Письма литературным девственникам. Часть VI

Виктор Всеволодович Богданов
ВИКТОР БОГДАНОВ

ПИСЬМА ЛИТЕРАТУРНЫМ ДЕВСТВЕННИКАМ,
или
ПЕЩЕРА XXI ВЕКА



     Текст книги, печатавшийся в журнале Владимира КОСТЫЛЕВА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ МЕРИДИАН» в 2013–2014 годах, публикуется здесь в новой, 2019–2020 гг., редакции. Части текста, общим числом – VIII, соответствуют частям журнальной публикации. Выделения, сделанные в первоначальном тексте курсивом (цитаты, названия произведений, фразеологические обороты и т. п.), вынужденно заменяются здесь р а з р я д к о й, а выделения, сделанные полужирным шрифтом, – ПРОПИСНЫМИ буквами. Книга состоит из отдельных – небольших по объёму – заметок, имеющих заголовки. В принципе, читать их можно в любой последовательности.

В. Б., 2020.





ЧАСТЬ VI



ЭЛЕКТРИЧКА  «О М С К  –  К А Л А Ч И Н С К»


     Анонимный рецензент пишет:  «В  о т л и ч и е  о т  б у л г а к о в с к о г о  М а с т е р а,  о б о з р е в а т е л ь  в с ё  ж е  п р о ч и т а л  к н и г у:  о н а  д о л г о  л е ж а л а,  п о к а  н е  с л у ч и л а с ь  о к а з и я  с  э л е к т р и ч к о й  О м с к  –  К а л а ч и н с к  и  о б р а т н о».  Рассмотрим, состоятельно ли это утверждение.

     В романе, о котором идёт речь, более пятисот страниц (544). Я читаю со средней скоростью 40 стандартных страниц (40–45 строк по 50–60 знаков с пробелами) в час. То есть на чтение такой книги в привычном темпе мне потребуется примерно 13 часов. Допускаю, что скорость можно увеличить в 2, а то и в 2,5 раза. Тогда на роман всё равно необходимо потратить 5–6 часов. Калачинск находится менее чем в ста километрах от Омска (по  В и к и п е д и и  – в 84-х). По расписанию омского железнодорожного вокзала электричка покрывает расстояние между названными городами за 1 час 35 минут. Итого: общее время в пути туда и обратно составит 190 минут или 3 часа и 10 минут.

     Согласитесь: даже если ни на миг не отвлекаться, указанного времени явно не хватит и для сАмого поверхностного ознакомления с 500-страничным томом. Разве что ты чемпион по скорости чтения, но это маловероятно, да и НЕ БУДЕТ ПЛЮСОМ, когда пишешь публичную рецензию на художественный текст.

     Выводов два: либо  о б о з р е в а т е л ь  в упомянутую им  «о к а з и ю»  книгу НЕ ПРОЧИТАЛ, либо ПРОЧИТАЛ  С  П Я Т О Г О  Н А  Д Е С Я Т О Е.  Можно ли и в первом, и во втором случае считать его СЕРЬЁЗНЫМ критиком?..



РАБОЧИЙ И  О Б Щ Е П И Т


     Тому, кто занимается физическим трудом – ремонтирует квартиры, строит дома, долбит лёд, проводит коммуникации, колет дрова и т. д. – 10–12–14 часов кряду, иногда и без выходных по две-три недели, – работать тяжко, потно, пыльно, грязно. Домой – еле ноги доволакиваешь, помыться, бывает, и то нет сил. Что спасает? Мамин борщ, жёнины пирожки, тёщин салат, тёткин холодец… И на  т р у д о в о й  ф р о н т  обязательно берёшь  Д О М А Ш Н И Е  Х А Р Ч И.  Только так – чтобы ВЫДЮЖИТЬ.

     А несчастные  х а н у р и к и, по одиночеству, собственной глупости или безразличию домочадцев живущие на  «ч о й с а х»  и  Ф И Р М Е Н Н Ы Х  «б е л я ш и к а х» из смеси тухлого орнитозного голубя с подвальной крысой, вечно ходят бледные: то поташнивает их, то рвёт, то  п р о н о с и т.  Мешок с цементом на плечо закинуть не в состоянии, подсобишь им – они вместе с ним падают. Ну, а коль, не дай Бог,  н а к а т я т  с товарищами  с о т о ч к у,  да потом ещё грамм двести, утром их на вверенном участке не жди.

     Рабочий человек, пробавляющийся дрянным  ф а с т ф у д о м  из  к и о с к о в-з а б е г а л о в о к-м а к д о н а л ь д с о в-г и п е р м а р к е т о в,  – в большинстве случаев  З А Д О Х Л И К,  ближайший кандидат на место в офисе, если не в больнице или даже в гробу.

     Однако и заботливая родня – по разным обстоятельствам – не всегда может дать полноценную пищу уходящему на тяжкие труды  о т  з а р и  д о  з а р и.  Что ж? Используя последние силёнки, мужчина должен обеспечить себя добротной едой САМОСТОЯТЕЛЬНО. Почти все  В З А П Р А В Д У  СЫТНЫЕ, ВКУСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ БЛЮДА ХОРОШИ И В ГОРЯЧЕМ, И В ХОЛОДНОМ ВИДЕ, ОЧЕНЬ ПРОСТЫ И БЫСТРЫ В ПРИГОТОВЛЕНИИ И ОЧЕНЬ ДЁШЕВЫ – В РАЗЫ ДЕШЕВЛЕ мошеннических  «п и ц ц»,  «ч е б у р е к о в»  и прочих  «г а м б у р г е р о в»,  предназначенных  Ш Е С Т Ё Р К А М  «П Р О Г Р Е С С А».



БУДУЩЕЕ БИБЛИОТЕК


     «Е щ ё  о д н а  з а д а ч а  б и б л и о т е к  с е г о д н я  –  о ц и ф р о в к а  р е д к и х  к н и г.»

     Да уж...  «П р о г р е с с и с т с к и е»  благоглупости, бесповоротно оккупировавшие головы 99-и процентов человечества, не пресечь и непосредственным контактом с редкими и/или старыми изданиями, являющимися сАмой красноречивой НАСМЕШКОЙ над «прогрессом». Страшное дело.

     Порассуждаем.  О ц и ф р о в а л и  книгу. Хорошо. И что?.. Для чего?.. Не ради сохранности (хотя и в целях сохранности тоже!), а для ознакомления с нею большего круга читателей, допустим. Так  о д и н  ч ё р т!  Теперь вроде как можно этой книге меньше внимания уделять – есть же копия!.. А вдруг потеряется она (книга)?.. Ну, ничего – у нас же электронная копия!.. А вдруг превратится в пыль?.. Ну, Бог с ней! Копия-то, по крайней мере, имеется!.. А вдруг и копии когда-нибудь не станет?.. Так «далеко» никто не заглядывает, правда?.. Но так всё и пойдёт, поверьте. САМО СОБОЙ. НЕЧАЯННО. А вот создать условия для того, чтобы книга гарантированно прожила ещё 200, 300, 500 лет, конечно, ПОСЛОЖНЕЕ  О Ц И Ф Р О В К И.  ЭТО НАШИМ  «П Р О Г Р Е С С И С Т А М»,  видимо, НЕ ПО СИЛАМ.

     Далее. Сейчас  о ц и ф р о в ы в а ю т  только редкие книги. Потом – постепенно – начнут  о ц и ф р о в ы в а т ь  и другие. Сей процесс будет шириться. А СПИСЫВАТЬ книг будут всё больше и больше. Просто потому, что МЕСТА НЕТ, ведь количество  е д и н и ц  х р а н е н и я  неуклонно возрастает. Это всё, по-моему, очевидно. Не верите? Убедитесь позже!..

     Можно и продолжить, и детализировать, но зачем? Если и самим служащим библиотек – НАСКВОЗЬ ПОЗИТИВИСТАМ – не втолкуешь, что «прогресс» – во всех его формах – ведёт В ПЕЩЕРУ и в итоге приведёт и культуру, и цивилизацию К ПОЛНОМУ КРАХУ: ТАМ, ГДЕ ВПЕРЕДИ  Т Ё М Н О Е  П Р О Ш Л О Е,  ИМ ПОЧЕМУ-ТО ВСЕГДА ГРЕЗИТСЯ  С В Е Т Л О Е  Б У Д У Щ Е Е.

     Библиотеки,  в с т у п и в  н а  п у т ь  электронного сканирования книг, в конце этого пути БИБЛИОТЕКАМИ БЫТЬ ПЕРЕСТАНУТ. И в скором времени ГОСУДАРСТВО, БИЗНЕС И СОЦИУМ УНИЧТОЖАТ БИБЛИОТЕКИ РУКАМИ БИБЛИОТЕКАРЕЙ.



ЖЕРТВЫ ДЕМОГРАФИИ


     И хвалящие ничтожеств, и хвалимые ничтожества – всего-навсего ЖЕРТВЫ ДЕМОГРАФИИ, особенно сильно ударившей ныне по  д е я т е л я м  к у л ь т у р ы  – как  и з б р а н н ы м,  так и  з в а н ы м.  Потому незаслуженная хвала и распространилась сейчас повсеместно. Очень уж тонкий – полупрозрачный – кусочек общего «пирога» приходится теперь едва ли не на любого. Отсюда – стремление хоть чуть-чуть ИСКУССТВЕННО ЕГО НАРАСТИТЬ.  Ч е л о в е ч е с к о е,  с л и ш к о м  ч е л о в е ч е с к о е...



РАЗНОВИДНОСТИ ПОХВАЛЫ


     В обществе неумеренных славословий любопытно  в з я т ь  н а  в о о р у ж е н и е  следующие виды похвалы: ПОХВАЛУ-ПРОВОКАЦИЮ и ПОХВАЛУ-ЗАБАВУ, ИГРУ.



О ЧЁМ ПИСАТЬ РЕЦЕНЗЕНТУ


     Не понимаю «рецензентов-критиков», ДОБРОВОЛЬНО пишущих (порой десятки страниц!) о ЧУЖДЫХ и/или НЕ НРАВЯЩИХСЯ им книгах. А они ещё и подчёркивают «ничтожность» разбираемых ими сочинений в каждой своей строке!

     Писать нужно о том, что тебе по сердцу, о родном, о том, что ты любишь, о том, что вошло в твою жизнь… Разглагольствовать обо всём прочем (в отношении художественной литературы) – низменно, неумно, постыдно. Зачем  о б о з р е в а т ь  книги, которые НЕ РЕКОМЕНДУЕШЬ читать (покупать)? Какой прок тратить своё и чужое время на то, что, по твоему мнению, недорого стОит? Трать на замечательное, выдающееся, прекрасное! Не тратят…



ТЕРМИН  «Л О Г О С»  В  Б И Б Л И И


     У древнегреческого  «л о г о с»,  переведённого в  Б и б л и и  на русский как  «С л о в о»,  есть и другие значения: «мысль», «смысл», «разум», «намерение», «причина», «основание»... Подозреваю, что вариант, избранный в  С и н о д а л ь н о м  п е р е в о д е,  обусловлен ОСОБЕННОСТЯМИ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА, УСТРОЙСТВОМ РУССКОЙ ДУШИ и, возможно, больше отвечает ДУХУ самогО  Н о в о г о  З а в е т а,  нежели иные – РАЦИОНАЛЬНЫЕ – толкования термина  «л о г о с».

     Что касается не духа, а буквы  Е в а н г е л и я,  здесь, похоже, и  з н а т о к а м  никогда окончательно не разобраться, не говоря о нас,  п р о с т ы х  с м е р т н ы х.  В современном русском переводе, вышедшем, кажется, в 2011 году, обсуждаемый стих из  И о а н н а  передан точно так же (правда, разбит на три предложения).



ЕСТЬ ЛЮДИ…


     Есть люди, которым и в голову не приходит за что-то платить в Сети, тем паче – за чтение книг. А ещё есть люди (и меж них, кстати, попадаются писатели), которым электронные книги и даром не нужны. Ну, а ещё есть люди, которые вряд ли станут читать  с е т е р а т у р у  и в том редком случае, если ИМ САМИМ ПОСУЛЯТ ЗА ЭТО НАГРАДУ. Гм... Да! А ещё есть те, кто вообще ничего не читал, не читает и не прочтёт. И среди последних иногда встречаются ЧРЕЗВЫЧАЙНО ИНТЕРЕСНЫЕ в определённых отношениях ЛИЧНОСТИ.



О ПОЛЬЗЕ СОСЕДСТВА С БЕЗДАРЯМИ


     Бездари печатаются теперь в  «к р у т ы х»  антологиях за счёт государственного бюджета – ТАМ ИХ ДАЖЕ В НЕСКОЛЬКО РАЗ БОЛЬШЕ, ЧЕМ НАСТОЯЩИХ ПИСАТЕЛЕЙ. Зато отдельные талантливые авторы в компании посредственностей выглядят просто ТИТАНАМИ ЛИТЕРАТУРЫ. Так что всякий сочинитель может существенно «менять» свой калибр в ту или иную сторону – в зависимости от тех, кто его окружает.



ДИФФУЗИЯ


     Всё перемешалось до предела. Классики похожи на графоманов, графоманы – на классиков. Авангардисты – замшелы. Ретрограды – прогрессивны. Канон, структура – всё размыто. Но не плохими дядями и тётями,  с т р я п а ю щ и м и  ч т и в о,  не евреями и не марсианами... А – так... Х О Д О М  С О Б Ы Т И Й. Или физикой: чем больше «водоём», тем сильнее диффузия.

     И всё это – и «лучшее», и «худшее», и прочее, и прежнее, и нынешнее, и грядущее –  к а н е т  в  Л е т у.  Ибо и в момент «рождения» – оно уже прах.



БЕЛЫЕ РУЧКИ ПИСАТЕЛЕЙ


     «Прогресс» и писателей унифицирует – словно отбор под стать своему любимому типажу ведёт. В том числе, и по внешним – телесным – признакам.

     Не замечали, какие нынче у большинства пишущих мужеского пола ручки (от слова «рука»!)? Маленькие, белые, гладкие. Сразу видно, что ничего, окромя компьютерной мыши, ложки с вилкой да – в крайнем случае – бабьей сиськи, они отродясь в них не держали.

     Кому-то, возможно, и повезло, а вот я всю жизнь наблюдаю литераторов, не знающих, какой стороной вбивают гвоздь, не способных сложить и разжечь костёр, бессильных взвалить на плечо мешок с картошкой… Я, конечно, помню, что, например, Варлам Шаламов был принципиальным противником физического труда, но ведь это Шаламов!..

     Ручки – ручками. Однако и ЯЗЫК у них – современных писак – такой же. Язык невзрачных обитателей сайтов, офисов, многоквартирных общаг, коттеджей. Язык стерильных лабораторных мышей. Бледный гастритный язык едоков  ф а с т ф у д а.



ОГРАНЁННАЯ ВЕЩЬ


     «Х у д о ж е с т в е н н о с т ь  т е к с т а  –  с п о с о б  с а м о в ы р а ж е н и я  а в т о р а.  А в т о р  т р а н с л и р у е т  с в о и  м ы с л и  и  ч у в с т в а. [...]  И д е а л ь н ы й  в а р и а н т:  и н т е р е с н ы й,  м н о г о  в и д е в ш и й,  з н а ю щ и й  и  п е р е ж и в ш и й  ч е л о в е к  с  х о р о ш и м  я з ы к о м.»

     Ни в коей мере! Автор как индивидуальность появляется в тексте в эпоху  р о м а н т и з м а,  а в эпоху  п о с т м о д е р н и з м а  снова исчезает, «умирает». Если говорить об изобразительном искусстве  В о з р о ж д е н и я, у Джотто автор – ещё эмбрион, зато у Рембрандта – уже встаёт во весь рост. По «ведомству» Евтерпы аналогичный – индивидуалистический – период открывает немецкая инструментальная (прежде всего – органная) музыка XVI–XVII веков. Это история западноевропейской культуры.

     Что же до Китая или Японии, там автор в вышеуказанном смысле «рождается» чуть ли не в ХХ веке, и то встречает протест, ибо рушит многовековую традицию, вне рамок которой что бы то ни было просто немыслимо и не может быть признано искусством. Даже ПОДПИСЬ, ИНИЦИАЛЫ на картине/гравюре – ИЗОБРЕТЕНИЕ ЗАПАДНОЕ, перечёркивающее канон: полное (или почти полное) слияние мастера с традицией, с предшественниками.

     Но и лучшие образцы литературы  г у м а н и с т и ч е с к о г о,  б у р ж у а з н о г о  периода ни в коем случае не сводятся к  «с а м о в ы р а ж е н и ю»  их авторов. Для того чтобы написать  «Я  п о м н ю  ч у д н о е  м г н о в е н ь е...»,  не нужно  «м н о г о  в и д е т ь,  з н а т ь  и  п е р е ж и в а т ь»,  не нужно ничего, кроме таланта. Верно и обратное: бездари, графоманы зачастую обладают  «б о г а т ы м  ж и з н е н н ы м  о п ы т о м»,  «уникальными»  «з н а н и я м и  и  п е р е ж и в а н и я м и»,  очень ими кичатся и считают, что именно ЭТО ОБЛАДАНИЕ безоговорочно обеспечивает «гениальность» их жалких опусов.

     Увы! Правда – как минимум – такова: практически любая, за редким исключением, ЖИЗНЬ ПРОЖИВАЕТСЯ НАЧЕРНО,  «К А К  П О Л У Ч И Т С Я»,  ИСКУССТВО ЖЕ – ВЕЩЬ ОГРАНЁННАЯ.



ЧЕЛОВЕК, ЧИТАЮЩИЙ ПО КНИГЕ В ДЕНЬ


     Человек, читающий по книге в день, есть вариация человека, который ВООБЩЕ НЕ ЧИТАЕТ. Вот вам две разновидности одного явления: активная и пассивная. Но сущность их одинакова. И «следы», оставляемые в мире, как правило, тоже.



«ПРОГРЕСС» И ФИЗИОЛОГИЯ


     Нынешние молодые ЖИТЕЛИ ИНТЕРНЕТА, «прогуляв» в нём, скажем, лет до 60-и, будут вынуждены навсегда распрощаться с любимым пространством (и в первую очередь – с БОЛОТАМИ электронных текстов) ПО ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ ПРИЧИНАМ. И каждая последующая генерация, в среднем, станет прощаться с ним ВСЁ РАНЬШЕ И РАНЬШЕ.

     Зрение? Да! Но, помимо глаз, у человека есть позвоночник, сердце, сосуды, мозг... Ежедневное БАЛОВСТВО различного рода  «ч у д е с а м и  п р о г р е с с а»  КАТАСТРОФИЧЕСКИ УСКОРЯЕТ СТАРЕНИЕ ОРГАНИЗМА, провоцируя сначала функциональные, а затем и органические изъяны внутренних органов и систем.

     Тот, кто до сих пор не почувствовал этого на себе, либо имеет ОЧЕНЬ хорошее здоровье, либо ещё почувствует через некоторое время. А наивным – уверенным в том, что «прогресс» облегчил им непосильное ярмо физического труда, порождающее болезни, – замечу: деструктивные изменения организма ОТ НЕДОСТАТКА движения и сокращенья его (предусмотренных Богом) амплитуд – всегда значительней и скоротечней, чем таковые же, происходящие ОТ ИЗБЫТКА.



П Р О К Р У С Т О В О  Л О Ж Е  «ПРОГРЕССА»


     Думаю, «прогресс» начал приобретать всё более РЕГРЕССИВНЫЙ характер с внедрением в обиход АВТОМАТИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ: возможность массового убийства себе подобных НА РАССТОЯНИИ, без телесного контакта, видимо, воодушевляет смертного куда сильнее возможности передвигаться посредством колеса или есть с помощью столовых приборов.

     Неуклонно возрастающая регрессивность «прогресса» (пенициллин и другие  а н т и б и о т и к и,  применяемые в клинической медицине с 1942-го, исчерпали себя уже через несколько десятилетий) – прямо пропорциональна степени ОСЛЕПЛЕНИЯ, которое он вызывает у homo sapiens. Вот в чём парадокс и ловушка «прогресса»: он берёт бесконечным форсированием, нахрапом, концентрирует внимание на поверхностном, наличном, быстро достижимом, практическом, осязаемом, на  «з д е с ь  и  с е й ч а с»,  удерживая мысль и жизнь человека в пределах узкого коридора, ни на минуту не давая ему повернуть или приподнять голову, передохнуть, остановиться.



«ПРОГРЕСС» КАК ХРОНОКРАД


     Обыватели неколебимо убеждены в том, что «прогресс» высвобождает их личное время. Да где ж его больше-то, времени вашего?! Всё оно уходит у вас на  «к о в к у  м о н е т»  для покупки новых и новых –  «к р у т ы х»,  «к р у т е й ш и х»,  «у л ь т р а к р у т е й ш и х»  –  «ч у д е с  п р о г р е с с а»,  на их освоение и использование. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ давным-давно КОНЧИЛОСЬ!

     Даже романтические  п р о г у л к и  п о д  л у н о й  у юнцов и юниц, кроме  п е т т и н г а,  сопровождаются теперь не разговорами о  с м ы с л е  ж и з н и,  чтением стихов или созерцанием созвездий, а обсуждением очередной модели сотового телефона. ПрокатИтесь в общественном транспорте: пассажиры, особенно из тех, кто помоложе, не в окна – на деревья, птиц, облака или архитектуру – смотрят, и не на соседей по салону, а на экраны своих ДЕБИЛЬНИКОВ.

     (ПРИМЕЧАНИЕ 2020-ГО. О, как  М Н О Г О  В О Д Ы  У Т Е К Л О  за считанные годы, прошедшие после написания этой заметки, и всё – увы! – В ОДНУ, «ПРОГРЕССИВНУЮ», СТОРОНУ! – В. Б.)



«ПРОГРЕСС» КАК МУЗА


     «Прогресс», он... как муза! То есть НЕ ТЕРПИТ СЛУЖЕНЬЯ СЕБЕ ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ. Это первое. Второе. РЕШИВ ОДНУ (чаще всего – мнимую,  в ы с о с а н н у ю  и з  п а л ь ц а)  проблему, «прогресс» всегда ПОРОЖДАЕТ ДВЕ ИЛИ ТРИ новых. Таковы его НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ черты.

     Рыбовод с более чем 30-летним стажем, я мог бы на примере современной  «п р о д в и н у т о й»  аквариумистики подробно расписать вам «прелести»  х а й-т е к а,  но это долгий разговор, и здесь ему не место. Скажу в общем: оснащённый  п о  п о с л е д н е м у  с л о в у  т е х н и к и  XXI века обожатель аквариумов – обычно близкий к разорению (если не слишком богат), издёрганный, нервный, с чудовищной  к а ш е й  в  г о л о в е  тип, которого НЕПРЕСТАННО ПРЕСЛЕДУЮТ БЕДЫ, связанные с его хобби, – в виде мутной или зелёной воды, болеющих и дохнущих рыб, залитой водой квартиры и т. д., и т. п. Однако это не самое страшное!

     Ужас в том, что наш «герой» уже НЕ СПОСОБЕН ПОВЕРИТЬ: на содержание пары небольших аквариумов можно тратить 30–40 (а не тысячи!) РУБЛЕЙ И ДВА ЧАСА ВРЕМЕНИ В МЕСЯЦ, в них могут ПЫШНО РАСТИ ТРАВЫ И ГОДАМИ ЖИТЬ РЫБЫ. Безо всякого  О Б О Р У Д О В А Н И Я,  «Б И О С Т А Р Т Е Р О В»,  ТЕСТОВ НА РН и GH, ЛАМП С «СУПЕРСПЕКТРАМИ»,  Ф И Р М Е Н Н Ы Х  КОРМОВ и прочей БЕЛИБЕРДЫ.

     Он НЕ ВЕРИТ в это! Даже когда ему всё разжуёшь, дополнив фотографиями и видео (если дело в Интернете). Он кричит:  «В ы  м у х л ю е т е!  Т а к  н е  б ы в а е т,  п о т о м у  ч т о  У  М Е Н Я  т а к  н и к о г д а  н е  б ы л о!  В ы  п е р е д  с ъ ё м к о й  Ф И Л Ь Т Р  и з  а к в а р и у м а  В Ы Н И М А Е Т Е,  к а к  б у д т о  у  в а с  е г о  н е т  т а м!..  Н е  м о ж е т  б ы т ь  п р и г о д н о й  д л я  р ы б  и  п р о з р а ч н о й  в о д ы  Б Е З  Ф И Л Ь Т Р А!..».

     Ну, что такому посоветуешь? Страдай дальше, ДЕГЕНЕРАТ «ПРОГРЕССА». Возьми  к р е д и т  на сто первое «чудо» – и прыгай день и ночь вокруг своего  д е в а й с а  в ожидании  с к а з о ч н о г о  э ф ф е к т а.



ЖЕЛЕЗНЫЙ ПУТЬ К  С В Е Т Л О М У  Б У Д У Щ Е М У


     Из  а н т и у т о п и и,  в которой давно ЖИВЁМ, мы плавно перетекаем в  а н т и у т о п и ю  ещё более М А Х Р О В У Ю. Дружными рядами, строем, скопом. Главное, и маршрут расписан – тем же Брэдбери, среди других. Посему – вперёд,  с т р о г о  п о  к у р с у!  А тот, кто думает, будто ОТКЛОНЯЕТСЯ куда-то, ЛИШЬ ДУМАЕТ так.

     Русская классика и общественная мысль, по Розанову, предложили России сценарий XX века. Снято! Замятин, Хаксли, Оруэлл etc. предложили человечеству сценарий дальнейшего. Снимается! Литература – великий и почти безошибочный аналитик и прогнозист, а то и КОНСТРУКТОР реальности.

     ПИСАТЕЛЮ ОСТАЛОСЬ СЕГОДНЯ ТОЛЬКО: 1. МОЛЧАТЬ И/ИЛИ ПИСАТЬ  «В  С Т О Л»; 2. ПУБЛИЧНО УМНОЖАТЬ АПОЛОГИИ ПРЕОБЛАДАЮЩЕЙ ПОЗИТИВИСТСКО-«ПРОГРЕССИВНОЙ» ПАРАДИГМЫ, ОБСЛУЖИВАТЬ ЖЕЛЕЗНЫЙ ПУТЬ К  С В Е Т Л О М У  Б У Д У Щ Е М У  В КАЧЕСТВЕ ДВОРНИКА И УКЛАДЧИКА ПОЛОТНА.



«Н Е У Ж Е Л И  Н Е  Б Ы Л О  Х О Л О Д И Л Ь Н И К О В?!»


     Однажды сетовал 45-летнему программисту НА РЕГРЕССИВНОСТЬ нескончаемых  «Ч У Д Е С  П Р О Г Р Е С С А». И напомнил ему: всего полвека назад не было не то что сотовых телефонов, компьютеров, микроволновых печей, а даже И ХОЛОДИЛЬНИКОВ, и никто из-за этого вроде бы НЕ ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ НЕСЧАСТНЫМ. Внимание! Мой собеседник искренне изумился:  «А  ч т о,  50  л е т  н а з а д  х о л о д и л ь н и к о в  н е  б ы л о?!..».

     То есть он, конечно, понимает абстрактно, что холодильников КОГДА-ТО не было, но, поскольку в его детстве они УЖЕ БЫЛИ, для него эра без холодильников – это, судя по всему, времена  С Р Е Д Н Е В Е К О В Ь Я  или  А Н Т И Ч Н О С Т И,  нечто трудновообразимое, невозможное, страшное.

     Мужик – в общем – неглуп, развит интеллектуально, начитан... Но, как видим, НАМЕРТВО СЦЕПЛЕН С «ПРОГРЕССОМ», и это вряд ли излечимо. Замечу особо: речь о представителе «СРЕДНЕГО» поколения. Что же говорить О СЛЕДУЮЩИХ за ним?!..



«А В С Т Р А Л И Й С К И Е  К Р О Л И К И»


     Бесчисленные  ч л е н ы  с о ю з о в  п и с а т е л е й  всё клянчат и ждут для себя каких-то льгот и улучшений, даруемых свыше. ВМЕСТЕ С ОСТАЛЬНЫМ ОБЩЕСТВОМ ОНИ ОКОНЧАТЕЛЬНО  С В И Х Н У Л И С Ь  И ПОТЕРЯЛИ ЧУВСТВО РЕАЛЬНОСТИ.

     Между тем, ДЛЯ ТРЕЗВОГО ума,  н а  п о в е с т к е  д н я  стоИт совсем другая проблема: нужно начинать бороться с литераторами и как-то сокращать их  П О Г О Л О В Ь Е,  ведь словно КРОЛИКОВ В АВСТРАЛИИ их развелось.

     Лев Шестов в 1905-м году советовал  д л я  п о л ь з ы  д е л а  СБРАСЫВАТЬ СОЧИНИТЕЛЕЙ С БАЛКОНА. А чтО бы, интересно, ехидный философ, ужаснувшись, сейчас придумал?..



«ПРОГРЕСС» В ЛИТЕРАТУРЕ


     Раньше писатели умели АНАЛИЗИРОВАТЬ НАСТОЯЩЕЕ, а иногда и ПРЕДСКАЗЫВАТЬ БУДУЩЕЕ. Теперь – в массе – они НЕ МОГУТ ОСМЫСЛИТЬ даже ПРОШЛОЕ.



ОБЩЕСТВО ЗАНЯТЫХ


     Легионы  Р О С С И Я Н  XXI века ОЧЕНЬ ЗАНЯТЫ  И С К Л Ю Ч И Т Е Л Ь Н О Й  В А Ж Н О С Т И  ГОСУДАРСТВЕННЫМИ, ПОЛИТИЧЕСКИМИ, ПАТРИОТИЧЕСКИМИ, ЭКОНОМИЧЕСКИМИ, НАУЧНЫМИ, КУЛЬТУРНЫМИ ETC. ДЕЛАМИ. Так заняты, что мелких КОЧЕК на  п о б е д н о м  п у т и  своих  б е л ы х  к о н е й,  РЕПЬЁВ, от случая к случаю цепляющихся к их  п р а в о м у  д е л у,  и прочих вредных и глупых ТУНЕЯДЦЕВ не то что  в з г л я д о м  н е  у д о с т а и в а ю т,  а и  в  у п о р  н е  в и д я т.  Д О  П О Р Ы  Д О  В Р Е М Е Н И,  б е л ы е  л ю д и!



«АРХИТЕКТУРА» ОМСКА


     Наличная «архитектура» Омска (особенно – его  и с т о р и ч е с к о г о  ц е н т р а)  – тема до того жуткая, что при одной мысли всерьёз заговорить на неё хочется застрелиться. Мне –  с  п е л ё н о к  живущему на территории бывшей  о м с к о й  к р е п о с т и.  Но не им – «градостроителям».

     Однако начиналась эта жуть не вчера, а в 1970-е. В частности, с возведения главной  к о н т о р ы  местных «зодчих» – института  «О м с к г р а ж д а н п р о е к т». Трудно нарочно придумать что-либо более уродливое и не вяжущееся с окружающей (на тот момент) застройкой. К тому же, здание «падает» – с тех самых,  с о в е т с к и х  в р е м ё н,  от чего укреплено забетонированными металлическими сваями-подпорками.

     Ну, не символично ли?! «Архитекторы» третьего тысячелетия – в кривом «небоскрёбе»-уродце брежневской эпохи, что серым безобразным штырём торчит над исторической частью «облагороженного» ими города.



СНОВА – ПРОТИВ


     Некоторые почему-то думают, что я против графоманов, против посредственностей, максимум – против неотёсанных «любителей» в словесности. Ничего подобного! Я и против «профессионалов». Я вообще против ВСЕХ ПИШУЩИХ. И против ПРОДОЛЖЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.

     Хватит засорять эфир! Он скоро взорвётся. По большому счёту, и худшие, и лучшие жуют жвачку, миллиарды раз пережёванную до них. Хорошо. Жуйте. НАЕДИНЕ С СОБОЙ И СВОИМИ ДОМОЧАДЦАМИ. Ежели, конечно, последним это ИНТЕРЕСНО, что бывает КРАЙНЕ РЕДКО. Но может, ПОТОМУ столь упорно и лезут, гады, на чужой порог? И детям  д у р н о й  п р и м е р  подают. И каждый претендует на внимание. Ладно бы на  м и н у т у  с л а в ы  – так нет, почти всем надо КУДА БОЛЬШЕ...

     Вот и меня  ч ё р т  д о г а д а л  писакой стать! А насколько моя жизнь была бы ЛУЧШЕ, когда б не стал! И мир был бы чуточку СОВЕРШЕННЕЙ!..

     ПИСАКИ – РАКОВАЯ ОПУХОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Мы должны  с о й т и  н а  н е т, ИСЧЕЗНУТЬ КАК ВИД. Или пусть нас кто-нибудь УНИЧТОЖИТ. Иначе – БЕДА.


(П р о д о л ж е н и е  с л е д у е т.)



ПУБЛИКАЦИИ:


     Богданов В. В. Письма литературным девственникам: Публицистические заметки // Литературный меридиан: культурно-просветительское художественное издание. – Арсеньев, 2014. – Апрель. – № 4 (78). – С. 3 – 7. Содерж.: Электричка «Омск – Калачинск»; Рабочий и   о б щ е п и т; Будущее библиотек; Жертвы демографии; О чём писать рецензенту; Термин «логос» в Библии; Есть люди…; О пользе соседства с бездарями; Диффузия; Разновидности похвалы; Белые ручки писателей; Огранённая вещь; «Прогресс» и физиология;  П р о к р у с т о в о  л о ж е  «прогресса»; Человек, читающий по книге в день; «Прогресс» как хронокрад; «Прогресс» как муза; «Австралийские кролики»; Железный путь к  с в е т л о м у  б у д у щ е м у;  «Н е у ж е л и  н е  б ы л о  х о л о д и л ь н и к о в?!»;  Общество занятых; «Архитектура» Омска; «Прогресс» в литературе; Снова – против.

     Ш е с т а я  ч а с т ь  п у б л и ц и с т и ч е с к и х  з а м е т о к.


     Богданов В. В. Письма литературным девственникам, или Пещера XXI века: Публицистические заметки: Часть VI // Бюро Постышева: журнал писателей. – 5 апреля 2020. – Содерж.: Электричка  «О м с к  –  К а л а ч и н с к»;  Рабочий и  о б щ е п и т;  Будущее библиотек; Жертвы демографии; Разновидности похвалы; О чём писать рецензенту; Термин  «л о г о с»  в  Б и б л и и;  Есть люди…; О пользе соседства с бездарями; Диффузия; Белые ручки писателей; Огранённая вещь; Человек, читающий по книге в день; «Прогресс» и физиология;  П р о к р у с т о в о  л о ж е  «прогресса»; «Прогресс» как хронокрад; «Прогресс» как муза; Железный путь к  с в е т л о м у  б у д у щ е м у;  «Н е у ж е л и  н е  б ы л о  х о л о д и л ь н и к о в?!»;  «А в с т р а л и й с к и е  к р о л и к и»;  «Прогресс» в литературе; Общество занятых; «Архитектура» Омска; Снова – против.

     Ш е с т а я  ч а с т ь  п у б л и ц и с т и ч е с к и х  з а м е т о к  в  р е д а к ц и и  2019 – 2020  г г.