Лето в Крыму или отдых многодетной мамы

Ольга Пименова
   Те, кто меня знает лично или давно читает, порой задаются вопросом: почему я летом не отдыхаю на побережье Чёрного моря, в маленьком посёлке городского типа с таким говорящим названием - Мирный. К слову, это бывший военный гарнизон, при распаде СССР, Крым, волею недоразумения, не иначе, достался Украине, а гарнизон поделили поровну, военнослужащим был дан выбор, а технику просто поделили, самолёты и часть вертолетов улетели в другие гарнизоны России, а ту часть, что досталось другой стороне, как говорят, распилили автогеном и вывезли на грузовиках. Может и один-два вывезли, но слух был такой, что летать на них было некому поэтому пилили на части.

  Конечно, Бог с ними, но уникальный, по географическим особенностям, гарнизон растащили-разворовали полностью, всё что можно, включая аэродромные плиты для посадки самолётов - их можно увидеть в котеджном посёлке между Мирным и Поповкой, которая ранее была деревней.

   Когда в 2014 году в бывший гарнизон приехала команда для оценки ситуации, то они, мягко говоря, пришли в шок, потому что этот особенный по своим качествам гарнизон, полноценному восстановлению не подлежал, ибо слишком больших затрат требовало восстановление в прежних объёмах.

  Это к тому, что Украине, в принципе, достался отличный гарнизон, разве, что без техники. Но, Крым им и даром был не нужен, может поэтому за годы владения, власти Украины не вложили ни копейки в развитие полуострова.

  Мои родители жили, а мама живёт и по сей день, в этом посёлке и, конечно, каждый год в конце мая, мы, вернее я, везла детей на солнце, море и фрукты.

  Очень быстро у меня образовалось двое, а затем и трое, и четверо детей, и мы выкупали целое купе в плацкартном вагоне. Так как детей была практически банда, а поезд ехал на юг и был полон детьми, то в большинстве своём "одинокие" дети паслись в нашем купе, позволяя отдохнуть своим сопровождающим и испытывая моё терпение. Периодически я грозно шипела: "разошлись по своим местам", но это помогало максимум на полчаса, а потом дети снова тихо просачивались к нашему "купе", ибо дорогу я себе старалась обеспечивать спокойную, набирая новых разных игрушек и игр. Ситуация осложнялась тем, что у меня практически всегда (несколько лет) был ребёнок, которому требовалось днем спать, а как тут спать, если так интересно вокруг.

  Мы приезжали шумной оравой к родителям и начиналась эпопея "лето, жара, море, пляж".

  Каждый день нужно было встать не позднее семи утра чтобы собрать двух, трех, а потом и четырёх детей на море. Всё было распределено по рюкзакам и у каждого своя ноша. Потом поднимались дети, их нужно было быстро покормить, а как известно дети никогда не едят быстро, если это нужно. Потом стаскивалась с пятого этажа коляска и банда команда отправлялась на море. Ходили мы не абы куда, а подальше от людей, ибо потеряв пару раз детей на море, я зареклась ходить с ними в толпу народа, предпочитая потратить больше времени на дорогу, но спокойно видеть отпрысков как в воде, так и на песке. Вообщем, вместо 15 минут мы шли 25, это ведь наличие коляски и препятствий на дороге в виде бордюров, горок, ям, и труб. А толстая желтая газовая труба снилась мне ночами, ибо перелезть самой через неё было раз плюнуть, но перетащить коляску с ребёнком невероятно трудно. Мы искали обходные пути и разные способы, но никогда не изменяли своему решению: ходить подальше от людей. Думаю, что именно это во многом сберегло и жизни моих детей и мои нервы.

  Приходили на пляж и распаковывались, а это значит, что вываливался рюкзак игрушек, ставился зонт, растилалась подстилка. Вообщем, совершалась масса действий ради двух часов. Место нами было выбрано не случайно, по береговой линии шла мель, это когда, чтобы зайти и окунуться взрослому человеку в море, нужно было пройти метров 15-20.

   Через полтора-два часа, в зависимости от того, во сколько удалось выйти из дома, начинались сборы домой. Собирались игрушки, отмывались, по возможности, от песка дети, собирался зонт и всё остальное в обратном порядке.

  Да, я забыла про аттракцион "протащи коляску по песку", ибо любая дорога перед пляжем заканчивалась и начинался пляж, то бишь песок, при чем наверняка это был какой-то особый песок с зыбучими качествами, ибо коляску по нему я тащила как тот ишак, так как очередного мелкого ребенка было проще всего доставить к морю и от моря в коляске. После всех обратных сборов, распределения кепок, панамок, откапывания игрушек, поиска шлёпок и сандалей, которые, со временем, я стала нанизывать на ручки коляски, чтобы не заниматься лишний раз поиском очередного "утонувшего корабля", так начиналась дорога домой с преодолением тех же препятствий. Но, дети были уже накупанные, наигранные и уставшие, и периодически кто нибудь норовил сойти с истинного пути, отбиться так сказать от стаи.

  По возвращение, а это пешком на пятый этаж, всё мокрое разбиралось и вешалось, всё грязное - снова мылось от песка и кормилось, благо, дома была бабушка, которая успевала сотворить полноценный ресторанный обед. Потом часть детей отправлялась играть, другая часть спать, а мне позволялась передышка.

  Матерь Божья, и ведь я ещё умудрялась тогда вышивать! При чем, делала это практически везде. Большая часть моих работ вышита в то время.

  Примерно в шестнадцать часов начинался повтор утренней эпопеи. Как же иначе, ведь мы приехали на юг, дети должны получить солнца и моря по максимуму!

  Иногда, я настолько уставала, что забивала на море и солнце, и отправляла детей бегать по раскаленному асфальту и прятаться в тени деревьев. А главной задачей детей, было не попадаться на глаза взрослым знакомым, ибо впоследствии, каждый узревший и признавший ребёнка внуком Азизовых, считал своим долгом пожурить меня за отсутствие моря в жизни детей. А пребывали мы в Крыму фактически с мая до последних чисел августа, и, признаться честно, уже к первым числам августа, и море и пляж меня изрядно доставали. И, порой, мне приходилось как Мюнхаузену тащить себя, но только на море.

  Конечно, всё окружение, включая мужа, считало, что мне сказочно повезло отдыхать столько времени на юге, хотя, я вполне искренне считала, что это повезло детям, а мне после "отдыха" хотелось в санаторий и желательно одной.

  При этом нужно учесть, что вода была по часам и не всегда доходила до нашего пятого этажа, а значит нужно было носить воду - таким образом проявлялась любовь Украины к Крыму, водные каналы до июля стояли сухие, а так нужная Крыму пресная вода сбрасывалась в Чёрное море.

  Продукты и фрукты стоили как в Москве - полуостров выживал за счёт летних отдыхающих.

  В моей памяти, эти летние каникулы остались как что-то требующее много невероятных усилий, ежедневного подвига, а отсутствие воды в кране заставляет меня нервничать до сих пор: надолго ли?

  Иногда я думаю, что тогда было особое состояние духа и сознания, ибо сейчас я и помыслить не могу, чтобы повторить даже один день из той своей жизни. Нет, тогда мне казалось это нормой, но, видимо, память о тех днях, заставляет сейчас в летние месяцы бежать на север, в прохладу белых ночей.

  А Крым я люблю осенний, лсобенно мягкий бархатный сезон, ну или поздняя осень, с пустым пляжем, холодным морем и без палящего солнца.

С'Оль ромашкиного поля на Дзене