Воспоминания фронтового шофёра. Начало войны

Алёна Сергиенко
               
              Почти 80 лет прошло с тех пор, как окончилась Великая  Отечественная война. Казалось бы, всё уже известно, изучено. Но время от времени открываются новые  страницы тех далёких событий, заставляя увидеть их с другой стороны.
              В начале 2000-х годов  один знакомый принёс мне  общую тетрадь в красной обложке. Это были воспоминания его прадедушки Яблонских Петра Гавриловича об участии в Великой Отечественной войне в составе 595 автобатальона при 18-ой армии.
              Прочитать записи долго не удавалось: не хватало времени да и почерк неразборчивый…  Когда воспоминания были расшифрованы, мне стали понятнее  некоторые военные события, потому что описаны они  простым солдатом,  очевидцем происходящего тогда.
              Водители 595 автобата не воевали на передовой, но без  участия фронтовых шофёров, которые подвозили боеприпасы, продовольствие, обеспечивали всем необходимым тыл сражающейся армии, добиться победы было бы просто невозможно.
              Пётр Гаврилович  пишет не о конкретных военных действиях, он передаёт своё видение тех событий, свои чисто человеческие чувства, страхи и переживания, свои действия. Рассказывает о моментах, которые наиболее врезались в память в контексте военных операций, которые вела 18 армия.
              В воспоминаниях встречаются названия городов и населённых пунктов, в которых сегодня опять идут бои. И от этого становится не по себе.
               
             Пётр Гаврилович родился  21.08.1909г. в с. Кужновка Мордовского р-на Тамбовской губернии в семье крестьянина Яблонских Гавриила Васильевича.
После революции его отец был военным комиссаром при волостном исполкоме и вместе с Басовым Петром Михайловичем и братом Яблонских Тихоном Васильевичем принимал участие в создании колхоза в селе Прудки. С ними был и десятилетний  Пётр.
            Несколько страниц  воспоминаний  посвящены событиям гражданской войны и коллективизации. Но особый интерес у меня вызвал рассказ о Великой Отечественной войне.
            После женитьбы и службы в армии, Пётр окончил курсы шофёров, получил права водителя третьего класса и стал работать в колхозе, потом в  МТС. Здесь его и застала война. У Петра Гавриловича в то время было уже трое детей, младшему из которых не было и двух лет.

             24 июня 1941г. водителям МТС на своих машинах было приказано явиться  в военкомат для отправки в Воронеж. Сборный пункт располагался в районе СХИ. Здесь шло комплектование 595 автобатальона при 18-ой армии. 
 

                Историческая справка:
               "18-я армия была сформирована в июне 1941г. на базе  управления
                Харьковского и Киевского Особого военных округов. 25 июня 1941г. 
                включена в состав Южного фронта. С  июня по сентябрь 1941г.
                отражала наступление немцев на Правобережной Украине, в
                междуречье Прута и Днепра, на левом берегу Днепра."

          15 июля 1941г. 595 автобатальон был отправлен на фронт в Винницкую область. Немецкое наступление развивалось так стремительно, что эшелон, на который погрузили   машины, не успел добраться до места первоначального назначения. На одной из станций его атаковали  немецкие самолёты. Это было первое боевое крещение Петра Гавриловича. Солдаты, вчерашние колхозные водители,  беспорядочно стреляли по самолётам из винтовок. Станция горела, были убитые и раненые, железнодорожные пути повреждены. Эшелон вынужден был поменять маршрут. Но и следующая станция была атакована немцами. Паника, неразбериха... Кто-то едет на фронт, кто-то с фронта… Много эвакуированных. Пришлось срочно разгружаться и ночью по полю, не зажигая света и не выезжая на дорогу, следовать до следующей станции. Поднялась сильная пыль, несколько машин  разбили фары и радиаторы.
              Только 29 июля 1941г. добрались до пункта назначения. Здесь на  машинах закрепили цистерны для перевозки авиационного бензина и  водители автобата приступили к выполнению своих боевых задач. Как-то машины были отправлены в авиационный полк для заправки самолётов. Внезапно налетели немецкие бомбардировщики и стали бомбить аэродром. Несколько самолётов успели взлететь, но были обстреляны немцами и сгорели на глазах у всех.
              Эти первые недели на фронте запомнились Петру на всю жизнь: разбитые дороги,  налёты вражеской авиации,  ночные перестрелки трассирующими пулями и постоянное отступление туда, откуда приехали. Отступали с боями и большими потерями. Немцы забрасывали в тыл армии десанты, чтобы создать видимость окружения и посеять среди солдат панику. Приходилось отражать и атаки диверсантов.
             Очень быстро Пётр понял, что по машинам тоже стреляют и водители гибнут так же, как и солдаты в бою. Однажды при разгрузке привезенных боеприпасов, снаряд попал в машину друга  Петра Гавриловича. Он успел выскочить в укрытие и остался жив.
           С тех пор Пётр стал ездить с открытой дверцей, чтобы в случае налёта успеть выпрыгнуть из машины. На отдыхе всегда устраивался у задних колёс, потому что немцы, обычно, били по кабине.

                (продолжение http://proza.ru/2023/03/18/1453)