Трудные места Библии. Ложь пророка

Виктор Тарасенко
      Добрый день дорогой читатель. Сегодня рассудилось мне рассмотреть с тобой очередное «трудное место» в Библии и порассуждать о нём.
      К слову сказать, в Библии достаточно сложных мест, чтение которых у неподготовленного читателя не вызывает оптимизма, а напротив того, иногда вызывает некоторое недоумение, а порою и культурный шок. Вот почему, в меру моего понимания Слова Божьего, я пытаюсь рассмотреть некоторые из них.
      Итак, сегодня мы поговорим с вами о лжи. И не только о лжи как таковой, с которой каждый из нас сталкивается на жизненном пути в различной степени, да и чего греха таить, иногда и сами в своей жизни допускали её в некоторой степени. Но вопрос нашего рассмотрения, который открывает нам Библия, лежит не в обычной плоскости человеческой лжи, всем присущей, но повествует нам о лжи пророка, то есть, не простого человека, а человека знающего Бога, Его повеления и требования. Как такое возможно, воскликните вы?! Давайте вместе и рассмотрим…
    Что ж начнём?

    Итак, история о которой мы будем сегодня рассуждать описана в третьей книге Царств в тринадцатой главе. И я настоятельно рекомендую вам вначале самостоятельно её прочитать, и затем вернуться к нашему общению.
Прочитали? И как вам? Всё понятно? Ничто не вызвало вопросов?
    Вообще, это конечно удивительная история, которая потрясает! Здесь и прямые указания одному из пророков, и точное исполнение им этих указаний до определённого времени, и гнев нечестивого царя, и попытка нечестивого царя наказать человека Божия за его предсказания. Здесь и чудеса, явленные по слову человека Божия, которые не позволяют сделать зло человеку Божию и, вдруг, ложь другого пророка и наказание человека Божия смертью, казалось бы за такую малость….
      Чтобы нам всё это понять, нам следует поглубже погрузиться в атмосферу тех дней царствования дома Давидова над Израилем, о чём тоже нам рассказывает Библия, нужно просто внимательно её читать. Что я хочу вам сказать? Давайте вместе вспомним некоторые пророчества, которые Бог давал Давиду, а затем и его сыну Соломону о будущем царстве Израиля. Я не буду сейчас подробно их описывать, вы самостоятельно можете их прочитать. Но если вдаваться в суть этих пророчеств, то главным условием царствования Давида и его потомков над народом, было неукоснительное исполнение заповедей Божьих.
     Ну, давайте, например, вспомним слова Бога, обращённые Им к Соломону: «И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твоё, о чём ты просил Меня. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Моё там во все дни. И если ты будешь ходить пред лицом Моим, как ходил отец твой Давид, в чистоте сердца и в правоте, исполняя всё, что Я заповедал тебе, и если будешь хранить уставы мои и законы Мои, то Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек, как я сказал отцу твоему Давиду, говоря: «не прекратится у тебя сидящий на престоле Израилевом»» - 3Цар.9:3-5
     Исполнил Бог Своё слово? Да, несомненно! Исполнил ли Соломон, то о чём ему говорил Бог? Он исполнял заповеди Бога некоторое время, но затем, изобилие и благословения данные ему и его царству Богом настолько вскружили голову Соломону, что он при всей своей мудрости, которая тоже была от Бога, уклонился от Его заповедей, так что Бог разгневался на него.
«И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце своё от Господа, Бога Израилева, Который два раза являлся ему и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Бог.» - 3 Цар.11:9-10.
      Результатом этого гнева Божия было предсказание от Бога Соломону, что его великолепное царство будет после смерти его разделено, и большая из частей этого великого царства достанется его слуге, а сыну останется во владении только два колена, и то не по его или Соломона заслугам, а ради клятвы Бога, данной Им Давиду. Что и произошло.
    Здесь интересна ещё одна деталь. Когда Бог избрал на роль разделителя царства Соломона Иеровоама, то послав ему своего пророка Ахия, всё подробно ему изложил (3Цар.26-40) через него. Но чтобы мне хотелось выделить из всего того, что Бог сказал Иеровоаму? Как вам кажется?
     Все те же пожелания Бога, что Он давал Давиду и Соломону – верно следовать заповедям Божиим, чтобы царство, данное Богом определённому человеку укрепилось и утвердилось.
«Тебя я избираю, и ты будешь владычествовать над всем, чего пожелает душа твоя, и будешь царём над Израилем. Если будешь соблюдать всё, что Я заповедую тебе, и будешь ходить путями Моими и делать угодное пред очами Моими, соблюдая уставы Мои и заповеди Мои, как делал раб Мой Давид, то Я буду с тобою и устрою тебе дом твёрдый, как Я устроил Давиду, и отдам тебе Израиля.» - 3 Цар.11:37-38.
И что Иеровоам? Был он как Давид? Увы, нет!
     После того, как Бог всё исполнил в точности как предсказывал пророк Ахия, после того как Бог сберёг жизнь Иеровоама, когда Соломон хотел того уничтожить, после того как неразумный сын Соломона Ровоам послушал совета молодых людей вместо совета старцев, и единое великое царство Соломона разделилось на два царства – северное и южное, при чём большая часть досталась не Ровоаму, а Иеровоаму. Что сделал Иеровоам?
     Вместо того чтобы воздать славу Богу и ходить Его путями, он из-за страха того, что жители его царства, ходящие на поклонение Богу в храм Соломонов в Иерусалиме не переменили своего решения и не вернулись к Ровоаму, уводит Израиль от истинного богопочитания и вводит культ золотых тельцов, которые устанавливает в двух городах своего царства в Дане и Вефиле (3Цар.12:25-33). С тех самых пор и поныне, культ золотых тельцов и «служение Мамоне» является характерной чертой Израиля, да и не только его. Образно говоря, весь современный мир и сегодня в некоторой или даже в большей мере подвержен культу служения «золотому тельцу» вместо служения истинному Богу.
      И когда Бог гневается и наказывает нас, как Он гневался и наказывал Израиля, то почему мы это воспринимаем с недоумением?  Но вернёмся к обсуждению нашей темы.
     Итак, воцарившийся Иеровоам ввел в грех своих подданных, и они стали служить твари вместо Творца. На высотах приносились жертвы идолам – золотым тельцам, праздники религиозные назначались не по событиям, связанными с историей народа Божьего, а по произволу царя, да и в священники посвящались не те, кого избрал Бог, а всякий, кто следовал указаниям царя. Собственно говоря, это желание власти, иметь священников, которые бы верно исполняли указания власти мирской, а не Божьей, характерно и до настоящего времени. Так что «ничего нет нового под солнцем», как писал об этом мудрый Соломон. Но мы опять немного отвлеклись.
     Итак, Бог посылает человека Божия из царства южного, где царствует Ровоам в царство северное, где царствует Иеровам, с пророчеством о том, что это северное царство будет разрушено, и что этот жертвенник, на котором приносятся жертвы идолам будет разрушен и на нём в конечном итоге принесут жертвы жрецов, тех, которые вместо служения Богу, избрали служение идолам. Как вам такое?! При всём при этом, скорее всего это происходило при стечении множества народа, видимо в какой-то их праздник. Почему я так предполагаю? По простой причине. На этом празднике присутствовал царь Иеровоам, и думается мне что и сегодня не на всех мероприятиях «наши цари» присутствуют, а только на особо значимых.
      Так обстоят дела в наши дни, так было и в древности. И что мы видим? Во время этого празднества и приношения жертв идолам приходит человек Божий и говорит о том, что всё это разрушится. Давайте прочтём.
«И вот, человек Божий пришел из Иудеи по слову Господню в Вефиль, в то время, как Иеровоам стоял у жертвенника, чтобы совершить курение. И произнёс к жертвеннику слово Господне, и сказал: жертвенник, жертвенник! Так говорит Господь: вот, родится сын дому Давидову, имя ему Иосия, и принесёт на тебе в жертву священников высот, совершающих на тебе курение, и человеческие кости сожжёт на тебе.» - 3 Цар.12:1-2
     Как вам такое?! Поставьте себя на место царя Иеровоама. Вы такой важный и сильный, тот, который смог захватить от дома Давида 10 колен, и царствующий успешно уже некоторое время, вы тот, кто ввёл свою религию поклонения золотым тельцам, вместо Бога, и пока не ощутивший всех грозных последствий этого, вдруг слышите публично такое оскорбление вашему пониманию религии и поклонению.
      Да кто это вообще такой! Взять его! И ваша рука, ваш царственный перст указывает на этого простого пророка, который посмел перечить вам – самому царю!
    И что же?! Как мы читаем, рука царя одеревенела, и он уже не мог ей владеть. Что пронеслось у него в голове в этот момент? Трудно себе даже и представить! А когда тут же при всех тех, кто приносил жертвы на этом жертвеннике он распался буквально на их глазах, то думаю, что страх охватил весь народ который в тот момент был участником при этом жертвоприношении. Это несомненно произвело величайшее впечатление, особенно когда по молитве человека Божия рука царя вновь стала нормальной, и когда жертвенник лжебогам распался у всех на глазах!
     Что было делать царю? Правильный ответ – покаяться во всех своих грехах! И что царь? Он всё правильно сделал? Увы, нет! Но что до царя? Разве мы, когда нас обличает в чём-то Бог, всегда каемся? Увы, нет! Что уж говорить про «их величество», они, получившие власть от Бога (потому что всякая власть от Бога), быстро об этом забывают, и бывают обеспокоены больше не сохранением правильных отношений с Богом, а видимостью своей важности и могущества.
      Вот и Иеровоам, вместо покаяния в своих грехах, просит пророка – человека
    Божьего зайти к нему домой, чтобы он почтил его и дал ему подарок. Какое искушение быть приглашённым в дом царский! Вы об этом думали когда-нибудь? Ну, например, вас к себе в дои пригласит губернатор, или даже сам президент, неужели вы откажитесь?
     Конечно это зависит от многого, но к чести пророка он отказался входить под покров дома нечестивого царя, давая тем самым понять тому, что все его предсказания сбудутся и последствия согрешения этого нечестивого царя будут иметь его потомки. Бог гневается на нечестие и порой наказывает потомков до четвёртого рода. Но мы опять немного отвлеклись, ведь нас в данной истории более затрагивает поступок другого Божия пророка, нежели нечестивого царя, ведь так?
     Но, скажите вы, почему я думаю, что и тот пророк, который сказал ложь пророку из Иудеи являлся пророком Божиим? На мой взгляд при внимательном прочтении это ясно из описания этой истории, потому что когда он ложью смог повернуть человека Божьего с его пути и пригласить того на пир в его доме, то во время этого пира, Бог проговорил именно к нему, и он пересказал все грозные слова о будущем человека Божия тому, нимало их не исказив.
     Но всё же вопрос, который мы внесли в заглавие нашей статьи не даёт мне покоя. Как пророк может говорить ложь?! Как такое вообще возможно? Почему Бог в том конкретном случае его не наказал, а наказал человека Божия, который фактически выполнил почти всё, что поручил ему Бог. Он и царское приглашение отверг и исполнил всё что повелел ему Бог, через него Бог разрушил неугодный жертвенник, через него Бог внушил страх всем тем, кто пришел поклоняться твари вместо Творца, наконец, он пошёл другою дорогой, и ему оставалось совсем немного дойти до границы его царства, когда его настиг этот неверный пророк.
     Зачем тот сказал ложь? Давайте попытаемся ответить. Какими словами он смог убедить того изменить ясные указания от Бога по вопросу обратного пути, давайте прочтём: «И сказал он ему: и я пророк такой же, как ты, и Ангел говорил мне словом Господним, и сказал: «повороти его к себе в дом; пусть поест он хлеба и напьётся воды». - Он солгал ему.» - 3Цар.13:18.
    По всей видимости, хотя об этом и не написано, имя этого престарелого пророка, который сказал ложь, было известно человеку Божию, и когда тот сослался на авторитет Бога и Его Ангела, человек Божий просто доверился тому. И здесь можно поговорить о том, что не все, кто называет себя пророком или братом во Христе, являются таковыми на самом деле. Или, я бы даже предположил, что тот пророк, который сказал ложь, был вполне благочестив и почитаем при царе Соломоне, но с момента разделения царства, утратил в силу различных причин свой статус, не желая, или боясь обличать царя Иеровоама в нечестии, хотя в душе своей, несомненно мучился об отпадении народа в идолопоклонство. Мне вспоминается и другой праведник, который живя среди развращённого народа, не мог напрямую их обличать, а только ежедневно мучился от этого в своей праведной душе. Вспомнили о ком я?
      Да, это был Лот, племянник Авраама (2Пет.2:8). К чему этот невыраженный протест привёл Лота? Читающий Библию знает, а мы продолжим рассмотрение данного отрывка.
    Итак, на мой взгляд, первой причиной того, что пророк северного царства солгал человеку Божию было то, что он сам не мог обличить нечестивого царя. Ему просто не хватало смелости и силы. Возможно он для себя решил, что «с него уже хватит». Зачем лишний раз раздражать власть имеющего, когда тот всё равно будет делать по-своему?  И когда сыновья рассказали об удивительном поступке пришедшего пророка и всех последствиях слов его, то дух ревности и желание пообщаться с этим героем веры, взяли верх, и он пустился ему вдогонку. Нас и сегодня вдохновляют те, кто имеет твёрдые и непоколебимые убеждения, что уж говорить о древности?!
     Итак, он настигает пророка, когда тот утомлённый всеми происшествиями этого дня, утомлённый сидит под дубом в тени. Да, пророки тоже устают! Он нуждался в отдыхе, измотанный длинной дорогой, утомлённый жарким солнцем (ведь это Палестина), выдержавшим прямое противостояние с самим царём. И предложение другого пророка немного отдохнуть у того в доме, было для него как награда за исполненное дело, хотя, как мы понимаем и не до конца…
     Третьей причиной лжи, на мой взгляд, было желание этого неверного пророка получить вновь благословения Божии через общение с праведником, и в какой-то мере это ему удалось. Что я имею в виду? Да то, что Бог непосредственно вновь заговорил именно с ним, и как мне кажется этого с ним в те последние времена уже давно не случалось. Ведь очень просто огорчить Дух Господень, и Он дышит где хочет, и голос Его не всегда, и не все пророки могут слышать. Но в нашей истории было именно так. Бог проговорил не к Своему верному пророку, а к пророку, сказавшему ложь.
     Это трудно понять, но так было… А почему мы, те, кто больше сегодня знает о праведности Божьей грешим порою ложью? Вы никогда не задумывались? Может быть и нам, как тому пророку не хватает порой смелости обличить грех, может и мы ревнуем порой успехам благочестивых служителей, может и мы желаем быть в благословении Божьем при общении с особенными Божьими людьми, сами утратившими благочестие? Вопросы, вопросы….
       Поражает в этой истории конечно же итог. Столь суровое наказание от Бога человеку Божию – его убил и изломал лев. При всём при этом, этот «царь зверей» не съел ни его, ни его осла, на котором он путешествовал, и некоторое время был стражем над убитым им пророком, не давая поруганию его тела ни от птиц небесных ни от полевых зверей. Эта картина стала известна и жителям того места, и когда эта информация дошла до пророка, сказавшего ложь человеку Божию, то меня в этой ситуации восхищает его поступок.
      Доводилось ли вам видеть льва близко? Слышали ли вы его грозный рык? Мне только в зоопарке доводилось видеть это удивительное животное, и когда он вдруг зарычал, то, скажу я вам, у меня «побежали мурашки№ по всему телу, и это при том, что лев находился в клетке, и ничего плохого сделать мне не мог.
     А в том случае? Жители видевшие эту картину: осёл, поверженный пророк, и стоящий возле них грозный лев, не решались к ним приблизиться, а только пересказывали другим это увиденное. А пророк старец, сказавший ложь, тут же седлает своего осла и едет туда где тело поверженного пророка охраняет лев. Он желает оказать его телу последние почести, и хотя по слову Бога тело поверженного пророка не вошло в гробницу его рода (что для древних было чрезвычайно важно), он желает похоронить его у себя. Да и детям своим строго наказывает после его смерти схоронить его рядом с этим благословенным пророком.
    Тем самым признавая свой грех того, что его ложь послужила к смерти верного пророка.
     На мой взгляд в этом поступке и сокрушение о своей лжи и покаяние, и раскаяние и готовность умереть. Ведь не мог он в точности знать, что лев не причинит ему зла. Он готов был умереть за свою ложь, он понимал, что именно его ложные слова привели к столь печальному итогу, он оплакивал всё произошедшее: «увы, брат мой»!
     Он теперь предсказывает, по крайней мере своим сыновьям, что все слова праведного пророка о царстве Иеровоама сбудутся, и Бог накажет потомков нечестивого царя и народ, который уклонился в идолопоклонство.  Другими словами, он вновь обрёл твердость духа, хотя по плоти был уже немощен.
     Вот такой итог для меня в этой истории. Просто обвинить того или другого героя этой истории. Но важнее для себя взять определённый урок, или даже несколько уроков.
     Ну, во-первых, если вы уверены, что вам проговорил сам Господь, и вы твердо знаете, что и когда нужно делать, то не стоит менять ничего из переданного вам, даже тогда, когда об этом говорит другой человек Божий.
     Во-вторых, если вы служитель Божий, то это до конца, до дня смерти, у вас просто нет права на отдых или покой от дел Божиих, Бог желает вас использовать всегда.
     В-третьих, когда, вдруг, по какой-то причине (даже если она благовидная) вы сказали ложь, - знайте Бог не оставит это без внимания и накажет либо вас, либо другого, так как Бог ненавидит ложь, хотя, как мы читаем грех лжи не всегда ведёт к смерти.

     Что ж, на этом мы заканчиваем с вами обсуждение данного «трудного места».
     Сколько их ещё в Писании? А в нашей жизни?
     Толька с молитвою мы в состоянии понять, принять и перенести всё то, что порою случается с нами в этой жизни.
     Да благословит вас Господь!

ТВГ, г. Барнаул, март 2023 г.