Деревня Речелга

Арнольд Малыгин
               

                Моему студенческому другу Коротких Евгению посвящается. 1966 год.
            Учился я в городе Свердловске, в Уральском Политехническом Институте на строительном факультете. Жили мы в студенческом общежитии. В комнате нас было восемь человек. Жили дружно, обменивались разными мнениями, знакомились, говорили, кто из какого города, посёлка. Однажды в разговоре услыхал, что Коротких Евгений на субботу и воскресенье едет к себе в деревню Речелга, Пышминского района. Я поинтересовался, зачем он собрался туда ехать? Он ответил, что хочет поохотиться на рябчиков, самое время для такой охоты. Меня, как охотника это очень заинтересовало, стал расспрашивать про охоту, какая там водится дичь, далёко ли ехать. На что мне он ответил, что деревня километров двести от Свердловска. Дичь разнообразная: рябчики, тетерева, глухари, утки. Водятся зайцы, косули, даже лоси обитают. Деревня вдалеке от соседних деревень, народу в деревне проживает мало. Что и говорить, от услышанного у меня чаще забилось охотничье сердце. Попросил Евгения: «Можно ли с тобой поехать?» На что он согласился.


К воскресным дням прибавился ещё один свободный день по какой-то причине, и за три дня мы могли съездить без затруднений. Ехать от Свердловска надо было ночным поездом, который останавливался на каждой станции. Шёл очень тихо, всю ночь. Прибывал утром в районный центр, от него на автобусе до деревни Речелга. Народу набивалось и в поезд, и в автобус очень много. В поезде только сидячие места в общих вагонах. Кое- кому из пассажиров в автобусе приходилось стоять. Дорога была нелегкая и продолжительная. Одолели мы этот путь и прибыли в деревню. Оказался я в самой настоящей крестьянской избе. Большая русская печь с лежанкой на ней. Полати под потолком возле входной двери. Массивный стол с лавками с двух сторон. В ограде журавль с ведром возле колодца, большие амбары. На меня это произвело большое впечатление. Родители Евгения встретили сына с нескрываемой радостью, ко мне отнеслись доброжелательно. Накрыли на стол, покушали, и стали сразу собираться на охоту.


Семья у Евгения была большая. Родители занимались сельским хозяйством. Дети работали, учились. Охотничьи ружья в доме имелись. Дом их стоял на окраине деревни, и сразу, выйдя из дома, мы очутились в настоящем лесу. Растительность в лесу была разнообразная. Ельники, кусты рябины, лесной подрост, местами встречались сосны, ягодники брусники. Евгений знал хорошо свои угодья, и мы целенаправленно направились в места, где водятся рябчики. Мне казалось интересно, как это специально идти охотиться на рябчиков. Приходилось на родине, в родной Якутии, стрелять рябчиков, но это происходило попутно, во время охоты на зайцев. Евгений же повёл меня конкретно на рябцов.


Шли мы вдоль еле приметного лесного ручья. Евгений со знанием дела объяснял мне, что мы пришли  на место. Показывал небольшие ямки в обнажённой от травы земле. Вокруг ямки перья и свежий помёт рябчиков. Объяснял, что это рябчики купаются в этих ямках. Набивают пыльную землю себе в перья, затем вытряхивают её из себя вместе с различными паразитами. Порхалища такие места называются. Сейчас надо держать ухо востро, в любой момент можно встретить рябчика, или целый выводок. Стали не спеша передвигаться по лесу, всматриваясь в подозрительные места. Как всегда, незамеченный рябчик взлетел с большим шумом. Частые взмахи крыльев создают своеобразный шум, усиливающийся ещё о задевание ими веток деревьев. Тут сразу всё внимание за полётом рябчика. Он далеко не улетел, и с таким же шумом сел на ёлку. Главное внимательно смотреть за его полётом. Я шёл чуть в стороне и не увидел, где сел рябчик. Смотрю, мне Евгений показывает на дерево, приглашает меня стрелять. Но я жестикулирую, чтобы он сам стрелял. Женя поднимает ружьё, целится и стреляет. Рябчик падает на землю. Подходим, поднимаем рябчика, любуемся его опереньем, хохолком, красными обводами над глазами. Поздравляем друг друга с первой добычей.


Евгений мне, как гостю, дал двуствольное курковое ружьё 16 калибра, а себе взял одностволку такого же калибра. Уложили добычу в рюкзак и двинулись дальше. В лесу тишина, жёлтые листья с деревьев покрыли землю, шагается легко. Опять спугиваем рябчика. Он с шумом поднимается, и садиться метрах в пятнадцати от нас на землю. Стараемся подойти поближе, чтобы лучше его было видно, а он отбегает от нас, скрывается за деревьями, думает, что мы его не видим. По каким-то причинам опять взлетает, и садиться далеко от нас на дерево. Идём дальше, внимательно всматриваясь в чащу леса.

Вдруг, вспугиваем выводок рябчиков. Они разлетаются в разные стороны, и недалеко от нас рассаживаются на ёлках. Острый слух и зоркий глаз помогает заметить усевшегося рябчика на густую ель. Начинаю внимательно рассматривать ветку, куда уселся рябчик. Точно заметил это место, а разглядеть его не могу. Обратил внимание на сучёк на ветке, как-то он в обратную сторону обращён направлению хвои. Присмотрелся внимательно. Так это рябчик, вытянулся в струнку к стволу дерева, и голову вытянул. Целюсь, стреляю. Евгений тоже стреляет в стороне. Подбираем добычу.

 
Времени прошло достаточно, пора уже перекусить. Сидим, кушаем, разговариваем. Евгений достаёт из кармана свисток, манок на рябчиков. Сделан он из косточки тетерева. «Сейчас покажу тебе, как подманивать рябчиков,- обращается он ко мне». Стайка разлетелась, но далеко они не улетели, не убежали, у них, у каждого выводка, свои места. Только сидеть надо неподвижно, резко головой не поворачивать, ружьё поднимать медленно. Рассказал как вести себя при такой охоте, и начал посвистывать. «Ти-ууу-ти, ти-ууу-ти», что-то вроде этого. Он посвистывает периодически, а мы прислушиваемся и поглядываем по сторонам. Через некоторое время замечаю шевеление мелких кустиков, травы и вижу рябчика. Он мелкими перебежками направляется в нашу сторону. Где  попало не останавливается, а за деревьями, высматривает, кто это пищит. Потихоньку поднимаю ружьё во время его перебежки, чтобы он не заметил мои движения. Выбираю момент и стреляю. Есть ещё одна добыча. Евгений поздравляет меня. Охота наша удалась. Друг мой познакомил меня со всеми прелестями охоты на рябчиков. Оказался он в этом высоким специалистом. Домочадцы довольны были нашей удачной охоте.


В деревне родители рады приезду своих детей на побывку. Гордятся, что они поступили в высшее учебное заведение. Кроме Евгения в Сельскохозяйственном институте учился старший сын Николай. Встречали детей с радостью, угощали, чем могли. Вечером настряпали пирожки с мясом и рисом, морковные, с капустой, с картошкой, на любой вкус. На следующий день наметили охоту на зайцев. Я спал на русской печи. Так мне хотелось там поспать, чтобы потом гордиться этим. Места много, развались в любую сторону. Спалось хорошо.


Как и наметили, пошли утром охотиться на зайцев. Евгений сказал, что пойдём на заброшенную узкоколейку, по которой вывозили заготовленный лес. Это бывшие вырубки, которые сейчас заросли мелким кустарником, и лесные сосновые насаждения. Зайцы там постоянно бывают, водятся тетерева. На самом деле пришли на заброшенную узкоколейку. Представляла она из себя узкую колею с уменьшенными по размерам рельсами. Шла узкоколейка посреди леса по широкой просеке. Охотиться в этих местах было удобно. Шли мы с одной стороны недалеко друг от друга, в надежде спугнуть зайца, или заметить его на лёжке. Охота эта ни чем не отличалась от нашей охоты на зайцев. Подстрелили зайчика, и Евгений предложил сделать загон с другой стороны узкоколейки, когда мы пошли в обратную сторону. Меня он отправил по просеке метров на триста вперёд, а сам остался делать загон.


Я отошёл на оговорённое расстояние, зашёл в лесопосадки и стал ждать. Прошло совсем немного времени, как впереди замелькало что-то жёлтое среди деревьев. Это оказалась косуля. Вылетела на меня и остановилась метрах в десяти, пятнадцати от меня. Я прицелился и выстрелил. Косуля сразу же упала. Так был удивлён происшедшим, не мог себе представить, что и косули здесь водятся. Конечно, обрадовался такому удачному случаю, и стал звать Евгения. Он подошёл ко мне и очень изумился, увидев косулю. Подошли ближе, разглядывая нашу добычу. Это оказался козёл с красивыми рогами. Поздравили друг друга с таким охотничьим везением. Евгений отметил, что это большая редкость подстрелить косулю. Дело сделано, надо было разделать добычу, и возвращаться домой.


Домашние очень удивились нашей успешной охотой. Замечал на себе украдкой брошенные взгляды. Вроде, казалось мне, что думают, что за фрукт этот приехал из далёкой Якутии. Но все были довольны нашей добычей, не зря мы наведались в эти места. На следующий день вернулись в Свердловск. Так же было тесно и в автобусе, и в поезде, но эти неудобства восполнились с лихвой. Ездили мы в дальнейшем и в майские праздники, тоже с успешной охотой. Там только прибавилась охота на уток


Об охоте в деревне я рассказал своему молодому преподавателю физкультуры Ситникову Александру Степановичу. Мы с ним были в очень хороших отношениях. Под его руководством занимал первые места в институте. Он тоже заразился охотой, и при каждой нашей поездке она была удачной. Вот только оружие нам не хватало. Одно двуствольное и две одностволки. Но и с таким оружием охотились мы успешно. Что я заметил, так это то, что обилие дичи и её разнообразие в тех местах было больше, чем у нас в Якутии. Рябчики, тетерева, глухари, косули, лоси, утки, рыси, куницы. Видимо там природа богаче, и значительно теплее. Александр Степанович мечтал приобрести приличное ружьё, но денег у него было маловато. Зарплаты молодого преподавателя хватало только на необходимые нужды.

 
Я каждое лето ездил на «Целину» в студенческих отрядах. Как это было интересно и поучительно. Строили коровники, свинарники, небольшие жилые дома. В марте, апреле начинали набирать студентов в строительные отряды. Отбирались крепкие, выносливые, умелые ребята. В институте весной царило оживление. Собирались ребята в определённой аудитории, обсуждали места поездки, намечались строительные работы. Выпускались стенгазеты со строительной тематикой. Запомнилось мне одно стихотворение студенческого поэта в стенгазете. Она висела в коридоре на стене, освещённой ярким солнцем, как бы поднимая настроение.
          Целена, это жизнь без бантиков,
          Жизнь насквозь пропавшая потом,
          Иностранное слово Романтика,
          Здесь по русски звучит – Работа!
Мне кажется, что очень точно подмечена эта работа в студенческих, строительных отрядах. Работали с раннего утра и до позднего вечера, выполняя за короткий срок большой объём работ. Загорали за летний сезон на солнце до черноты. Студенты помогали государству и зарабатывали себе приличные деньги.

 
Вот и я однажды собрал небольшой отряд, и поехали мы работать в Северный Казахстан. Строили в деревне свинарник, где жили в основном немцы. Бросилось мне в глаза, что в деревне был идеальный порядок. Домики аккуратные, расположены строго по порядку, окружены красивым штакетником. Стога на полях стоят, не как попало, а строго вряд, везде чистота и порядок. Чтобы заработать себе на хорошее охотничье ружьё, я пригласил в отряд Александра Степановича. Работали мы дружно, выполнили полностью работы по выданному наряду и получили зарплату. Ребята поехали в первый раз на «Целину» и получили неплохие деньги. Весело было на них смотреть, как они удивлялись такому количеству заработанных денег. Некоторые обнимали свою кучу денег на столе, другие подкидывали купюры над собой и обсыпали свои головы. Все были довольны своим трудом и хорошим заработком.


Александр Степанович купил себе два ружья. Одно старинное французское, другое МЦ-12 первых выпусков. Приобрёл французское, как сувенирное, а МЦ для охоты. Этой же осенью мы испытали его в деле. На этот раз времени на охоту у нас было достаточно. Новое ружьё Александра Степановича мы носили по очереди. Места охоты и руководство ею  лежало на Евгении. Он знал хорошо охотничьи места. Устанавливал где, и на кого будем охотиться в следующий день. Добывали мы зайцев, рябчиков, тетеревов, уток. Готовили дичь на костре, расположившись возле стогов сена. Основную добычу приносили домой. Хочу отметить день и надёжность ружья МЦ, когда охотился с ним я. Есть такая точка зрения, что первые выпуски этих ружей обладали отличным боем и надёжностью в эксплуатации. Я могу подтвердить такую точку зрения.

Очередной раз мы пошли охотиться на уток. Кряковые утки уже поднялись на крыло и разлетались по лесным озёрам. Среди елового леса была расположена поляна, а посреди её находилось небольшое озеро. Там постоянно обитала стайка кряковых уток. Мы одного охотника посылали на ту сторону озера, а двое спугивали уток. Утки налетали на охотника, и он стрелял по ним. В этот день я с МЦ пошёл в засидку. Ребята спугнули уток, и пять крякашей налетели на меня. Бух, падает утка, бух, вторая, бух, третья. Успел выстрелить три раза, и три утки свалились на землю. Мне так понравились выстрелы. Никакой отдачи, никакой задержки. После этого пошли в лес, в сосновые лесопосадки. Сосенки выросли рядами высотой полтора, два метра. Идёшь по ним, и мимо коридоры длинные открываются между соснами. Спугнули вдалеке косача. Он летит по коридору между соснами. Стрелять хорошо, прямёхонько летит, но далеко. Я хорошо прицелился и выстрелил. Тетерев чёрным комом свалился на землю. Я удивился такому дальнему выстрелу. Специально большими метровыми шагами стал отмерять расстояние. Насчитал сто тридцать шагов. Может быть, нечаянно попал, но красавец косач, с писаной лирой на хвосте, был у меня в руках.


Вот такая отличная охота мне представилась вдалеке от дома, благодаря моему студенческому другу, во время учёбы в институте. Евгений учился очень хорошо и помогал мне в учёбе. А студенческая дружба не забывается никогда.
                23 декабря 2022 года.     Арнольд Малыгин.