Почему Мураками не дадут Нобеля

Федор Лапшинский
Японский писатель Мураками, чей роман «1Q84» я всё-таки только что дочитал, несомненно, хороший писатель, но Нобелевскую премию он вряд ли получит. Виной тому его явная и нескрываемая эротомания. Настоящий же писатель, претендующий на эту главную писательскую премию, эти свои страсти должен скрывать или, хотя бы, прикрывать. Этот роман, конечно же, направлен на юную и молодую аудиторию, к которой я уже себя не отношу. Возможно, тридцать-сорок лет назад я бы, наоборот, восхитился бы именно этими натуралистическими моментами. Ну, а сейчас, когда мне уже за пятьдесят годков, я испытывал некое раздражение от таких подробностей. При том, что я не ханжа, но в литературе мне нравится строгий пуританский слог, без натурализма и излишнего сентиментализма. И правильно, что у нас в СССР, была довольно строгая цензура на эти все подробности. Хотя, в детстве мне это не нравилось, и я выискивал у того же Мопассана или Золя то, что у нас подавлялось. А вот с годами понимаешь, что не всё надо показывать и рассказывать. Должны быть литературные табу и, так сказать, этические ограничения. Но в романе есть другие и места, которые мне понравились и запомнились, и мне понравился трагикомический персонаж, которого звали Усикава. А так, я остался недоволен какой-то скомканной концовкой, - Мураками мог бы написать ещё такую же неторопливую тысячу страниц, но он, вероятно, просто устал. И ему надо было срочно садиться за очередной роман, чтобы заработать очередную порцию денег… Жизнь в Токио очень дорогая, и нет времени расслабиться…