Воспоминания фронтового шофёра. Гл. 2

Алёна Сергиенко
                Отступление.

              От Винницы 18 армия отступила к Херсону и Николаеву, но, несмотря на ожесточённые сражения, удержать эти города не смогли. Петру и другим водителям приходилось всё время доставлять боеприпасы, горючее для танков и самолётов, вывозить раненых и штабные документы.
              Во время бомбёжки Днепропетровска, немцы разбили нефтебазу и переправу через Днепр. Весь город покрылся дымом. Выходили из-под обстрела по полевой дороге к Запорожью и станции Токмак.
             
                На левом берегу Днепра 18-я армия заняла оборону у села Малая Белозёровка. Вот как об этом пишет Пётр Гаврилович: «Это было где-то 15 августа 1941 г. Тут шли очень сильные бои. В двух противотанковых рвах залегли наши солдаты. И десять дней немцы не могли их взять. У меня в это время была машина бортовая. Мне приходилось с Токмака брать мины и везти к миномёту. Он был замаскирован в роще. Мне показали куда везти. По дороге много убитых. Самолёты летают и строчат из пулемётов по противотанковым рвам, а там наши солдаты… Убитых много, но надо ехать, везти боеприпасы. Подъехал. Быстро на машину – поснимали мины и снова поехал. Я уже не думал, что останусь живой. Было это днём, тут и снаряды рвутся, и самолёты строчат…
               Но позиции наши войска не удержали, начали отступать на Старый Токмак. В этом бою у нас погиб начальник политотдела 18-ой армии полковник Смирнов. Отошли к Макеевке, потом в Сталино, сейчас это Донецк. Проводили небольшие операции и отходили всё дальше и дальше к Ворошиловограду (Луганск). Много бились в этом направлении, но фронт всё-таки остановили. Недалеко от станции Щитовой стали готовиться к обороне в районе г. Красный Луч – с. Хрустальное. Бои тут шли с 10 января 1942г. по 25 апреля 1942г. Мы всю зиму снабжали фронт всем необходимым: и боеприпасами, и продуктами, и фуражом, и людской силой. За боеприпасами  ездили в Каменку за 120 км. Порой, не спали по двое суток.»

                Историческая справка:
                "В октябре — декабре 1941 г.  18 армия участвовала в
                Донбасской и Ростовской операциях (17 ноября — 2
                декабря)
                Летом - осенью 1942 г. – сражалась в бассейне Дона,
                на Кубани, в предгорьях Кавказа."

            Приходилось Петру Гавриловичу  возить солдат в разведку, эвакуировать мирных жителей из деревень, где намечалось сражение.
           Однажды колонна наших войск  попала под очередной авианалёт. Пётр отвёл свою машину в сторону от дороги. Самолёт пролетел мимо и развернулся на второй заход. Водитель выскочил из машины в развал пахоты. Снаряд попал в лошадей, а второй разорвался рядом. По спине посыпались комья земли. Петра контузило, он оглох  и три недели ничего не слышал.
              Очень тяжёлая обстановка сложилась в Новочеркасске.  Немецкие самолёты налетели внезапно рано утром. Начали бомбить город. Пётр Гаврилович в это время со своей машиной находился при штабе. Быстро погрузили вещи и доехали почти до Аксая. Успели вывезти штабные документы, а потом приказали возвращаться за бойцами, которые стояли на постах в городе.
               Город уже почти весь горел, в него вошли немецкие танки, била артиллерия. Войска отступали. Шла переправа через реку Северский Донец. Немцы высадили десант на левом берегу и люди оказались в ловушке. Кто-то вплавь перебрался опять на правый берег, надеясь на спасение. Пётр Гаврилович и командир роты вернулись в расположение своего автобата, а там две машины не могут выехать – у одной аккумулятор слабый, не заводится, а у другой два колеса пробиты. Пришлось Петру помогать водителям, поменяли скаты, завели машину «взаимным током». Загрузили три машины продуктами. Возле полевой кухни повара увидели – наварил целый котёл мяса, а кормить некого.
                Отступление до Ростова было беспорядочным. На улицах города скопилось огромное количество войск. Переправу через Дон фашисты взорвали и били по городу, не переставая.
                Около 3 часов утра переправу удалось  восстановить. Половина машин переправилась на другой берег, но забуксовали в песке. А немецкие самолёты, продолжая бомбить Ростов, разбили и эту переправу. Город весь горел, горели машины, было много жертв.
               Отступление с кровопролитными боями продолжалось до ст. Белореченская. Позади остались ст. Васильевка, Батайск, Тихорецкая.
                В Белореченске пятнадцать машин отправили в штаб армии. Оказалось, что после переправы через Дон  началась паника, войска разбрелись, держать фронт было некому. За один день были сданы Краснодар и ещё несколько населённых пунктов.  Командование приняло решение отправиться по населённым пунктам Кубани для сбора мужчин призывного возраста и дезертиров. По воспоминаниям Петра Гавриловича, это было 13 августа 1942г.  Действительно, в хронике военных событий Краснодарского края есть упоминание о том, что в это время была проведена мобилизация мужчин  1924/25 года рождения.
                В этих сложных условиях Сталин подписал приказ №227, который солдаты прозвали «Ни шагу назад!» В воспоминаниях Петра Гавриловича тоже есть упоминание об этом приказе. Благодаря ему паническое отступление удалось остановить.
               

                (продолжение http://proza.ru/2023/03/18/1949)