Икебана - живые цветы

Андрианов Владимир 2
 

                Икебана – живые цветы
 
Другое древнее искусство страны восходящего солнца, непосредственно связанное с созерцанием прекрасного, является икебана (яп. «икэ или икэру» — жизнь, «бана или хана» цветы), буквально переводится с японского как «возрождение цветов» или «живые цветы».
 
У японцев есть легенда, которая объясняет, как зародилось древнее искусство живых цветов. Много веков назад ураган невиданной силы во многих городах Японии разрушил сады и погубил огромное количество живых цветов и растений.
 
После этого монахи обошли исковерканные сады, собрали остатки растений и цветов. С этим удивительным даром они обратились к богам с молитвой, вопрошающей о восстановлении истерзанных садов. Будда услышал их, и вмиг сады стали снова пышными и роскошными, как до урагана. Это послужило началом цветочных подношений богам, в каждое из которых монахи старались вложить благодарность.
 
Поэтому икебана первоначально имела религиозную направленность, являясь ритуалом регулярного подношения цветов богам в японских храмах. Дары для японских богов формировались по принципу умеренности, изящности и натуральности.
 
Так примерно в XV веке в Японии возникло традиционное японское искусство компоновки срезанных цветов и побегов растений в специальных формах или сосудах, искусство правильного размещения этих композиций в помещениях, домашнем или офисном интерьере.
 
Основоположником икебаны считают буддистского священника по имени Икенобо Сенкеи. Древняя школа цветов носила его имя. Со временем благодаря этой школе возникли различные направления, и икебана начала распространяться по всей стране.
 
Постепенно искусство отходило от религиозности и стало воплощать не только дары в храмах, но и изящные букеты в светской жизни.
 
К концу XVII века, это искусство стало весьма популярным, дошло до высших аристократических слоев общества, которые привнесли в него элементы изящества и утонченности.
 
Однако, если в Индии буддисты могли ограничиться рассыпанием цветочных листков около статуи Будды, то японцы старались собирать цветы в букеты, формируя красивые композиции.
 
С древних времен буддийские монахи учились давать вторую жизнь сорванным цветам, вплетая их в различные букеты и используя другие материалы для получения изящных композиций.
 
Только священники имели право собирать икебаны и подносить их в храм. По мнению буддийских монахов, такой ритуал связывал души мертвых с цветами.
 
Большое влияние на искусство икебаны оказало учение дзен-буддизма, которое утверждало значимость бытия в его непосредственной данности и сиюминутности.
 
Буддийские монахи не практиковали пышные религиозные обряды и ритуалы, полагая, что реальный смысл жизни кроется в самом обыденном.
 
Это искусство настолько была пронизано религиозно-философским смыслом, что даже спустя много веков сильно изменившись, оно не освободилось от символики и некоторых традиционных догматов восточных религий.
 
Позднее икебану стали использовать не только в религиозной практике, но и в повседневной жизни, сохраняя при этом первоначальное предназначение и философские аспекты.
 
В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала. Использование различных предметов не только усиливало восприятие цветовых композиций, но и имело особый смысл.
 
Еще во времена, когда в стране господствовал синтоизм, икебана основывалась на философии противостояния двух сил — света и тьмы, символизирующих Небо и Землю. Позднее к этим двум символам присоединился символ Человека.
 
В западных странах у фитодизайнеров основой составления букетов являются цветы разных видов и сортов, разной цветовой гаммы и определенного количества.
 
В японской культуре сами цветы не являются главной составляющей икебаны. Конструктивную основу аранжировки составляют не только цветы, но и веточки, побеги растений, прутья, листья и др.
 
Одним из важных элементов икебаны у японцев является сосуд, контейнер, горшок, ваза или другая основа, в котором размещается цветочная композиция.
 
В древности были популярны горшки треугольной формы, где углы символизируют Небо, Землю и Человека. Они выделяются прутьями или ветками.
 
Традиционно в Японии одной из специфических и весьма популярной формой икебаны является нагеирэ «брошенные в воду цветы», изящная цветочная композиция, предназначенная специально для проведения чайных церемоний.
 
Особо любимыми были висячие композиции в вазах, напоминающих лодки. Такие аранжировки каждый мог повесить в своём доме, поэтому они получили широкое распространение.
 
Стиль нагеирэ повторяет естественный рост живых растений. Согласно ему, цветы должны стоять в вазе непринужденно. а стебли участвующих в аранжировке растений должны свободно опираться о края сосуда. Нагеирэ может быть прямостоячим, свисающим, наклонным, настенным, лежачим.
 
Икебана оказала огромное влияние на флористику, благодаря её принципам составляются многие цветочные композиции.
 
В современных домах икебана привносит восточные нотки, украшает интерьер жилища и создает спокойствие и умиротворенность от созерцания прекрасной цветочно-философской композиции.

Японцы считают композиции в стиле икебаны искусством, там этому долго и кропотливо обучают.