По сведениям средневековых евреев, географически земля Ханаана тянулась от Праги до Киева (то есть включала в себя Русь), а сами ханаанеи отождествлялись со славянами. Местные евреи назывались "кенааниты", а славянский язык ими именовался "лешонену кна‘анит" ("наш язык кна‘анит").
О том, что ханаанеи живут где-то в Европе сообщает пророк Овадия, который говорит: «Сыны Израиля, изгнанники многочисленные, что живут среди кенаанцев (вплоть) до Царфата». Царфатом в еврейской традиции называется территория современной Франции.
Хотя язык ханаанеев и западносемитский, но Библией они названы не потомками Сима, а потомками Хама, совсем другой группы народов, чем семиты.
Если хананеи переселились в Ханаан из Европы, то это объясняет сразу ряд странностей, связанных с ханаанеями:
- почему в Библии ханаанеи считались иной расы, чем семиты;
- почему у них не было обычаев, распространённых в те времена у ближневосточных народов (их женщины не занимались священной проституцией, ритуальной дефлорацией иностранцем, не были блудницами и прелюбодейками);
- почему средневековые евреи считали славян хананеями.
Речь может идти только о срубной культурно-исторической общности Северного Причерноморья, которая связана с киммерийцам и со скифами. Прийдя из неё, около 640-615 гг. до н. э. скифы и киммерийцы опустошили Палестину вплоть до границ Египта. В Книге пророка Иеремии есть описание вторжения скифов в Палестину в VII в. до н. э. Геродот рассказывает, что скифы разграбили храм «Небесной Афродиты»-Астарты в Аскалоне (Ашкелоне; юго-запад Израиля): "Затем скифы пошли на Египет. На пути туда в Сирии Палестинской скифов встретил Псамметих, египетский царь, с дарами и просьбами склонил завоевателей не идти дальше. Возвращаясь назад, скифы прибыли в сирийский город Аскалон. Бо;льшая часть скифского войска прошла мимо, не причинив городу вреда, и только несколько отсталых воинов разграбили святилище Афродиты Урании" (Геродот, "История", І, 105).
Топонимом , связанным с поселением киммерийцев и скифов в Израиле, является Скифополь (Scythopolis, современный Бейт-Шеан, к югу от озера Кинерет, западнее реки Иордан). Плиний Старший в I в. (V, 18, 74) связывал название города со скифами, спутниками Диониса (мифы называют их сатирами, панами, фавнами), который совершил завоевание Азии и Индии. Он их поселил здесь, чтобы они охраняли могилу его кормилицы.
Ассирийское название царского Дома Израиля Омридов «Bit Khumri» фонетически тождественно с «Gimirri» (киммерийцы).
Известно, что киммерийцы служили наёмниками в ассирийской армии, теоритически они могли также служить и в Израиле, а их командир Омри (Амри, Амврий) захватить власть (Омри был военачальником царя Эла и соперником других военачальников - Замри и Фавния) и окончательно разгромил филистимлян, конкурентов на овладение Ханааном.
Во время царствования Омридов Израиль находился в симбиозе с ханаанеями (финикийцами и моавитянами) и иудеями, аналогично хуррито-арийскому симбиозу в соседней Митанни, из-за чего киммерийцы и скифы были ассимилированы семитами, а их потомки стали "ашкеназами" (букв. "скифами"). Уже Саадия Гаон под Ашкеназом, сыном Гомера (киммерийца), разумеет славян. Возможно, имя «Иван» («Ваня») у самих славян стало обозначать потомков переселившихся в Ханаан и Восточное Средиземноморье ариев (киммерийцев и скифов).
Таким образом, Омри-киммериец основал новую столицу Израиля - Самарию (875 г. до н. э.) на земле колена Ефрема и заселил своими единоплеменниками, вступившими в брак с членами северных колен Израиля и ханаанками. Позже к ним пришли потомки смешанных браков месопотамцев (гутии, вавилоняне, ассирийцы) и киммерийских наемников Ассирии, а также потомки ранее угнанных северных колен Израиля. Так возникли от отцов-ханаанцев и возвратившихся колен самаряне (самаритяне) (с мужской семитской гаплогруппой J1) и от отцов киммерийцев и скифов - ашкеназы (с мужской индоевропейской гаплогруппой R1b). Но матери в обеих группах - израильтянки.
Есть даже предположение, что киммерийцы продвинулись ещё дальше на юг, основав в Южной Аравии царство Химьяр, а скифы - Сакиф (где поклонялись богине ал-Лат).
Собственно, в Средние века и сами славяне и русы себя по-видимому считали потомками скифов. Так, в новгородском «Сказании о Словене и Русе и городе Словенске» сказано: «Князем убо скифским Словену и Русу, мудростию и храбростию в роде своем всех превозшедшим». В «Повести временных лет»: «Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их «Великая Скифь». Новейшие исследования В.И. Абаева и В. Георгиева показали существование своего рода скифского периода в истории праславянского языка, выразившегося в большом количестве иранизмов, включенных в славянские языки; из них на первое место следует поставить слово «Богъ», сменившее индоевропейское «Deivas».
Можно вспомнить и про то, что египтяне называли Ханаан словом Ретену / Retjenu (фараон гиксосов назван "вождем Ретену"), что похоже на Рутению (Ruthenia). Галл Аноним, автор древнейшей польской хроники Cronicae et gesta ducum sive principum Polonorum, написанной на латинском языке в 1112—1116 годах, использует попеременно термины Ruthenorum regnum (королевство русских), Ruthenorum rex (русский король), Ruthenus (русский), Rutheni (русины).