работу всю жизнь. Часть молодых людей отбиралась на ежегодных смотрах для службы в армии. Помимо основных обязанностей, «царские слуги» мужского пола привлекались к строительным, ирригационным и другим работам по распоряжению государственных чиновников.

     В древних текстах содержатся описания образа жизни представителей различных профессий. Судя по этим материалам, египтяне, занимавшиеся различными видами труда, и воины испытывали постоянное перенапряжение сил, стремясь выполнить производственные нормы, установленные распорядителями работ, или приказы командиров. Усталость, профессиональные заболевания, опасность получения травм, наказания надсмотрщиков - постоянные характеристики образа жизни земледельцев, плотников, рыбаков, каменотёсов, ткачей, строителей и других работников. Чаще всего при описании положения той или иной категории «царских слуг» писец использовал оценку: «ему совсем плохо». Можно сделать вывод, что жизнь большинства египтян была наполнена изнурительным трудом, ведущим к преждевременному истощению сил и заболеваниям.

     Определенные категории находившихся на службе египтян имели возможность распоряжаться частью своего времени, отдыхать, проявлять активность в устроении собственного образа жизни. В одном из папирусов сказано: «Будь писцом! Освободит эта должность тебя от податей, защитит она тебя от тяжёлых работ всяких... Не будешь ты под владыками многими и под начальниками многочисленными».

     Индийское общество имело в своем составе социальные группы, выполнявшие различные функции и отличавшиеся разным уровнем достатка. У индийцев существовала сильная централизованная власть и зажиточный средний класс. Характерной чертой арийской Индии было деление населения по происхождению. Уже в I тыс. до н. э. род занятий и образ жизни были регламентированы и специфичны, что определяло различия в уровне и характере заболеваемости и смертности людей.

     В целом же выделялось десять способов добывания средств существования: знание, ремесло, работа за плату, услужение, скотоводство, торговля, земледелие, довольствование малым, милостыня и ростовщичество.  Выполнение этих предписаний считалось религиозным и моральным долгом, обязанностью по праву: «Исполняй предписанный тебе долг, ибо это лучше, чем не работать».   

     Не только стратегия и общий план жизненного пути, но и каждый день индийца, возможно, каждый час, всякое деяние были регламентированы. Как и когда принимать пищу, чистить зубы, купаться, одеваться, отправлять естественные нужды, ложиться спать - по всем этим вопросам существовали особые рекомендации и запреты. Кастовые установления имели существенное значение в определении особенностей образа жизни индийцев. Гегель считал, что в этом случае особенное преобладало над общим, поскольку всякий индиец делал только что-то определенное: «Не существует человечности вообще, человеческой обязанности и человеческого чувства, но существуют лишь обязанности отдельных каст». Согласно исследованиям Ж. Дюмезиля, все функции представителей разных каст проецировались, находили отражение в ролях, которые выполняли ведийские боги. Варуна и Митра олицетворяли духовную власть брахманов, Индра - военную силу, Насатьи - успешную хозяйственную активность.

     Конечно, случаи, когда индивиды занимались деятельностью, не свойственной их касте, имели место и не были редкими. О них сообщается во многих древнеиндийских источниках. В «Махабхарате» брахманы участвуют в битвах, обучают военному искусству, становятся царями. Как известно, кшатрии Джина и Сиддхарта посвятили свои жизни религиозным поискам. И брахманы, и кшатрии занимались земледелием.

    Межкастовые браки и деторождение, как свидетельствуют «Законы Ману», также отнюдь не являлись исключением. Как их следствие, возникали касты, за которыми закреплялись определенные виды занятий. Люди из разных каст должны были селиться в определенных им местах, питаться особым образом, носить определенную одежду и знаки, указывающие на их кастовую принадлежность. Наиболее важные кастовые различия касались питания, профессии и брака. Хотя не все касты возникли за счет межкастовых браков, такой способ их формирования был наиболее распространенным. Со временем это сформировалось в большие классы близких друг к другу каст.

     Исследователи выделяют семь характерных признаков касты: 1) члены касты не должны вступать в браки вне своей касты; 2) подобные, но менее строгие запреты касаются принятия пищи; 3) для многих каст точно установлен род занятий; 4) касты расположены по принципу иерархии, высшее место в которой занимают брахманы; 5) члены касты со дня рождения и в течение всей жизни принадлежат к данной касте, если не исключаются из нее за нарушение законов; 6) переход из одной касты в другую невозможен; 7) вся система основана на авторитете брахманов.

     Кастовая система и ее идеологическое обоснование подвергались критике мыслителей ряда религиозно-философских движений. В «Махабхарате» приводятся демократические размышления мудреца Бхарадваджи.  «Если от вожделенья, усталости, голода и заботы, печали, страха, гнева все не свободны, то зачем тогда различать разные касты?».

     Идея духовного равенства каст выдвигалась и буддизмом. В сангху принимались люди из разных каст, и для спасения всем предлагалось пройти одинаковый путь. В «Типитаке» говорится: «Я называю брахманом того, кто не совершил зла ни телом, ни словом, ни мыслью и кто сдерживает себя на совершение зла, поэтому я не называю человека брахманом только по его рождению.»

     И всё же буддисты не принимали в свои общины людей, считавшихся рабами. «Законы Ману» выделяли семь видов рабов: военнопленные, рабы за содержание, рожденные рабыней, подаренные, доставшиеся в наследство и рабы, ставшие таковыми за неуплату штрафа или долга. Человек в Древней Индии мог сам «заложить себя», продать в рабство, о чем сказано в «Артхашастре».

     В Древней Персии существовало значительное число рабов. Их использовали как домашних слуг, на полевых и строительных работах. Принудительный труд иностранных рабов был основой существования царских хозяйств.

     Социальные деления в Китае также находили выражение в образе жизни людей из разных кругов. Все они стремились к обеспеченности. В отличие от Индии, в Древнем Китае всегда существовало и усиливалось стремление к достижению житейских благ: вкусной еды, здоровья, высоких доходов, любви и признания окружающих. Поскольку непреодолимых границ и социальных делений не было, эти устремления могли быть реализованы каждым. Однако, несмотря на активные усилия, направленные на достижение таких ценностей, многие оказывались не способными получить желаемое. Мыслители Китая спрашивали: почему? Их занимал вопрос о происхождении обстоятельств, препятствовавших достижению каждым счастливой жизни, и о том, как относиться к этим обстоятельствам. «Люди не могут не желать богатства, знатности, долголетия, но ещё не случалось, чтобы в определённых случаях кто-то оказался способным избежать таких несчастий, как бедность, положение незнатного, болезней и смерти!  А это значит, что люди часто не способны достичь того, чего желают», - писал Хань Фэй.

     Существенным фактором определявшим возможности или препятствия в достижении процветания, наполнение жизни теми или иными видами деятельности и событиями, была принадлежность к определённой социальной группе. Раскопки иньских погребений свидетельствуют о существовавших таких социальных различиях. Чжоуские тексты фиксируют деление населения на несколько социальных групп. Каждая из них занимала определенную ступень в общественной иерархии. Выделение страт основывалось на владении землёй. «Земля принадлежала Вану, который жаловал земли Чжухоу. Те позволяли Дафу владеть частью своей земли. Дафу давали Ши права распоряжаться полями и организовывать их обработку простыми земледельцами. Гуны кормятся подношениями, Дафы кормятся селениями, Ши кормятся полями, Шужэнь кормятся своей силой, Гуни Шан кормятся за счет казны, а Цзао и Ли кормятся за счет выполняемой ими работы».

     Представители групп более высокого ранга, во-первых, имели власть, право навязывать свою волю тем, кто занимал более низкую ступень. Во-вторых, они получали больше благ в результате редистрибуции. В-третьих, для образа жизни каждой группы было характерно особое соотношение периодов труда и отдыха, воинских занятий и мирных дел, физической и умственной деятельности. Идеологи, выражавшие взгляды привилегированных групп, утверждали, что наличие социальных различий необходимо и также естественно, как существование неба и земли: «если все будут равны, никого не заставишь работать. Подобно тому как существуют небо и земля, существуют различия между теми, кто наверху, и теми, кто внизу».

     В Цинь была введена система чиновничьих рангов, составлявших аристократию. С течением времени число рангов увеличивалось. Некоторые исчезали, другие были разделены на несколько новых. Сохранялись различия в их образе жизни, соотношении видов деятельности, источниках получения средств существования.

     Интенсивный повседневный труд, диктуемый необходимостью содержать свои семьи и отбывать повинности, заполнял жизнь большей части древнекитайского населения. Бань Гу писал о земледельцах: «Весной они пашут, летом занимаются прополкой, осенью убирают урожай, зимой хранят его. Кроме того, они рубят хворост и отбывают трудовые повинности. Весной им негде укрыться от ветра и пыли, летом - от жары, осенью - от дождя, зимой - от холода. За все четыре сезона нет и одного дня, когда бы они могли отдохнуть. А сверх того они еще провожают и встречают родственников, поминают умерших и заботятся о больных, кормят сирых и ставят на ноги юных. Таковы их неустанный труд и тяготы жизни».

     Первые китайские рабы были иноплеменниками. В Чжоу ими являлись оставленные в живых пленные. В период Чжаньго производительную силу рабов активно использовали гуни шан - ремесленники и торговцы. В ханьских текстах сообщается о десятках тысяч рабов. Их контингент пополнялся за счет тех, кто продавал себя или своих детей за долги или от голода. Разбойники похищали людей и привозили их на рынки невольников. В государственных рабов обращали осужденных и членов их семей. Быть рабом значило, что человек беспрекословно выполняет все виды работ, назначенных хозяином и может быть продан другому. В имперский период владельцы не имели права убивать или калечить своих рабов без разрешения чиновников. Дети рабов наследовали статус родителей.

    Государственное насилие являлось средством принуждения земледельцев к исполнению трудовых и воинских повинностей, а рабов к постоянной работе на других. Деятельность властей, как и в Египте, была существенным, для многих - главным фактором формирования образа жизни. Государство использовало труд людей не только как источник присваиваемых продуктов производства, но и как средство наказания. При таком подходе он не мог не быть изнурительным, разрушающим организм человека и приносящим болезни. Исследователями древней истории отмечено, что если бы в Древней Индии государственные чиновники исчезли, население в силу кастовых традиций могло бы этого и не заметить. В Китае политическая власть, ее распоряжения, принуждение и наказания являлись важнейшими обстоятельствами, вносившими значительные поправки в реализацию планов всех, кто желал добиться для себя лучшей жизни.

     Китайские «низы» выступали с критикой положения дел, при котором одни ежедневно трудятся, выбиваясь из сил и не имея возможности восстанавливать их, а другие предаются праздности и развлекаются:

     Одни отдыхая, живут, веселясь на пирах,
     Другие же служат стране, изнывая в трудах.
     Одни отдыхают, в постелях своих развалясь,
     Другие в пути бесконечном и в холод и в грязь.

     Писал великий Лао-цзы перед тем, как покинуть землю: «Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао - наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что у них отнято.».

     Мо-цзы считал, что в условиях, когда народ испытывает огромные страдания и болеет от того, что не имеет отдыха, ваны и другие знатные люди демонстрируют аморальность, отсутствие человеколюбия, наслаждаясь музыкой и созерцанием боевых упражнений. Мыслители Китая говорили о необходимости сочетания умственного и физического труда: «Мудрый правитель должен вместе с народом обрабатывать землю и кормиться этим, готовить себе пищу и одновременно править».

      Обсуждая эти идеи, оппоненты высказывали опасения, что вышедший в поле государь уже через какие-то мгновения устанет, а землепашец, проснувшись утром на мягком пуху и приняв в качестве подношения орхидеи и мандарины, начнет тосковать и беспокоиться, а поднявшаяся от непривычных условий температура вызовет его болезнь. Заботы о делах страны требуют усилий и времени, не меньших, чем труды хлебороба: «Поэтому тот, кто занят обдумыванием планов, не принимает участия в практической деятельности, а тот, кто лично занимается практической деятельностью, не определяет принципов управления страной.»

      Хотя в Китае всегда существовала иерархия рангов, принадлежность к ним, в отличие от кастовой, не являлась пожизненной. Древняя история великой цивилизации знает примеры того, как мелкие чиновники становились императорами, рабы - главными советниками правителей, крестьяне - почитаемыми учёными. Ваны Чжоу назначали ши на должности цинов и дафу. В Поздней Хань издавались указы об освобождении рабов и запрете продажи людей в рабство. Начиная с эпохи Чжаньго, исчезает обязательная прямая зависимость благосостояния человека от его звания.

     Предприимчивые и удачливые торговцы и ремесленники нередко оказывались богаче, чем представители знатных сословий. Мыслители разных школ разделяли идею о том, что благосостояние человека должно соответствовать его общественной полезности. Мо-цзы, Конфуций, Шан Ян, Сюнь-цзы предлагали выдвигать талантливых людей на ответственные должности независимо от их происхождения.

     Наличие возможностей социальной мобильности реально использовали немногие. Аграрное производство определяло образ жизни большинства населения. Даже городские жители - чиновники, торговцы, ремесленники имели земельные участки за городскими стенами. Установление известных всем граней между городом и деревней - процесс, занимавший большую часть древней истории. До начала новой эры малые и средние китайские города отличались от сельских поселений лишь занимаемой площадью.

     В условиях постоянной борьбы различных групп и существовавших возможностей социальной мобильности, общественное развитие было динамичным. Никак не скажешь, что Древний Китай - культура, где веками ничего не менялось, а люди были пассивными марионетками, поведение которых жестко направлялось традициями. Древние мыслители как раз и предлагали людям сознательно строить свою жизнь в соответствии с избранными ценностями. Благородный муж отличался от «низкого» не материальной обеспеченностью или знатным происхождением, а тем, что был человеком стиля. Многие ученые, оставшись не у дел, возвращались в родную деревню и вели небогатую, уединенную жизнь. Но они имели статус, отличный от положения обычных деревенских жителей, потому что жили жизнью, избранной добровольно, а не заданной обстоятельствами. Конфуций восхищался ими: «Есть простую пищу и пить простую воду, спать, подложив руку под голову, - в этом тоже есть удовольствие. Богатство и знатность, полученные нечестно, для меня подобны беспечным облакам, плывущим по небу.»

     Конфуцианская этика превыше всего ставила способность человека соблюдать кодекс благородного поведения. Ритуал предписывал почтение к правителям и старшим, сохранение достоинства, бескорыстное служение порученному делу, всегда быть готовым прийти на помощь попавшим в беду людям. Кун-цзы знал, что благородство может быть и притворным. В периоды трудностей и опасностей личность может разрушаться, поэтому такой человек деградирует и его поведением руководят страх и забота о собственной выгоде. Потому Почтенный Учитель призывал своих последователей всегда быть готовыми к тяжёлым испытаниям, не «терять лицо», не делать другим, чего не желаешь себе. «Благородный муж, впадая в нужду, стойко ее переносит. Низкий человек, впадая в нужду, опускается.»  Способность следовать принятым традициям и не опускать руки попав в беду, отличает достойного человека от никчемного. Она является свидетельством, показателем внутренней силы, поэтому и говорилось, что принятые в обществе определённые традиции и ритуалы служат для создания внутреннего умонастроения людей в обществе с такими ритуалами и традициями.

     Призывы конфуцианцев к соблюдению определённых ритуалов и традиций являлись выражением постоянно существующей необходимости поддержания общественного порядка в противовес тенденциям разрушения, нарастания социальной «энтропии». Обычно люди любят пользоваться своей властью ради привилегий, но ненавидят заниматься порученными делами. Долг цзюнь-цзы - прилагать усилия, противодействующие упадку культуры и развалу общества.

     В европейской философии учение о социальной справедливости развивалось в рамках материалистической традиции. Гельвеций утверждал, что всякое деяние является правильным в той мере, в какой оно способствует достижению наибольшего возможного счастья для максимально большего числа людей. В поисках путей достижения такого рода счастья К. Маркс выдвигал принципы идеологии переустройства общества. Считая, подобно Будде, что жизнь большей части человечества является страданием, он видел причины страданий в несправедливых отношениях собственности. Чтобы избавить людей от страданий, нужно осуществить радикальную редистрибуцию распределения материальных благ, устраняя монополию капитала и внедряя монополию закона о социальных гарантиях на производимые в обществе и необходимые каждому базовые средства для жизни по количеству и квалификации труда!

     На стр. 88-89 в советском издании «КАПИТАЛА» Маркс пишет о необходимости применения двойственности узаконенного в обществе равенства рабочего времени.  Что эта двойственность должна определять не столько относительно равное количество  труда, сколько относительно равное количество благ необходимых для жизни трудящихся и их семей!  Что с равным правом честно и добросовестно трудиться на благо общества у людей должно быть равное со всеми право на достойные человека нормы жилья, продуктов питания и фактуры для одежды от их общего производимого в обществе количества. Чтобы иметь необходимое для жизни согласно равенству рабочего времени и зарплаты при честно и справедливо нормированном труде по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее!    

     Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления блюд питания и изготовления одежды каждый мог сам формировать для себя и своей семьи, по зарплате от результатов квалификации своего труда на благо общества! При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

     Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они получили хорошее образование и в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, развивая ресурсовозобновляемые технологии!  Чтобы в будущем не стремиться завоёвывать другие страны с ещё нерастраченными природными ресурсами, разбазарив, истощив и загадив свою страну, ибо граждан должно заботит будущее их внуков и правнуков! А старики должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду пенсию как заслужившие благополучную старость!

     Чтобы все счастливо жили по этим законам, следили, чтобы другие их не нарушали при строгом наказании нарушителей закона по статьям принятого народом страны закона. А когда и все средства коммуникаций будут доступны всем, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, а на рынке лишь их конечные устройства, если кого-то не устраивают их стандартные или общественные формы, то наступит полное социальное благополучие необходимое для интеллектуально-духовного развития, для творческого созидательного труда и полноценного отдыха каждого гражданина страны для своего развития и дальнейшего развития своей страны!

     Маркс объявил утопией план, по которому богатые добровольно передадут нищим и голодным часть своих благ, испытывая сострадание и угрызения совести. Достойный и мудрый путь утверждения социальной справедливости – это партийно-парламентская классовая борьба за социальные революционные изменения в обществе без насилия и кровопролития, к чему со временем пришли Маркс с Энгельсом на анализе Великой Французской Революции и английского партийно-классового парламентаризма.

     Духовной основой поисков в европейской философии пути развития было учение раннего христианства, которое возникло как религия обделенных благополучием богатыми слоями общества. Библия свидетельствует о том, что первые христианские общины были коммунистическими, основанными на принципах развития как общественного труда, так и общественного потребления производимых благ! 

     Как известно, в самых ранних из дошедших до нашего времени текстах «Евангелия от Луки» Христос начинал «Нагорную проповедь» словами «Блаженны нищие». В поздних версиях это высказывание модифицируется, и записываются слова: «Блаженны нищие духом». Тогда утрачивается смысл последующих рассуждений Иисуса, построенных на сопоставлении контрарных понятий, когда в содержании одного есть признаки, исключаемые из содержания другого и заменяемые противоположными характеристиками: нищие - богатые, алчущие - пресыщенные, плачущие - смеющиеся. Очевидно, Христос говорил слушавшим проповедь: «.блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь... Напротив горе вам, богатые!  Ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете.»

     Мусульманская этическая система относится к телеологическим. В хадисе «Сунны от Абдуллы ибн Умара // Сахих аль-Бухари» записано, что всякому, кто поможет в нужде своему брату, Аллах поможет в его собственной нужде, всякого, кто оградит мусульманина от напасти, Аллах оградит от тягот в День Суда. В качестве критерия справедливости распределения материальных ценностей в исламе избраны базовые витальные потребности человека. Ислам не разделяет идей Христа и Маркса об общности, ибо все мусульмане обязаны помогать находящимся в наихудших условиях. Но то, что люди не равны по благосостоянию - неизбежная реальность монополии капитала, власти денег и анархии рынка.

     Размышления о социальной справедливости сложившихся в разных культурах и интерпретация содержания разных путей её достижения подтверждает истинность суждений Анри де Сен-Симона.  Именно он полагал, что организация общества, представляющего всем образующим его индивидуумам возможно большую сумму счастья, была самой важной и в то же время наиболее трудно разрешимой задачей, когда- либо стоявшей перед людьми.