Скифы и киммерийцы в Израиле

Олег Гуцуляк
По сведениям средневековых евреев, географически земля Ханаана тянулась от Праги до Киева (то есть включала в себя Русь), а сами ханаанеи отождествлялись со славянами. Местные евреи назывались "кенааниты", а славянский язык ими именовался "лешонену кна‘анит" ("наш язык кна‘анит").

О том, что ханаанеи живут где-то в Европе сообщает пророк Овадия, который говорит: «Сыны Израиля, изгнанники многочисленные, что живут среди кенаанцев (вплоть) до Царфата». Царфатом в еврейской традиции называется территория современной Франции.

Хотя язык ханаанеев и западносемитский, но Библией они названы не потомками Сима, а потомками Хама, совсем другой группы народов, чем семиты.
Если хананеи переселились в Ханаан из Европы, то это объясняет сразу ряд странностей, связанных с ханаанеями:

- почему в Библии ханаанеи считались иной расы, чем семиты;

- почему у них не было обычаев, распространённых в те времена у ближневосточных народов (их женщины не занимались священной проституцией, ритуальной дефлорацией иностранцем, не были блудницами и прелюбодейками);

- почему средневековые евреи считали славян хананеями.

Речь может идти только о срубной культурно-исторической общности Северного Причерноморья, которая связана с киммерийцам и со скифами.  Прийдя из неё, около 640-615 гг. до н. э. скифы и киммерийцы опустошили Палестину вплоть до границ Египта. В Книге пророка Иеремии есть описание вторжения скифов в Палестину в VII в. до н. э. Геродот рассказывает, что скифы разграбили храм «Небесной Афродиты»-Астарты в Аскалоне (Ашкелоне; юго-запад Израиля): "Затем ски­фы пошли на Еги­пет. На пути туда в Сирии Пале­стин­ской ски­фов встре­тил Псам­ме­тих, еги­пет­ский царь, с дара­ми и прось­ба­ми скло­нил заво­е­ва­те­лей не идти даль­ше. Воз­вра­ща­ясь назад, ски­фы при­бы­ли в сирий­ский город Аска­лон. Бо;льшая часть скиф­ско­го вой­ска про­шла мимо, не при­чи­нив горо­ду вреда, и толь­ко несколь­ко отста­лых вои­нов раз­гра­би­ли свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты Ура­нии" (Геродот, "История", І, 105).

 Топонимом , связанным с поселением киммерийцев и скифов в Израиле, является Скифополь (Scythopolis, современный Бейт-Шеан, к югу от озера Кинерет, западнее реки Иордан). Плиний Старший в I в. (V, 18, 74) связывал название города со скифами, спутниками Диониса (мифы называют их сатирами, панами, фавнами), который совершил завоевание Азии и Индии. Он их поселил здесь, чтобы они охраняли могилу его кормилицы.

Ассирийское название царского Дома Израиля Омридов «Bit Khumri» фонетически тождественно с «Gimirri» (киммерийцы).
 
Известно, что киммерийцы служили наёмниками в ассирийской армии, теоритически они могли также служить и в Израиле, а их командир Омри (Амри, Амврий) захватить власть (Омри был военачальником царя Эла и соперником других военачальников - Замри и Фавния) и окончательно разгромил филистимлян, конкурентов на овладение Ханааном.

Во время царствования Омридов Израиль находился в симбиозе с ханаанеями (финикийцами и моавитянами) и иудеями, аналогично хуррито-арийскому симбиозу в соседней Митанни, из-за чего киммерийцы и  скифы были ассимилированы семитами, а их потомки стали "ашкеназами" (букв. "скифами"). Уже Саадия Гаон под Ашкеназом, сыном Гомера (киммерийца), разумеет славян. Возможно, имя «Иван» («Ваня») у самих славян стало обозначать  потомков переселившихся в Ханаан и Восточное Средиземноморье ариев (киммерийцев и скифов).

Таким образом, Омри-киммериец основал новую столицу Израиля - Самарию (875 г. до н. э.) на земле колена Ефрема и заселил своими единоплеменниками, вступившими в брак с членами северных колен Израиля и ханаанками. Позже к ним пришли потомки смешанных браков месопотамцев (гутии, вавилоняне, ассирийцы) и киммерийских наемников Ассирии, а также потомки ранее угнанных северных колен Израиля. Так возникли от отцов-ханаанцев и возвратившихся колен самаряне (самаритяне) (с мужской семитской гаплогруппой J1) и от отцов киммерийцев и скифов - ашкеназы (с мужской индоевропейской гаплогруппой R1b). Но матери в обеих группах - израильтянки.

Есть даже предположение, что киммерийцы продвинулись ещё дальше на юг, основав в Южной Аравии царство Химьяр, а скифы - Сакиф (где поклонялись богине ал-Лат).

Собственно, в Средние века и сами славяне и русы себя по-видимому считали потомками скифов. Так, в новгородском «Сказании о Словене и Русе и городе Словенске» сказано: «Князем убо скифским Словену и Русу, мудростию и храбростию в роде своем всех превозшедшим».  В «Повести временных лет»: «Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их «Великая Скифь».  Новейшие исследования В.И. Абаева и В. Георгиева показали существование своего рода скифского периода в истории праславянского языка, выразившегося в большом количестве иранизмов, включенных в славянские языки; из них на первое место следует поставить слово «Богъ», сменившее индоевропейское «Deivas».

 Можно вспомнить и про то, что египтяне называли Ханаан словом Ретену / Retjenu (фараон гиксосов назван "вождем Ретену"), что похоже на Рутению (Ruthenia). Галл Аноним, автор древнейшей польской хроники Cronicae et gesta ducum sive principum Polonorum, написанной на латинском языке в 1112—1116 годах, использует попеременно термины Ruthenorum regnum (королевство русских), Ruthenorum rex (русский король), Ruthenus (русский), Rutheni (русины).