Лженаука Кабардино-Балкарии, Конфликты

Хадис Тетуев
ЛЖЕНАУКА – КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ ВЕДУЩАЯ К МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫМ КОНФЛИКТАМ


      Долгое время, начиная с 1990-х годов в Кабардино-Балкарии, идут процессы на создания параллельной истории, совсем отличное от реальных исторических фактов и документальной истории. И такая работа в основном связана с работой научных центров в Кабардино-Балкарской Республике.
      В основе такой параллельной, в некотором случае виртуальной истории находятся такие искажения истории, как существование «Кабардинского (черкесского)  государства" с большим населением и огромными территориями расселения адыгского (черкесского) государства. К примеру, работа экс-директора  Кабардино-Балкарского Института гуманитарных исследований Б.Х. Бгажнокова « Пашенное земледелие и хлебные злаки в традиционной культуре кабардинцев», по мнению автора работы: «В XIV–XVII вв. территория Кабарды занимала громадную для рамок Кавказа территорию. Она достигала временами свыше 100 тыс. кв. км при сравнительно малой для такой территории численности кабардинцев – в пределах 500–700 тысяч жителей…»
      Но если обратиться к первому географическому исследованию русских земель и земель, граничащих с Русским государством, Книгой Большого Чертежа – 1627 года издания, то это далеко от истины, и даже совсем не соответствуют субъективному мнению Бгажнокова. В документальных источниках границы Кабарды для XIV-XVII вв. трудно установимы, поскольку народ ее вел полукочевой, военно-подвижнический образ жизни. Именно поэтому археологи до сих пор не знают ни одного кабардинского поселения указанного времени, все кабардинские селения имеют своего рода «день рождения» - начало XVIII века (Нагоев А.Х. С. 45-46; Волкова Н.Г. Этнический состав. С. 45-46; Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связь с Россией. С. 94, 101).                Другим искажением  Б.Х. Бгажнокова, как следствие уже, исходя из первоначального искажения территории расселения,  даёт основу для заключения того, что: Б.Х. Бгажноков, пишет:
«С утратой восточных земель в низовьях и устье Терека в XVII – начале
XVIII вв. и затем в ходе русско-кабардинской войны 1763–1825 гг. территория Кабарды уменьшилась более чем в 10 раз, а численность в 10–15 раз.
Однако в результате экспансии русских войск и эпидемии чумы 1810–1812 гг., а затем и в ходе ожесточенных сражений 1822–1825 гг., численность кабардинцев резко уменьшилась и фактически Кабарда
 (как одно из самых значительных государств Кавказа) прекратила свое существование…» 
               
Это при всем том, что численность населения Кабарды в первой четверти XVIII в., по данным Ксаверио Главани  на 1724 год насчитывают в Кабарте  - 3000 жилищ, что в пересчете в среднем на 1 двор 5 человек, как принято считать население Кабарты составит – 15 душ обоего пола;
Кучукъ-Кабарта – 800 жилищ, население кумыки, брагунцы, карабулаки, чеченцы, ингуши, осетины и чуть – чуть кабардинцы.

Только в  XVIII в.,  в статистических документах отмечается, существование: Кабарты и Кучук Кабарты. К.Главани. Описание Черкесии 1729 г. перевод и прим. Е.Г. Вейнденбаума. Тифлисъ, 1893, с.6.

 И такими примитивными оценками страдает вся «историческая наука о черкесах (адыгов-кабардинцев)" в постсоветской исторической литературе, издаваемой в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Республике Адыгея. Создание таких антинаучных работ ведет к тому, что такая антинаучная, антиисторическая пропаганда  в течение долгого времени направлена на внедрение в общественное сознание идей и формирования установок: о государствах «Кабарда», «Черкесия», «101-летней  Русско-черкеской войне», «геноцида адыгов», «Разделенных территорий».

   И следствие «борьба за восстановление единого Черкесского государства», как один из путей развала Российской Федерации.

     В этой цепи событий особую опасность вызывает высказывания  о расовом превосходстве кабардинского этноса, как в научных исследованиях, так и  деятелей Кабардинского общественного движения.
    Одной из таких работ о расовом превосходстве кабардинского народа, указано в работе: «Тенов Т.З., Атласкиров А.Р. Структура и особенности формирования элит Кабардино-Балкарской Республики //От понимания локальных конфликтов к использованию шансов развития: сборник научных трудов. Берлин-Нальчик, 2014. Вып. 2.,» где автор Т. Тенов утверждает:

 « — главой КБР может стать только кабардинец по национальности, который занимает активную жизненную позицию и обладает популярностью в обществе.

— распределение власти происходит в зависимости от численного соотношения народов республики, что в определенной степени стабилизирует межэтнические отношения…»

   При этом автор не указывает на те, исторические обстоятельства, что первоначальное объединение Кабарды и Балкарии было основано на паритетной основе в Центральных органах власти.

   Другая сентенция от Тенова: «Из этих данных мы видим, что самым представленным районом в элите республике является Урванский район. Далее следуют Баксанский район и г. Нальчик. Эти три района составляют 41,1% от элиты республики. Следующий важный показатель – это достаточно большая доля приезжих в элите республики – 21,4%

 (к приезжим относим лиц, родившихся за пределами республики: депортированные балкарцы, приезжие русские и т.д.)…»

Балкарцы, коренное население, то поколение, родившееся в СССР, но в период насильственного переселения в районы Казахстана и Средней Азии и русские названы – приезжими. А выходцы из Кавказа живущие в зарубежных странах, то есть «черкесы», они «соотечественники», которые претендуют на все политические и юридические права.

     В социальных сетях  под ником: «Среда, 16 Июля 2008 г. 23:30 + в цитатник
 VASKA_Z все записи автора» опубликовано исследование
«Национальный состав: позиции, интересы и конфликты», где утверждается:

«Кабардинцы в силу преобладающей численности традиционно занимают лидирующие позиции во всех сферах общественно-политической жизни…»

Пол Гобл, политолог, ранее был советником гос-секретаря Джеймса Бейкера, пишет: «Распад России неизбежен…» На кабардинском сайте, который ведёт Мартин Кочесоко, уже бежавший за рубеж и ведущий антироссийскую работу, пропагандирует: « 6 апреля 2020_Habze__ ;

Пол Гобл: "Хакуашева считает, что моральный кодекс Адыгэ Хабзэ должен стать основой повестки дня черкесов".

Мадина Хакуашева, научный сотрудник Нальчикского Кабардино-Балкарского гуманитарного института, говорит, что моральный кодекс черкесов, известный как Адыгэ Хабзэ, который был основой выживания нации в прошлом, должен занимать центральное место в формировании черкесской национальной повестки дня на будущее.
Она привела этот аргумент во время международного круглого стола «Черкесский круг».
Хакуашева говорит, что у черкесов нет многих особенностей, которые определяют другие народы, таких как компактное проживание на общей территории или общий язык, и у них также в настоящее время нет «единой национальной повестки дня». Но у них есть общий моральный кодекс, adgye habze, который был основой их идентичности на протяжении веков.

«Особенность и действительно уникальность черкесской культуры состоит в том, что у нас есть обязательный этикет ... универсальный и в принципе похожий на моральный кодекс», который есть у других, но он принципиально отличается, потому что «Адыгэ Хабзэ предполагает обязательное выполнение всех его положений в то время как у других народов это только рекомендации. ».

Вот так определяются, что другие народы уровнем ниже в соблюдении своих национальных традиций…

На сайте Circassian folklore 16 дек 2016, опубликована статья Аслана Бешто, который своим духовным наставником называет Мераба Чухуа, руководителя «Черкесского культурного центра» в Грузии.

Бешто пишет: «В описаниях данной территории практически всегда подчёркивалась полиэтничность населения.
Здесь всегда уживалось немало народов, но всегда основными оставались аборигены: черкесы – или как они сами себя называли – адыги. Жители 5 горских обществ, которых ныне называют балкарцы, а сами себя они называли таулу; джирашты или дигорцы; алты – кесеки и тапанта – абазины; гребенские казаки и ещё немало других, для которых Кабарда стала родиной...
С остальными тоже не стали церемониться и просто назвали их так, как удобнее было писарям-канцеляристам. Впоследствии эти названия народов закрепились в вакханалии революционных преобразований 1917-1922 годов. На выходе мы получили нелепое определение территории под названием Кабардино-Балкарская Советская Социалистическая Республика (КБАССР), позднее, в 1991 году, переименованная в Кабардино-Балкарскую Республику.

С точки зрения здравого смысла, закрепившееся название региона никоим образом не отражает в полной мере представленность народов. По заключению Российской академии наук иноназвание адыгов есть ЧЕРКЕС. Если же отражать самоназвание черкесов в названии республики и писать так, как сделали с Адыгеей – с грамматической ошибкой в слове – то это также не отвечает исторической справедливости и ущемляет некоторых наших соседей.
В связи со всем вышесказанным было бы и в историческом, и в культурном, и в филологическом плане правильным вернуть региону историческое название – КАБАРДА. Кабарда – республика всех живущих в ней народов: адыгов, таулу, джирашты, казаков и т.д. ..» Аслан Бешто: Настало время вернуть...
vk.com›wall-76079043_565…

История, которую нарисовал, Аслан Бешто страдает, тем, что, такая история, она ограничена только в кабардинской среде.  По настоящему в исторической науке, известно, что Кабарта или современная Кабарда вплоть до 1720 г., находилась на другой территории, не на современной.
     Как гласит документальный источник: «История Кабарды с древнейших времен до наших дней», Издательство Академии наук СССР, Москва, 1957, в Главе VI:
 «В XVI в. кабардинская народность занимала в основном  ту же территорию, что и в более позднее время: она обитала на равнинных местах и предгорьях по левым притокам Терека до входа в горные ущелья и местности по правому берегу Терека приблизительно до р. Сунжи. Дальше на восток по Сунже и Тереку заходили лишь кабардинские охотники и  рыболовы…», с. 33.
     Это то, же самое, что и «Книга Большого Чертежа» в издании 1838 г., САНКТПЕТЕРБУРГ, В ТИПОГРАФИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ.

Кабарда в «Книге Большого Чертежа» указана следующим образом:
«А на низъ по Терку, съ левые стороны
реки ''Терка [Терки], Кабарда.

А въ Кабард пала изъ горъ въ Терекъ
река АрданЪ) протоку 50 верстъ.
А отъ верху [отъ] Терка, отъ реки "Кура
[Куры] //да [до] Кабарды, до Ардана реки,
170 [100] верстъ, ''а отъ Ардана реки
20 верстъ/' пала въ Терекъ река Агерь.
А ниже Агера пала въ Терекъ река
Юрюхъ [Урюхъ], отъ Агера 20 верстъ.
А ниже "Юрюха [Урюха] реки пала въ
Терекъ река и Кизиль [Кызилъ], отъ "Юрха
[Урюха] 20 верстъ…», с.61.

Ошибся  ли Аслан Бешто в своих энциклопедических знаниях или от лукавого ввёл читателя осознанно и умышленно в заблуждение, но то, что Бешто искажает историю –  это очевидный факт.
Да и первый исторический труд о Кабарде и кабардинцах, в советский период времени, написан под редакцией самого главного кабардинца Бетала Калмыкова, руководителя большевиков Кабарды в 1929 году и называется сей труд: «Труды по естественно-историческому и экономическому обследованию Кабарды» в ред. Комиссии: Пред. Исполкома Каб.-Б. Авт.Обл. Б.Э. Калмыков, В.С. Муромцев, проф.А.Н.Минин, Том III.

 «Сельское хозяйство и промыслы Кабарды», Воронеж, 1929 г.

    В разделе III. Исторические сведения о черкесах, написано, что: «Народ кабардинский - масса вечных  землеробов и пастухов – в разное время занимал разные места по плоскости Северного Кавказа…»
Первая же цитата показывает, что народ кабардинский был кочевой народ, так как «в разное время занимал разные места», с.13.
О Балкарии же в Книге Большого Чертежа сказано:
«А въ реку "Белую [Белую] пала река
Черемъ. А ниже Черемъ реки 20 верстъ, река Баксанш меньшой.
А ниже, другая река Баксан середней 20 верстъ.
А ниже Баксана реки, река Палкъ 20 верстъ.
А сошлись те четыре реки  все  въ одно место  и  отъ того потекла одна
река Белая. А по темъ рекамъ земля Пятигорских^Черкасъ…», с. 61-62.


Балкарцы это место называют Бештамак- Устье пяти рек: Черек, Чегем, Басхан, Балык (Малка), Терек.
Об этом же в конце XVIII в. писал Академик Российской императорской Академии наук, И.Г. Гильденштедт, в своей книге «Путешествие по России и Кавказским горам в 1770-1773гг» о Балкарии писал:
« Провинция Бассияния» Она занимает часть высоких альпийских гор вокруг Малки, до Кубани, и граничит на востоке с Осетией, на юге с Грузией и Сванетией, западнее с Абхазией, на севере с Черкесией. Жители её определенно татарского происхождения…Притоки Терека: Аргудан, Лескен, Малки, Малкара, или Балки, с левой стороны Терека…
В округе (Бассияния (Балкария -Х.Т.) в него впадают различные горные ручьи, и он значительно усиливает Терек. Ручьи, которые усиливают Малку: Баксан (он становится полноводной благодаря Чегему и Череку). В том месте, где Малка выходит из гор, она поворачивает и впадает в Терек…», с.48-49.
То есть реки, вытекающие из Бассиянии и образуют Бештамак – устье пяти рек в месте впадения Малки в Терек: Малка, Черек, Чегем и Баксан…, с.29-30, Гильденштедт.
   Исходя из указанных официальных документов, добавим, что мы не все источники указали. Следует отметить, что «Пятигорские Черкассы» отмечены на тех же местах, что и современные балкарцы .«Пятигорские Черкасы» это те же балкарцы.
Напомню, что все топонимические названия, как:
 Карагач, Алтуд, Кызбурун, Басхан,Налчык, Чегем, Черек, Лячинкая, Карасу (Черная Речка), Бештамак, Кичибек, Жилянсу, Аргудан, Жемтала, Сукансу, Лескен, Урух, Терек, Терк, Балык, Малка, и др., на территории расселения Пятигорских Черкас – Балкарцев, это балкарские названия.

И это никоим образом и не связано с именами, каких-либо, кабардинских  князей.

Балкарцы себя называли – Таулу – Горец. Свою Страну Беш Тау Эл – Пять Горских княжеств (Эл – на тюркском языке: государство, страна, княжество).
И то, что балкарцам пытаются навязать мнение, что у балкарцев не было единого названия, то это видимо от ограниченного знания истории Балкарского народа, история которых известна с давних времен, как «Чиркасы Пяти Гор».
 Исследователь Матвей Меховский в 1517 г. писал о «Пятигорских Черкасах»:
«К югу, по направлению к Каспийскому морю лежат горы Иберии и Альбании, которые у русских называются по имени народа Пятигорские Чиркасы пяти гор, то есть приблизительно Чиркасы пяти гор…" или Бештау Эл - Балкарцев.

     Из гор черкесов пятигорских течет большая река, называемая по татарски Терек (Tirk)… За ней из тех же гор выходит река Кубань (Coban)…», сс.62-63.
 
Меховский М. Трактат о двух Сарматиях. - м.; л., 1936. - (Известия иностранцев о народах  СССР). ... Трактат о двух Сарматиях / Матвей Меховский ; введ., пер. и коммент. С. А. Аннинского.

От реки Терек до реки Кубань – это место расселения балкарцев и карачаевцев по Матвею Меховскому, ведь кабардинцы, как указано, живут по левую сторону реки Терек, на 60 верст ниже от места впадения рек Малка и Терек, называемой – Бештамак.

Балкарцы и карачаевцы известны в истории, как: булкары, балкары, басияне, базияне, асы, аланы, коракси, карчеркесы, пятигорские черкасы - а их страна - Бештау Эл.

В то время, когда кабардинский этнос мигрировал на территорию Беш Тау Эл – Балкарии, кабардинцы именовали места своего расселения, как есть на балкарском языке.

1746 год

Письмо калмыцкого наместника Дондук-Даши к Астраханскому губернатору Брилкину и ответ на него:
«Оный Арасленбек (Кайтукин-Х.Т.) особливо ко мне пишет, что посылал с прошением к Ея Емператорскому Величеству брата да сына о трех делах, из которых главное дело было, чтобы испросить место жить на Баксане, на котором прежде живал;…», с.125.

А по другим сведениям

«Яко бы он Арасланбек желает быть в Кашкатове. Поэтому Великий Канцлер  и писал, чтобы из Кашкатов переходил, а понеже во оном месте хлеба не родится и скотины развесть не можно, и не токмо такое худое место просить, но всякий с худаго места долой сойти проситься будет. Впрочем, по его прошению, Ея Императорское  Величество всемиилостивейше пожаловала, и он Арасланбек всеподданнейше
благодарить и нижайше кланяется, токмо главное его дело, чтобы с худаго места перейти на прежнее жилище Баксан или Хазан-Бурун, или Шигаме, из оных трех в которой одно…», с.126.

1746 год, март, урочище Джан Сеит, писано по калмыцки 21 марта 1746 года. У подлинного приложено после подписи печать с подписью: Дондук-Даши Наместник Калмыцкий.

Ответ Наместнику ханства Калмыцкого Дондук Даше, от Действителнаго Камергера, Кавалера и Астраханскаго Губернатора Брилкина

«…Чтобы почтенному г. Росламбеку Кайтукину дозволено было перейти на прежнее жилиже Баксан, или Хизан-Бурун, или Шигаме, из трех мест в одно и содержать-бы с родственниками его равномерно, о чем и от него Росламбек Кайтукина я письмо полдучил, а понеже как Вашему Высокопочтению известно, что в оном мне без указу Ея Императоскаго Величества позволения дать не можно…
Вашего Высокопочтения доброжелатель
Иван Брилкин, Апреля 2 дня 1746 г…», с.127.

 «Известия Кавказскаго Отдела Императорскаго Русскаго Географическаго Общества», Том VI, Тифлис, 1875-1877.

Как видно из переписки от 1746 года, речь идет о разрешении Русской администрацией переселения Асланбека Кайтукина с местности Кашхатау на реке Чегем на Шегем или Хизан-Бурун (Кызбурун) на территории,  Пятигорских Черкас – Балкарцев.

16 марта 2023 года,  в «Газете Юга» опубликована статья «Камни преткновения» Аслана Бешто, председателя Координационного совета адыгских (черкесских) общественных объединений.

 Измышления Аслана Бешто в отношении балкарского народа не новы. Но со своей точки зрения, как всегда с присущей манере: «Вернуть Кабарде историческое название» и в этой статье те же сказы, что балкарцы живут на территории «Кабарды» и на каком основании балкарцы посмели устанавливать Памятные Камни о вхождении Балкарии в состав Российского Государства в 1827 году.

Напомним, что  прежде на этой общественной должности «председателя Координационного совета адыгских (черкесских) общественных объединений»  был Желяби Калмыков,  так же опубликовавший «Газета Юга»16 мая 2019 г., «Из 24 балкарских населенных пунктов 18 находятся на территории исторической Кабарды». У кабардинского исследователя Ж. Калмыкова эти «гениальные мысли»  возникли ранее 2019 г.

  В 2010 году в г. Нальчике была опубликована книга «Вымысел и Истина», составители: БОРЕЙ И.М., ДЗАГУЛОВ Р.К., КОЛЕСНИКОВ М.Ф., где в субъективной критикой и искажением истории Балкарского народа выступили местные, ряд и московских историков. В их числе и один балкарский исследователь. 
  Эта книга практически полностью состоит из искажения истории балкарского народа в одностороннем порядке,  так сказать «разгром истории балкарского народа» отказывая ей в автохтонном, древнем и коренном народе Центрального Кавказа.

В этом ряду и статья Ж. Калмыкова «Негативное влияние фальсификации истории на современное общественное сознание»

Из кн. «Этнополитические и религиозные проблемы Кабардино-Балкарии: предпосылки, характер и перспективы решения». Нальчик, 2011, с.145-161
Калмыков Ж.А.
Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
Источник: Адыги.Ru. 01.03.2014 00:08
 Ж. Калмыков пишет: « Территориальные споры в Кабардино-Балкарской Республике приобрели особую актуальность в связи с тем, что балкарские общественные организации в своих программных документах и в выступлениях лидеров ставят на повестку дня общественно-политической жизни вопрос о территориальной реабилитации.
При этом они забывают, что на территории «исторической Балкарии» нет ни одного не балкарского поселения, тогда как на территории «исторической Кабарды» – 19 балкарских поселений из 24, почти 60% всего балкарского населения.
Если балкарцы будут настаивать на наличии своей этнической территории, обязательно встанет вопрос о ее границах. Кабардинцы считают, что законные, т.е. имеющие юридическо-правовую основу, этнические (исторические) границы были установлены лишь однажды, в 1863-1864 годах, когда с участием представителей от балкарцев и кабардинцев соответствующий документ был составлен и подписан главой Российского государства того времени14.  Со ссылкой на работу «Территория и население кабардинцев и балкарцев в XVIII - начале XX веков: Сборник документов. Составитель Х.М. Думанов. Нальчик, 1992. С. 263….»

В этой работе, как и следовало ожидать Х.М. Думанов, забывчиво не упоминает о «Книге Большого Чертежа» 1627 г., как не упоминает о книге «История Кабарды с древнейших времен до наших дней», Издательство Академии наук СССР, Москва, 1957, в Главе VI:

 «В XVI в. кабардинская народность занимала в основном  ту же территорию, что и в более позднее время: она обитала на равнинных местах и предгорьях по левым притокам Терека до входа в горные ущелья и местности по правому берегу Терека приблизительно до р. Сунжи…», с.33.

 Написав это, Хасан Думанов обнаружит, что диктуемые им границы 1863-1864 годов, это все – фальсификация.

   Напомним, что на статью Жиляби Калмыкова «Газета Юга», №19 от 16.05.2019г. было представлено в Прокуратуру КБР: Заявление о совершении преступления по разжиганию межнациональной вражды между двумя республика образующими народами» Но как, ни странно Следственные органы не увидели в статье Ж. Калмыкова – Экстремизма!

И не удивительно, что сегодня кабардинские научные деятели призывают разрушать памятники русским генералам и государственным деятелям. Мадина Хакуашева пишет: «Беспрецедентной по своему цинизму компании: установлении памятников генералам русско-кавказской войны на территории Краснодарского и Ставропольского краев, исторической родине
черкесов. 

(Только, когда и где установлено – эта историческая территория «черкесов» и каких-то, «черкесов»– Х.Т.)

Недоумение вызывает полное извращение исторической оценки генералов, участвовавших в массовом уничтожении черкесов и других северокавказских народов.
В основе этих оценок – открытая современная установка на агрессию, милитаризацию и имперскую деспотию.
Так, памятник генералу Ермолову был поставлен в центре бывшего проживания кабардинцев – Пятигорске, его именем названа центральная улица.
Но этого показалось мало, и новый грандиозный монумент Ермолова опять безо всякого согласования с представителями черкесского народа был установлен в Минводах.
 В Армавире стоит памятник «герою-основателю» города,коллекционеру голов генералу Зассу.
В Белореченске, одном из городов Краснодарского краявоздвигнут памятник генералу Евдокимову, одному из главных архитекторов геноцида черкесов.
Сооружен памятник генералу Лазареву и прочим палачам, повинных в массовом убийстве и насильственной депортации черкесов и других северокавказских народов.
В коллективном сознании народов Северного Кавказа эти персонажи всегда будут ассоциироваться с архетипом мирового убийцы наподобие Генриха Гиммлера, одного из главных идеологов и руководителей Холокоста…»
__Habze__ ;
Forwarded from The Circassian Times ;

Кабардинский исследователь, работник научного центра КБР М. Хакуашева сравнивает русских генералов внесших значительный вклад в становление и укрепление Русского государства с «Генрихом Гиммлером» !

Чем не привкус фашизма в отношении Русского народа.

А разве статья Аслана Бешто «Камни преткновения», «Газета Юга» от 16 марта 2023 г., чем – то отличается?

С одной стороны искажая историю расселения кабардинского и балкарского народа, с другой стороны Аслан Бешто смакует, что негоже балкарцам устанавливать «Памятник Единения с Россией – Балкарского народа».

Ведь сам Аслан Бешто с «Черкесским культурным центром» в Грузии, готовит «Черкесский плацдарм» для  создания «Черкесского государства».

А другой деятель того же научного сообщества Тимур Алоев угрожает: « Правоохранительные органы взялись за научных...
telegra.ph›Pravoohranitelnye…sotrudnikov-IGI-KBNC…

Москва, Кремль... и (не)возможный "дивный мир" (рассуждения о черкесских перспективах в псевдо-футурологическом ключе), Автор: Тимур АЛОЕВ, ст. научный сотрудник, кандидат исторических наук КБИГИ, Опубликовано: 29 марта 2020.
«Пройдет всего лишь месяц и, наконец-то, несусветным побасенкам об агрессивной «набеговой системе» кавказских народов в отношении миролюбивейшей Российской империи в период Кавказской войны или же бесстыдным и дешевым россказням шовинистов разных мастей о непричастности империи Романовых к осуществленному в 1860 – 1864 годах Геноциду черкесского народа будет поставлен конституционный заслон.

Сложно вообразить какое наказание ожидало бы инициаторов недавней затеи по установлению в городе Белореченск Краснодарского края памятника одному из архитекторов уничтожения Черкесии и самому рьяному исполнителю геноцидального плана

 генералу Евдокимову если бы они месяца на два затянули бы со своим начинанием.

Повезло и послу России в Турции Ерхову с его недавними откровениями относительно разразившейся над черкесским народом трагедии и посчитавшего ее «красивой легендой».
Благо конституционная норма не имеет ретроспективного действия, а то ему было бы, как пить дать, несдобровать…»

Не из этой ли оперы затягивания вопроса о  праздновании 200 - летия вхождения  Балкарии в состав Русского Государства, властными структурами Кабардино-Балкарии?!

Так на чьей стороне – Республиканская верховная власть Кабардино-Балкарии. За укрепление единства Кабардино-Балкарии, или за поощрение разрушения русских памятников и создания «черкеской империи…»

На фото: Аслан Бешто в окружении анти-лидеров «борцов» против Российской Федерации.
Мартин Кочесоко, Ибрагим Яганов, Аслан Бешто; Человек в бордовом – Тарик Топчу: 7 сентября  2019 г.  стало известно о том, что Тарик Топчу (Щамис Хатко) был депортирова из РФ в Турцию с запретом на обратный въезд до 2053 года в связи с экстремистскими действиями против основ государства России.  Сайт infocherkessia сообщил о том, что Верховный суд РФ фактически признал, что решение о депортации и сама она – были законными.

Хадис Тетуев, историк, 19 марта 2023 г.