Череп 9

Александр Нижников
Для  встречи с Сергеем Михеевым Кайрат выбрал субботу. По его расчётам хозяин должен быть дома. Несмотря на то, что день стоял солнечный Кайрат надел форму, чтобы выглядеть  более официально и построже. Разговор обещал быть нелёгким.
   Сергей удивлённо раскрыл глаза, увидев на пороге своей квартиры полицейского.
- Здравствуйте, Михеев. Вижу, вы меня узнали. Я капитан Крыкбаев, тот , кому вы писали объяснительную по случаю разграбления могилы известного батыра…
Впрочем , нужно всё по порядку… Разрешите войти?
Сергей растерянно пожал плечами и посторонился, впуская Кайрата в квартиру. Закрыв дверь в спальню, он смахнул со стола чашки и предложил гостю сесть. Кайрат уселся за пустой  стол и строго поглядел на присевшего  напротив Сергея.
-Так вот , Михеев, я вправе предъявить вам обвинение в  разграблении  могилы, осквернении останков умершего и захороненного в ней батыра Крыкбая. Я застал вас на месте преступления, зафиксировал это на бумаге и предупредил о недопустимости подобного впредь. Вы признаёте это?
- Ну да, мы действительно были там.  Но только не с целью ограбления и осквернения, как вы говорите, а с целью исследования  неожиданно образовавшегося провала. До этого я и знать не знал, что там была могила.
- Не врите, Михеев. Не знал, а сам привёз с собой верёвку с узлами, лопатку, ломик… А после моего предупреждения , вы , вместо того чтобы ехать домой, вновь приехали туда и забрали кости скелета и другое содержимое захоронения.  Зачем?  И куда вы их дели? Выбросили , наверное на помойку или в реку.
- Стоп , начальник! А вы видели, что я достал хоть одну вещь из  этой злополучной могилы? Нет! Вы видели, как  я  разорил  могилу, раскапывал её, раскидывал кости и что-то ещё, выбрасывал их, как вы говорите на помойку или в реку?  Нет!  То есть вы берёте меня на пушку, на испуг и наверняка без санкции своего начальства или прокурора.
А зачем вам нужно брать меня на испуг? Наверное хотите  получить от меня что-то.? Не получится . Заводите уголовное дело, а я найму адвоката. Больше я вам ничего не скажу…
-Стойте,- раздался вдруг голос Веры. Она сидела в спальне за закрытой дверью и слышала весь разговор.- Не горячись Сергей! У капитана  много вопросов и он не успокоится, пока мы не объясним, как всё было на самом деле…
Вера уселась на диван и вызывающе поглядела в глаза Кайрату, затем на Сергея.
-Давай ему расскажем всё как было, а он ,наверное, поймёт правильно, если действительно родственник батыру Крыкбаю. Это так?- спросила она, в упор глядя  в глаза полицейскому.
-Успокойтесь , девушка! Я здесь не по личному вопросу, а по вопросу разграбления могилы, в котором ваш спутник подозревается…
- Не виляйте Крыкбаев Кайрат Иманкулович…Так , кажется ,вас зовут?
 Если вы не скажете, родственник вы или нет батыру Крыкбаю., я не буду вам ничего рассказывать, а перенесём этот вопрос до прокуратуры. Вы ведёте допрос, обвиняете, не имея санкции , даже не известив об этом своё начальство.
-Хорошо! Вы правы, я правнук батыра… Я лично заинтересован в сохранении его могилы и памяти о нём… Удовлетворены? Теперь рассказывайте свою историю
- Так вот примерно месяц назад мы отдыхали на вашей реке, гуляли вдоль берега и нашли в кустах   полуистлевший череп.
Он выкатился сверху из глиняной пещеры , которая, как потом оказалось, образовалась на месте  провала старой могилы не высоком берегу. Череп мы сохранили, но…,вы сейчас не поверите, но я стала видеть по ночам кошмары…. Так продолжалось не один раз, а однажды ночью ко мне явился сам Крыкбай… Он попросил возвратить череп к остальным костям и похоронить его снова.
Я, будучи измученной ночными кошмарами, попросила Сергея достать из провала кости и похоронить их в безопасном месте, что мы и сделали…
 - Стойте! А почему вы не положили череп на место после того, как говорите его нашли на берегу,-  спросил Кайрат , запоздало  почувствовав, что говорит глупость.
- А куда ,по вашему, нужно было его положить?  В глиняную заваленную пещеру? Или зайти сверху и сбросить череп вниз?- иронично спросила Вера.
- Мы сделали всё по –человечески,- включился в разговор Сергей.
Мы просто собрали кости и достойно захоронили их снова там,  где не достанет ни река, ни звери. И даже сделали скромное надгробье.
- А почему вы не  сообщили властям, мне, когда я вас задержал?
- По очень простой причине. Могилу размывало несколько лет  и никто из вашего села, ваших властей не шевельнулся… А мы и не знали кто такой батыр Крыкбай  пока он сам Вере ночью не сказал. Вам, выходит, не надо заботиться о могиле, а почему мы должны суетиться?
- Ладно !,-пробурчал Кайрат, признавая их правоту. -Ваш рассказ похож на правду, если бы не одно но…  Скажите, а где мешочек с драгоценностями, который при похоронах положили в  могилу батыру? Где его оружие, где , наконец  другие вещи?
- Нет , капитан. Мы честные люди. Никаких драгоценностей мы не видели. Мы собрали кости внизу в пещере второпях, при фонарике. А я признаться и не знал, что с ним положили оружие. Наверно оно  завалено глиной на дне пещеры.  Мы похоронили одни кости. Это можно проверить…
- Был ещё амулет  в истлевшем мешочке, -добавила Вера. -Говорят, что старые амулеты имеют чудодейственную силу… Признаюсь, я хотела его оставить себе на память и счастье. Думаю, что после исполнения просьбы Крыкбая, имею на это право.   Однако… у  меня его украли.