Порываев на армейской службе, гл. 6

Афанасий Пласкеев
Глава шестая

1.
   По указанию  командира части с 21 октября были назначены внеплановые  тренировочные стрельбы всех без исключения  военнослужащих  на стрельбище  части под руководством представителя штаба майора Симягина и командиров соответствующих рот. Первой проводила эти стрельбы рота сопровождения во  главе с майором Раздорским. В этот день свободными от  командировок и других заданий в роте оказалось  17 военнослужащих. Порываев, пропустивший стрельбы призывников текущего года (14 октября участвовал в мини марафоне)  проходил стрельбу в последнюю очередь  под  руководством комвзвода Пирогова.  Тот,  подробнейшим образом рассказав о порядке обращения с автоматом во время стрельбы, рекомендовал Алексею провести стрельбу точно так же, как он провел её лично сам с позиций лежа  и  стоя. Лежа Порываев поразил все пять мишеней, а стоя - только три. Лейтенант  успокоил Алексея  словами:  "Дай Бог  нам с тобой не иметь необходимости стрелять по живым мишеням, а потренироваться у тебя будет еще сотня возможностей".
    Ровно в пять Порываев был уже Доме культуры, где дружелюбно встретив его Вера Андреевна, вручила ему тексты двух песен, которые в этот день  предстоит озвучивать в хоре. Прочтя  текст хорошо знакомой ему песни "О несокрушимой и легендарной"  он удивился: на сколько она созвучна с его стихотворением, которое он уже принялся учить,  а текст  песни он еще помнил со школы и подучить её  труда не составит. Однако текст второй песни  "Баллада о солдате"  показался ему довольно трудный и песню эту он и слыхом не слыхивал (написанная в 1961 году), но за пару недель он и  её постарается  осилить.         
     Хормейстер пригласила  всех на сцену,  набралось лишь 15 человек - недостаточно для оптимального состава. Расставив всех по росту и с учетом комплекции в два ряда  Вера Андреевна, попросив баяниста проиграть  одну за другой мелодии, пропела по одному куплету и спросила, кто еще может сам пропеть эти песни? Отважился новичок из Москвы Андрей Жердев, удививший всех своим поставленным голосом. Участники хора довольно стройно пропели знакомую всем первую  песню, а затем,  путаясь в мелодии и стихах по шпаргалке в два захода -  и вторую песню. Не удовлетворенная таким результатом  хормейстер попросила всех до 25 октября выучить текст второй  песни и  в 5 часов того дня явиться на очередную репетицию. Оказалось, что  Жердев был тоже из числа  новобранцев из первой роты и они невольно пошли вместе в свою казарму на ходу знакомясь поближе и ведя непринужденный разговор.      

     В понедельник 22 октября на месте оформление документов в бюро пропусков военного завода Порываев  встретил Красикова,  находящегося в тягостном настроении. По распоряжению командира части для всех военнослужащих и работников части с этого дня отменяются временно все отпуска , а он уже с 24 -го оформил себе отпуск и даже имел на руках путевку в  сочинский санаторий, куда еще в пятницу уехала его жена. Правда, после разговора с начальником штаба он даже повеселел, тот его успокоил заявив, что ему радоваться надо, что отпуск на этот самый неудачный сезон отменяется, с переносом его на летний месяц следующего года. Через два дня  оформления пропусков Порываева  перевели в  кадры заводоуправления для оформления разного рода удостоверений и особо секретных документов с оформлением  подписки о не разглашении военной  тайны.

2.
    Поменяв в библиотеке сборник произведений Пушкина на книгу со стихами Лермонтова он сосредоточился вечерами учить свое приветствие и текст песни "Баллада о солдате". На очередной репетиции 25 октября Вера Андреевна вдруг попросила  его  прочесть слова из стихотворного приветствия, где упоминается Сталин.  Обратившись к Веселову, она  его спросила: "А нас хрущевцы не вздуют за публичное упоминание  Сталина?"  Тогда  Илья Александрович спросил Порываева , что сказал о твоем стихотворении наш  парторг.  Алексей: "Он меня похвалил, что я сам его написал и сказал, что это стихотворение поддерживает."
    - А ну, Алеша,  прочти в какой связке Сталин упоминается. Алексей прочел:
"Как один, все за Родину встали,
Жизнь свою не жалел сын и брат,
За Советский Союз и за Сталина
Бил фашистов советский солдат." 
     - Да я сам после  слов командира: "За Родину, за Сталина" в атаку бросался, - пафосно отметил Веселов, -  и думаю, что  Егор Христофорович не один раз этот призыв бойцам  давал в смертельном бою; оставляем все как есть.
     После  дружного и  убедительного исполнения хором песни о несокрушимой и легендарной нашей армии Илья Александрович  стал внимательно слушать исполнение второй  песни. К сожалению, не всем удалось выучить до конца текст этой песни. На последнем куплете, когда особенно важно подчеркнуть сущность баллады, четкого и громкого звучания песни не получилось. Завклубом добродушно проворчал:          
     - Хотела  всех поразить этой песней,  Веруня, а что получается, тяжелый текст, все ты  Андреевна вперед  батьки в пекло прешь, вот и оркестр толком еще эту музыку не осилил.  Давайте до генеральной (назначена на 2 ноября) еще 28 -го проведем репетицию, у танцоров тоже еще огрехи, да парочку бы еще вокальных номеров не повредило.  Когда репетиция окончилась Порываев, положив руку на плечо Жердева, сказал:
     - Андрюша, дорогой, настал твой черед показать на что ты способен и как раз Веселов предлагает пару номеров вокальных еще включить, давай к Вере Андреевне подойдем, чтоб и твое сольное выступление включить в программу  концерта, как сам думаешь? Жердев затрепетал:
     -  Конечно, я согласен, во Дворце культуры железнодорожников перед самым отъездом сюда выступал, хорошо приняли.  Вера Андреевна двумя руками ухватила Андрея и стала выспрашивать, что бы он мог исполнить  под аккордеон или даже под струнный оркестр популярных и патриотических песен. Порываев пожал Жердеву руку и удалился в казарму, где его ждал  тренер  капитан Скворцов.
     Они  крепко  поручкались и  Виктор  Степанович с огорчением сказал: "Я еще толком не освоился  капитаном, а меня уже направляют с секретным военным грузом руководителем командировки на Восток,  и теперь я уже не смогу быть твоим тренером,  а жаль. Вчера разговаривал с Рысаковым, он уже набирает команду лыжников и про тебя спрашивал  в каком ты сейчас состоянии. Так вот,  ефрейтор Порываев, слушай мой совет: "На  вопросы майора о самочувствии не бравируй, говори, что и  поясницу поламывает и на правом бедре ранка еще не зажила как следует, на всякий случай забинтуй. До хорошего снега - еще недельки две, за это время ты уже будешь в хорошей форме, делай легкую зарядку и щадящие пробежки". Прощаясь  капитан передал Алексею пару домашних пирожков и самый крупный гранат из трех, ему же подаренных в больнице. Порываев же,  вручив  Виктору лишь вчера купленные теплые носки, пояснил: "Это в подкрепление и  моего пожелания тебе крепкого здоровья и физического и душевного тепла".
     До очередной репетиции хора 28 октября Порываев, поработав снова на оформлении пропусков, вдруг был переведен в штаб части вместо заболевшего лейтенанта Наседкина. Пришлось сесть за машинку печатать спецсообщения и заключения и указания по разным вопросам (благо работая в кадрах он научился печатать приказы,  вести и  оформлять личные  дела на работников прииска). Пол пятого в день репетиции за ним в штаб зашел Жердев и попросил уединится в канцелярской комнате , чтобы посоветоваться о выборе песен для его выступления.
     - Я в большом затруднении,- заоткравенничал Андрей,-  в последнее время я пел  разные популярные советские и иностранные песни, а русские народные, да чтоб патриотические были просто затруднялся найти. И вот вспомнил: бабуля с ветеранами гражданской пели: "ПРОВОДЫ".  И эту песню на стихи Демьяна Бедного я еще со школы помню, не осмеют меня,  уж больно она простоватая?
     -  Да ты что,   эта песня в гражданскую войну  была самым лучшим агитатором за Советскую власть. А ты бы перед выступлением  рассказал о своей бабушке, что она  и в  Гражданскую и  в  Отечественную санитаркой была и эту песню пела, агитируя вступать в Красную  Армию. А вторую песню Алексей я настроен исполнить "Летят перелетные птицы" под впечатлением отъезда на Запад рада  наших  интеллигентов, в том числе молодых, чтобы и в Армии не служить. Поймут ли  патриотизм этой песни?
          - Вполне годится Андрей, а ты имей наготове еще какую-нибудь задорную песню о любви, ведь ей все возрасты покорны, нет песен краше о любви, а любить свою МАМУ, ЖЕНУ  и  РОДИНУ - это лучший патриотизм!

3.
     ((Одновременно в прошедшую  неделю за океаном разворачивались эпохальные события  в  военных отношениях СССР  и  США.
     Американцы,  выследив появление наших  войск на Кубе 24 октября совершили военно-морскую блокаду кубинского острова. В то же время туда направились 30 советских кораблей с ядерными боеголовками. Проблема состояла в том, что в самом акте присутствия советских  ракет на  Кубе  не было ничего противозаконного. Точно такие же  ракеты НАТО устанавливало по всей Европе и, в частности,  в Турции не далеко от  границы с Советским  Союзом.  Президиум ЦК КПСС объявил повышенную боевую готовность.
     В свою очередь США 25 октября  повышает  боевую готовность своих вооруженных сил  до рекордного за всю историю уровня к ведению военных действий.
     Никита Сергеевич Хрущев 26 октября  направляет экстренное письмо Джону Кеннеди, в котором предлагает нам самим  демонтировать свои  ракеты на Кубе с условием обеспечения гарантий  безопасности режима  в этой стране.
     В день "ЧЕРНОЙ  СУББОТЫ " 27 октября 1962 года, как назвали её современники - "днем  когда мог окончиться календарь". В этот день над Кубой нашим летчиком был сбит американский самолет-разведчик  U-2. И примерно в то же время произошло столкновение советской подводной лодки  Б-59 с американскими военно-морскими силами. Подводная лодка  под командованием  капитана Савитского и его помощника  Архипова вышла в сторону Кубы еще 1 октября, связи с Москвой не имела и экипаж не знал о критической политической ситуации. Американцы же не знали, что в обнаруженной ими советской  подводной  лодке находятся ядерные ракеты и начали обкладывать  её бомбами, принуждая всплыть. Экипаж подлодки и капитан решили, что война уже началась и провели голосование за проведение  удара по американским силам.
     Капитан решительно заявил: "ВСЕ  УМРЕМ, НО ИХ ВСЕХ ПОТОПИМ". Из офицерского состава отказался от удара Василий Архипов ( его убедил это сделать лейтенант Виктор Артемьев - исполнитель ракетных пусков, заявивший, что  без приказа свыше он не совершит пуск ракет и умирать он не хочет, так как живым его ждет 3 года невеста). Согласно инструкции атаку можно было начать только в случае согласия всех офицеров. Поэтому вместо ядерного удара был подан сигнал американским ВМС о прекращении провокации и лодка всплыла. Если бы Василий Архипов проголосовал "ЗА", то началась бы ядерная война.
     Ночью с 27 на 28 октября 1962 года  Роберт Кеннеди - министр юстиции США встретился с послом СССР Анатолием Добрыниным.  Они на  убедительных обстоятельных фактах последствий  возможного  военного конфликта взаимно заинтересованно  обсудили  условия перемирия и снятия конфликта.
     С учетом обсуждения братом с советским послом в США условий разрешения  конфликтной ситуации 28 октября Джон Кеннеди направил в  Кремль сообщение, в котором дает гарантии о не нападении на Кубу с обещанием снять военно-морскую блокаду с условием, что СССР выведет свои  баллистические ракеты с Кубы. Таким образом  кризис начал разрешаться: по взаимной  договоренности СССР обязуется вывести баллистические ракеты с Кубы,  а США - одновременно убрать баллистические ракеты из Турции, с гарантией невмешательства в политический режим на Кубе. Создается прямая телефонная связь между Москвой и Вашингтоном. Осознание серьезной ядерной угрозы заставило руководство США принять наши предложения по  устранению  критической ситуации.)).