Прямой господин Часть 3 Гражданская война

Виктор Федотов
Продолжение.

Предыдущая часть: http://proza.ru/2023/03/18/929

 1917 год ознаменовался разложением и деморализацией Русской армии. В этих непростых условиях офицеры и нижние чины Кирасирского полка делали всё возможное для борьбы с наступающими немцами. Несмотря на отсутствие боеприпасов и продовольствия, полк до последнего оставался на позициях. Летом 1917 года под руководством  полковника Таубе из имевшихся в полку трофейных пушек и пулемётов был оборудован бронепоезд под названием «Кирасир».  Во многом благодаря этому
полку удавалось удерживать неприятеля. В последствии по приказу большевистского комитета бронепоезд был выведен с позиций и разоружен.
      
        Как большинство кирасиров, октябрьский переворот полковник Таубе не принял.
      
        31 декабря 1917 года, решением большевистского правительства, Кирасирский полк был расформирован. По окончании церемонии по случаю расформирования полка, молебна и прощания со Штандартом офицеры во главе с полковником Таубе перешли в штаб, где отделили полотнище полкового Штандарта от древка, а с древка сняли Орла. Гвозди были розданы офицерам полка. Древко было сдано в канцелярию, а Полотнище, Темляк, Юбилейные Ленты и Орёл остались у полковника барона Таубе, который с группой офицеров выехал в Гатчину, где в полковой церкви хранились исторические реликвии. В середине апреля 1918 года Гатчинский Кирасирский полк окончательно закончил своё длящееся более двухсот лет существование.  В мае 1918 года на общем собрании офицеров полка было решено, что, хотя существование части в данный момент невозможно, но в будущем такая возможность не исключалась. Поэтому собрание постановило сохранить в неприкосновенности аппарат по управлению полком в лице старшего полковника Фёдора Николаевича Таубе.
         
        Надо сказать, что время было трудное и голодное. Бывших царских офицеров новая власть, естественно, никак не поддерживала. Каждый выживал как мог. В этот тяжёлый момент на помощь офицерам полка пришли их бывшие подчинённые, которые в силу своего классового происхождения находились в более выгодном положении. Летом 1918 года бывший вахмистр 2-го эскадрона Галанцев и группа унтер-офицеров того же эскадрона образовала в Петрограде артель по скупке серебра. Узнав о тяжёлом материальном положении бывшего командира своего эскадрона полковника Таубе, они «в весьма красивой форме предложили ему принять участие в своей артели и дали возможность заработать несколько тысяч рублей».
 
        В октябре 1918 года полковник Таубе уезжает на Дон и вступает в Добровольческую армию. Мог ли он переждать это тяжелое время в Петербурге, или
выехать за границу, где проживали его родственники? Мог. Как мог и поступить на службу в Красную Армию, где остро не хватало опытных командно-штабных кадров. Но я не представляю Федора Николаевича ни оставшимся в стороне от происходящих в стране событий, ни поступившим на службу к большевикам, только что уморившим голодом его родителей. Не таков был склад его характера, ни таковым было его
воспитание, убеждения и понятия офицерской чести. Полковник сначала встает в строй Белой армии как рядовой кавалерист, а позже принимает командование эскадроном сводного кирасирского полка. С декабря 1919 года барон командовал Сводно-кирасирским полком Вооружённых сил Юга России.
      
        С красными полковник Таубе дрался умело и храбро. В летописи полка отмечен, бой в 1919 году у сёл Плоское, Мыльники и Мрин, в котором барон дважды
водил полк в конную атаку. В бою 5 июня того же года у Акмонайской укреплённой позиции (Крым) Таубе был контужен разрывом гранаты, но продолжал руководить боем. На другой день, 6 июня, красные, подвезя подкрепления, перешли в наступление. Во время контратаки в конном строю у колонии Барак барон был ранен пулей в ногу.
   
        В июле 1919 г. в боях под Нежином, Батуриныи и Глуховым барон Таубе командовал дивизионом кирасир в составе 1-го Гвардейского Сводно-Кирасирского
полка. С сентября 1919 Фёдор вступил в исполнение обязанностей командир этого полка и с 21 декабря официально принял командование полком, потерявшим 90% личного состава. Через неделю тяжело заболел и был эвакуирован в Крым. Но 20 апреля 1920 г. вновь вступил в бой во главе остатков своего полка, сведенных в дивизион.
      
        В Русской армии полковник Таубе был до  конца. Летом 1920 года с последними солдатами и офицерами, численностью всего 30 сабель, прикрывал отход войск в Крым. В сентябре приказом Верховного Главнокомандующего Фёдор Николаевич был назначен Инспектором кавалерии Вооруженных сил Юга России. От положенного по должности генеральского чина отказался, объяснив это тем, что полковника лейб-гвардии в генералы может произвести только Государь Император.
      
        С войсками Врангеля Фёдор Николаевич Таубе одним из последних эвакуировался в Константинополь, где подал прошение об отставке, которое вскоре было удовлетворено.

Продолжение следует http://proza.ru/2023/03/18/950