Прямой господин Часть 1 Кирасир Её Величества

Виктор Федотов
Памяти моего родственника,
офицера русской армии барона
Фёдора Николаевича фон Таубе





      
        В который уже раз, оглядываясь на события столетней давности, я задаюсь одним и тем же вопросом: какими были эти люди, добровольно шагнувшие в пекло гражданской войны на стороне Белого движения и что подвигло их, осознававших неизбежность поражения, пройти этот путь до конца?
       
        Давайте, попробуем разобраться и понять на примере одного из тех, кто испил эту горькую чашу до дна.

        Фёдор родился 4 ноября 1883 года в семье потомственного военного. Его отец - барон Николай Юлиус фон Таубе, происходил из древнего дворянского рода, и в то время служил в полку «синих (гатчинских) кирасир» в чине лейтенанта. Мать –
Анастасия Фёдоровна была из старинного княжеского рода Касаткиных-Ростовских. Они прожили прекрасную жизнь, но финал ее  был трагичным. Отслужив родине более 30 лет и пройдя путь от юнкера кавалерийской школы до полковника гвардии, Николай Юльевич вместе с супругой Анастасией Фёдоровной умерли от голода в Петрограде ранней весной 1919 года, когда решением большевистского правительства выдача хлеба по пайку 4 категории для представителей буржуазии (суточная норма 100 гр. на человека) была прекращена.
       
        Крестили их первенца Фёдора в полковой церкви. Его крестной матерью по традиции стала Императрица Мария Фёдоровна, шеф Кирасирского  полка.  Дальнейшее обучение и воспитание юноши было обычным для дворянских детей того периода: Николаевский кадетский корпус и Николаевское кавалерийское училище. Блестяще закончив последнее в 1902 году, Фёдор был выпущен корнетом в Лейб-гвардии Кирасирский Её Величества Государыни Императрицы Марии Фёдоровны полк, расквартированный в Гатчине.
       
        Это был один из старейших (четвертый по старшинству) и заслуженных гвардейских кавалерийских полков русской армии, с крепкими боевыми традициями.
Сформированный по указу Петра I в 1704 году, он пронес свои штандарты через сражение под Полтавой, в 1760 году входил в покоренный Берлин, сражался на Рейне, шесть раз ходил в конные атаки под Аустерлицем, насмерть стоял под Бородино, бился под Красным, Люценом, Кульмом, Пьер-Шампенуазом, в 1813 году торжественным маршем вошел в поверженный Париж.
       
        В 1880 году шефом полка была назначена цесаревна Мария Фёдоровна, супруга будущего императора Александра III. В полку боготворили ту, чье имя носили.
       
        Полк по праву имел репутацию одной из самых блестящих гвардейских частей. Здесь проходили офицерскую службу Великий князь Михаил Александрович и офицер полка ротмистр Куликовский с 1916 года — морганатический супруг Великой княжны Ольги Александровны, сестры Николая II.
       
        Фёдор был шестым из рода Таубе, одевшим форму гатчинских кирасиров. И это его ко многому обязывало. Пройденный им в составе полка путь от корнета до полковника свидетельствует о том, что свой долг он выполнил с честью.
       
        О службе молодого офицера до Великой войны известно не многое. К счастью, сохранились воспоминания его однополчанина - князя В.С. Трубецкого (1892-1937) В своих "Записках кирасира" Владимир Сергеевич, поступивший в полк в 1911 году, писал:  «…Командовал… Лейб-эскадроном старший в полку ротмистр Михаил Фёдорович Данилов (позже генерал-майор, прошедший с полком германскую и гражданскую войну, последний командир гатчинских кирасиров). Старшим офицером … был … штаб-ротмистр барон Ф. Н. Таубе. Оба эти офицера с первых же дней отнеслись ко мне очень хорошо, как настоящие старшие товарищи. Однако Данилов, бывший на много лет старше меня, был настолько солиден, что близко сойтись с ним я не мог, точно так же, как и с бароном Таубе, с которым у нас оказалось мало общего, ибо, как мне кажется, барона интересовали, в сущности, только одни бабы…

      …Небольшого роста, худенький, юркий, светлоглазый и розовый, в мятой фуражке, лихо заломленной на затылок…, штаб-ротмистр барон Таубе… был некрасив, ни даже изящен, однако он был настоящим дамским кавалером, обладал несомненным
даром нравиться, а в любовных делах был весьма предприимчив и находчив, превращая любовь в своего рода спорт… Барон - неотразим… Рано утром… не выспавшийся барон Таубе с подозрительными томными морщинками и синевой вокруг глаз зевает во весь рот, устало потягиваясь в седле. "Ну, как оно, Федя?.." - шутливо окликает его полковой адъютант, рысью обгоняя Лейб-эскадрон. "Кор-ряво!.." коротко отвечает барон, нервно подергивая плечами и неизвестно за что наказывая острой шпорой ничем не повинного коня.»

Продолжение следует. http://proza.ru/2023/03/18/929