Друзья уходят...

Наталья Зотова 2
            Владимиру  Александровичу — моей первой любви


Три друга было у меня... друзья из юности, из детства…
Один остался…
Боль тая, я памятью терзаю сердце.




Вы помните свою первую любовь?...
Помните ее спустя почти  шестьдесят лет? Был ли этот человек частью вашей души, вашей жизни долгие годы? При том, что судьба у каждого оказалась своя, и общей семьи не случилось.

Вчера он умер во время операции на сердце. Сегодня пришло  на почту письмо от его жены.
Невыносимо больно…

********

14 июня  1963 года. Мне 16 лет.
Папин сотрудник по  техникуму получил новую квартиру и пригласил все наше семейство на новоселье. Я была послушной дочерью и не стала огорчать родителей отказом.
Не помню, была ли железнодорожная станция Лосиноостровская  в пределах Москвы, но добирались мы туда долго. Троицкий проезд, новая пятиэтажка…

Наверное надо помнить, как вошли, здоровались, как меня знакомили с хозяевами квартиры. Нет, в памяти сохранилось другое… Как в коридор вышел высокий худенький мальчик, как встретились наши глаза.
И я пропала почти на тридцать лет…

*********

Никогда не была красавицей и никогда не страдала от отсутствия мальчишеского внимания. Но и такого потрясения не испытывала прежде.
Да, все правильно пишут в книгах — удар молнии, затмение… Необъяснимое взаимное тяготение, притяжение двух душ и тел.
По сути мы были детьми, по мощности чувств — совершенно взрослыми.

Пока наши родители сидели за столом в большой комнате,  мы ушли на кухню. Нам было интересно все узнать друг о друге. Расспросы, смех, временами смущение и взгляды, объясняющие без слов  — оба влюбились с первого мгновения.

Потом было 7 сентября, его день рождения. Отмечали у нас на даче. Лес, общая прогулка, белые грибы вдоль дороги — все помню. А в электричке сели отдельно от родителей и опять не могли наговориться. Наверное от большого ума я пригласила его на свой день рождения, до которого было ровно сто дней.
Это вместо того, чтобы встречаться хоть ежедневно.

Как же мучительно проживалось это время. Его  скрашивала переписка. Да, мы писали друг другу бумажные письма, а почтальонами были наши отцы. Теперь-то смешно вспоминать, какими наивными детьми мы были на самом деле.
Наступил декабрь, а мой любимый заболел и не смог прийти на день рождения. Трагедия, слезы.
И наши мудрые родители договорились, что мы будем встречать Новый год вместе. В Лосиноостровской.

Господи, какое это  счастье — встретиться снова! Оба истомились в разлуке — так заметно это было.
Мы опять сидели на кухне вдвоём, мы проговорили почти всю ночь. Ни алкоголя, ни сигарет, ни объятий и поцелуев — только обжигающие взгляды и непрерывный разговор.
Наверное, нынешние подростки не в состоянии понять подобное общение. А мы купались в океане счастья.

С той новогодней ночи многое поменялось в нас. Мы стали встречаться, дома у меня и у него, просто гулять по городу. Он прекрасно знал математику и помогал мне с уроками.
Зимой мы ездили на дачу покататься на лыжах. Летом он приезжал туда на целый день, и мы бродили по лесу.
Я кормила его окрошкой. А вечером провожала на станцию.
Теперь понимаю, мы были настолько целомудренными, что ни случайные прикосновения и объятия, ни сжигающая обоих страсть не могли заставить нас перейти дозволенную грань.
Вряд ли современным подросткам дано понять такое.

*********

А потом я закончила  школу, он — техникум,  и мы поступили в один ВУЗ.
Только я на биотехнологию, а он — на автоматику.
На  втором курсе мы наконец объяснились. По взрослому обговорили, что семью заводить нам рано, ещё учимся, элементарно не на что будет жить. И все осталось по-прежнему. Для меня.

Наши пути разошлись после его поездки в спортлагерь на Селигере. Там нашлась девушка, на которой он вынужден  был жениться. Я не вникала в подробности, не пытала, не домогалась.
Я почувствовала себя униженной, обкраденной. Но любить не перестала.
Как оказалось, и он сожалел о произошедшем,  просил прощения.  И самый первый наш поцелуй случился именно тогда…

На защите диплома я увидела его жену, беременную.
Симпатичная белокурая женщина — у меня не появилось ни ненависти, ни зависти. Что ж, такова жизнь.
Одна за другой у него родились две девочки.
Однако, счастливым он, похоже, не стал и вскоре развёлся.

Однажды позвонил и радостно сообщил, что снова женился. Спустя время опять развёлся.
Изредка мы встречались. Но у меня была семья.

*********

Он искал свою судьбу много лет. Уже будучи немолодым, нашёл ту единственную, с которой жил  до последнего дня. Она знала обо мне и не препятствовала нашему общению — мы перезванивались, поздравляли друг друга с праздниками.
Она же прислала мне сегодня известие о его кончине.

***********

За окнами март, солнце.
А в душе туча чёрная, сердце щемит, слезы не удержать…
Ушёл ещё один мой друг.


Добрая, светлая память Егорычу — моей первой незабвенной любви.



18 марта 2023 г.