Мемуары Арамиса Часть 21

Вадим Жмудь
Глава 21

Один из важных для себя выводов, который я сделал по результатам общения с Марией, это тот, что если женщина поступила не вполне порядочно с каким-то мужчиной, то эта женщина может поступить точно также и с вами. Эта мысль у меня зародилась тогда, когда Мария рассказывала о том, как собирается одурачить своего супруга. Поэтому слушая её рассказ о том, как она использовала одного из своих поклонников, я дал себе слово никогда не поддаваться на подобные провокации, и далеко не каждую просьбу, которую Мария соблаговолит высказать, воспринимать всерьёз.
Судите сами, насколько порядочно она поступила.
Мария имела, как я понял, множество поклонников, которые, если даже и не добились от неё того, чего добивается каждый молодой мужчина от молодой и привлекательной женщины, которая его заинтересовала в этом смысле, то всё же они подпали под её влияние. То есть они пытались ей услужить в надежде на полнейшую благосклонность, услужили и остались с носом. Во всяком случае, Мария описывала мне развязки подобных эпизодов именно так.
Один из таких молодых, услужливых и недалёких воздыхателей Марии согласился помочь ей в истории, которую я мог бы назвать «История с разменом монет».
Мария попросила его выполнить замену мешочка с золотом, который он должен был найти в одном условном месте, на другой мешок, гораздо больший и наполненный серебром. Она представила эту акцию как обмен денег.
Мешочек с золотыми монетами, как она сказала, будет принесён и оставлен условленном месте, где никто из посторонних не догадается его искать. Юноше надлежало незаметно для посторонних глаз забрать его, а взамен оставить гораздо больший мешок с серебром. Мария объяснила это тем, что по согласованию с одним добрым человеком, связанным с церковью, который пожелал остаться неизвестным, деньги, собранные по его указанию у входов различных церквей и монастырей, необходимо направить на строительство нового храма, для чего их потребуется перевезти к месту строительства. Перевозить деньги в мешках неудобно, поэтому медные монеты уже обменяли на серебро, в результате чего скопилось около полпуда серебряных монет. Теперь необходимо обменять их на золото. Делать это необходимо тайно, поскольку задумано, что храм будет преподнесён Королю в качестве подарка. Мария сказала, что подобное уже проделывали много раз, но те, кто ей помогал, в настоящее время находятся далеко, поэтому ей нужен новый помощник. Она уверила молодого человека, что дело это надёжное, его проделывали множество раз, поэтому нет нужды придумывать какой-то иной способ обмена. Молодой человек не должен был пользоваться помощью каких-либо слуг, всё надлежало сделать ему самому.
Можете себе представить, какими средствами молодой дворянин должен тайно доставить полпуда серебра. Ему пришлось придумать специальный крепкий кожаный мешок с ремнями, который он нес на спине, переодевшись в горожанина.
Дойдя до тайного места, он, действительно, нашёл в нише на высоте двух метров мешочек с золотом, прикрытый листвой и прочим мусором. Вес мешочка был что-то около полфунта. Достать мешочек не составило труда, а вот для того, чтобы забросить полпуда серебра на эту высоту, ему пришлось изрядно потрудиться. Он даже был вынужден купить небольшую приставную лестницу у садовника неподалёку от этого тайного места, после чего долго бродил кругами, чтобы убедиться, что за ним никто не следит.
По словам Марии, она отблагодарила его лишь тем, что позволила поцеловать себя в щёку, после чего юноша, по её уверениям, остался весьма доволен и готов к следующим подобным поручениям, подтверждающим всю серьёзность его намерения.
 Оказалось, что, оставляя золото в тайнике, на самом деле таким путём кардинал Ришельё расплачивался со своим шпионом-информатором. Имя его мне известно, но я полагаю, что нет никакой необходимости записывать его здесь, в этих мемуарах. Этот человек, действительно, очень знатен, и мысль о его сотрудничестве с Ришельё сейчас, после смерти обоих, меня нисколько не коробит. Мария от каких-то своих осведомителей случайно узнала об этом сотрудничестве, о способе оплаты и о сумме, которая будет передана.
Первое, что она замыслила – это похитить эти деньги. Не для обогащения, разумеется, а для того лишь, чтобы насолить кардиналу. Однако, по зрелому размышлению она сообразила, что в этом случае информатор сообщит, что денег нет, начнётся следствие, могут отыскать виновных. Кроме того, похищение денег – это, что ни говори, явное преступление. Тогда она решила обменять деньги на другие, которые по стоимости были бы полностью эквивалентны. Она рассудила, что в случае, если деньги, найденные тем, кому они предназначены, будут в серебре, а не в золоте, но при этом в точности в той сумме, которая обещана  кардиналом, это сильно рассердит информатора, но он ни в коем случае не заподозрит, что кто-то помимо воли кардинала совершил размен. Он решит, что кардинал решил поиздеваться над получателем, выдав деньги в столь неудобном виде. Информатор, как рассудила Мария, не снизойдёт до того, чтобы пожаловаться кардиналу или высказать иным образом своё недовольство, но, будучи обиженным, перестанет поставлять информацию кардиналу.
Это была ловкая задумка, и она была приведена в исполнение с величайшим искусством.
Мария рассказала эту историю Королеве, и они от души веселились, представляя, как знатная персона, добравшись до тайника, будет разочарована и обозлена, найдя вместо мешочка с золотом огромный мешок с серебром, как будет она с трудом добывать этот мешочек с высоты, как трудно ей будет унести это серебро.
Однако, Мария ошиблась. Осведомитель, о котором шла речь, найдя в условленном тайнике мешок намного больших размеров, даже не стал его развязывать. Он удалился, не взяв ничего. После этого он сообщил кардиналу в зашифрованном письме, что произошла ошибка, и сумма, которую он нашёл, по-видимому, предназначена не ему, а кому-то другому, поскольку вес и объём мешка не соответствует договорённости.
Кардинал направил одного из своих порученцев выяснить, в чём дело, забрать мешочек с деньгами для того, чтобы он, кардинал, мог бы лично пересчитать деньги и удостовериться, что сумма соответствует договорённости. Как же был изумлён он, когда вместо небольшого мешочка с золотом его порученец доставил ему огромный мешок с серебром! 
Он назначил другое место для передачи денег, поручил отнести другой мешочек с золотом на это место и поручил скрытно и неотрывно следить за ним, чтобы никто не подменил его.
Осведомитель был удовлетворён и продолжил снабжать кардинала нужными сведениями, Ришельё же заподозрил, что способ оплаты и место тайника стали известны кому-то из его недоброжелателей.
Он уже обладал изрядным штатом слуг и шпионов, поэтому учинённый им допрос всех в округе позволил установить внешность молодого человека, купившего накануне лестницу у садовника.
По счастью Марию предупредили о действиях кардинала, она успела сообщить юноше, что он в опасности, и молодому человеку пришлось надолго покинуть Париж. Его карьера навсегда была разрушена, и ещё счастье для него, что он остался жив и на свободе. Его спасло лишь то, что кражи не было, а был лишь так называемый размен, так что даже если бы его поймали, он, вероятно, остался в живых, но тюрьмы он, скорее всего, не избежал бы.
Это незначительный для меня эпизод я и не стал бы вовсе приводить, но он важен для объяснения того, что мои отношения с Марией если и можно было бы назвать дружескими, эта дружба была не крепче, чем дружба двух львов: каждый из нас всегда помнил об опасности, но продолжал присматриваться к действиям другой стороны, и иногда мы могли объединяться для достижения общих целей. Иногда я забывался, поддавался романтическим настроениям, но каждый раз впоследствии бранил себя за это, становясь раз от раза всё менее доверчивым и наивным.

(Продолжение следует)