Киев. Высшие Женские Курсы. Обучение

Влад Каганов
МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

Первое время  преподавателям приходилось приносить наглядные пособия из университета или других учебных заведений или проводить занятия в университетских аудиториях.
Через несколько лет были созданы основы собственной научно-учебной базы, в первую очередь лаборатории и кабинеты.
Так, были открыты библиотека, содержащая книги и журналы как общего содержания, так и по различным наукам, физический кабинет и лаборатория, лаборатория химии и химического анализа, кабинеты и лаборатории ботаники и зоологии, астрономический, минералогический кабинеты, кабинеты механики и физической географии.
       Значительный вклад в создании на ВЖК лаборатории органической химии внес преподаватель химии, профессор, а в 1917-1920 годы- их директор Сергей Николаевич Реформатский.
При экономическо-коммерческом отделении был открытый музей товароведения.

С 1913 по 1917 год при ВЖК издавался сборник научных и исследований работ, называвшийся «Minerva», в котором под редакцией преподавателей печатались работы слушательниц по истории, археологии, литературоведению, педагогике. Среди представленных в издании работ, были очень ценные исследования и разработки, представляющие как научную так и практическую пользу для учителей средних школ. Так, в первый сборник «Minerva»  вошла работа в будущем известного  историка, археолога и профессора  Н.Д. Полонской- Василенко «Наглядные пособия по русской истории».
Сборник должен был выходить несколько раз в год, однако из-за начавшейся Первой мировой войны и возникших материальных сложностей, было издано всего шесть выпусков.

 АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

В 1912 году, по инициативе профессора В.Ю.Данилевича, при ВЖК открылся Археологический музей. Собрание музея  формировалось как за счет подаренных экспонатов различными общественными заведениями, так и частными лици, в числе которых  историки, археологи и этнографы Николай Федотович Беляшевский (1867-1926), Леонид Павлович Добровольский (1867 -1929), Лев Васильевич Падалка(1859-1927), Даниил Михайлович Щербаковский(1877 -1927).
Историк, нумизмат, археолог Карл Васи;льевич Болсуно;вский (1838—1924) передал в дар музею свои монографии, часть своей коллекции монет и карт; собрание доисторических древностей, состоявшее из 242 предметов из собственных собраний, подарил музею археолог Викентий Вячеславович  Хвойка. При этом археолог не только подобрал характерные образцы древностей, но также смонтировал их, передав музею полностью готовую коллекцию.  Принимая этот дар, В.Ю. Данилевич назвал его «без сомнения, важнейшим событием в жизни музея»
Свое нумизматическое собрание - подарил профессор Курсов  Адольф Израилевич Сонни.
Музей Археологии состоял из 6 отделов: доисторических древностей; нумизматический; исторических древностей; историко-географический; образцы остаток флоры, фауны и почвы; фотографий, рисунков, чертежей и планов.
Очень скоро Музей стал серьёзной учебной базой и пользовался популярностью среди слушательниц, многие из которых охотно помогали в подготовке экспозиций.
        Так, по воспоминаниям коллег,«в Археологическом кабинете… еще в студенческие годы нашла основное направление своей научной деятельности» ученый-нумизмат, археолог, научный и музейный работник Любовь Николаевна Белова (тогда ещё Кудь; 1893-1971) 
Активное участие принимала в комплектовании и в экспозиции музея, а некоторое время была его хранителем- слушательница ВЖК- археолог Валерия Евгеньевна Козловская.
        При археологическом музее издавался специальный «Сборник».

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Для поступления на Курсы девушки должны были представить: аттестат о среднем образовании, а с 1882-1883 учебного года было введено обязательное условие  о прохождение полного 8-летнего курса гимназий ведомства МНО.
Кроме того, требовалась справка о политической благонадежности, а для тех, кто младше 21 года- разрешение родителей или мужа.
Прием проходил на основании конкурса аттестатов.

После 1906 года, в связи со значительным ростом желающих, на ВЖК принимались преимущественно медалистки.
 
СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ

По официальным данным, в 1878 году с целью поступить на Курсы подали документы от 400 до 500 девушек. Из них выдержали вступительные экзамены на знание гимназического курса и были зачислены  324.
В последующие годы  (1879-1886) на Курсы принималось от 119  до 142 слушательниц, а всего за 1878-1886 годы, согласно отчету тогдашнего  директора курсов профессора В.С.Иконникова, прошли обучение 1098 слушательниц.
После повторного открытия Курсов количество желающих учиться ежегодно резко увеличивалось. Так, в 1908 году на ВЖК насчитывалось 1523 курсистки, в 1911-1912 учебном году - 2450, в 1915 г. – 4021, в декабре 1918 года -5437 из которых 2064 поступили осенью того же года.
Наибольшее число поступающих выбирало историко-филологический факультет. Так, в 1915 г. на нем обучалось 2162 человек (53,8%), на физико-математическом – 1339 (33,3%), на юридическом – 415 (10,3%), а на экономико- коммерческом – 105 (2,6%)

Возрастной диапазон слушательниц составлял от 16 до 39 лет, то есть средний возраст - примерно 22 года.

Большинство – до 80% – получили среднее образование в гимназиях, около 18% - были выпускницами епархиальных училищ и менее 2% - воспитанницами институтов благородных девушек.
В 1880-1881 академическом году из 330 слушательниц были замужем только 19.
  Чуть более половины -187- составляли приехавшие из других городов. Из киевлянок- больше всего было из числа выпускниц Фундуклеевской гимназии.

Около 80 % курсисток составляли дочери чиновников разных рангов, священников и мещан, а дворянского и купеческого сословий примерно по 10 %
По состоянию на 1913 год на курсах насчитывалась 2971 слушательница. Из них к дворянскому сословию принадлежало 228, мещанскому - 772, купеческому - 280, духовного звания - 466 и  дочери чиновников- 532.

        По вероисповеданию: около 70% - православные, около 25% – иудейского и около 5% - римско-католического.
В 1918-1919 годы число курсисток-евреек достигало около 40%

ОПЛАТА,  ПРОЖИВАНИЕ, БЫТ  И ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ

При открытии Курсов, в «Положении»  о них, указывалось, что средства их состоят из: а) поступлений от слушательниц, б) пособия от казны, обществ и частных лиц, в) от разных пожертвований и процентов от этих капиталов.
И хотя с 1879 года на содержание Курсов государство ежегодно выделяло по 3000 рублей, фактически это означало отсутствие материальной государственной поддержки, то есть их руководители ВЖК могли полагаться только на свои силы, организаторские способности и помощь благотворителей, от которых, как всегда поступало большое количество пожертвований.

Примечательно, что среди первых, кто оказал материальную поддержку киевским КУРСАМ, были жители Одессы. В частности, от группы учащихся средних учебных заведений Одессы в октябре 1878 г. поступило 30 руб.,  учителя  Одесской женской гимназии Пиллер передали 20 руб., а студенты Новороссийского университета- прислали 92 руб серебром.

При этом стоит отметить, что около половины слушательниц всё же обучались при более или менее благоприятных материальных условиях, получая помощь от семей или стипендии от городов или земств.

Как было принято в то время, при ВЖК  был организован Попечительский комитет и общества для помощи малоимущим слушательницам, предоставлявшие стипендии, заботившиеся об улучшении бытовых условий, организовывали доступное питание и помогали в поиске трудоустройства.
В августе 1906 года, после возобновления деятельности курсов, было создано «Общество» помощи слушательницам. Примечательно, что среди 180 его членов, помимо  профессоров университета, были 25 женщин – бывших слушательниц ВЖК.

Первоначально, в 1878 году оплата за обучение составляла 50 рублей в год. После восстановления Курсов в 1906 году оплата уже достигала 100 рублей.
Для сравнения, на частных ВЖК А.В.Жекулиной – от 125 до 200 руб. за год.
 
Многие иногородние курсистки, как вспоминала Зинаида Тулуб, вдвоем-втроем нанимали комнату за 8-10 рублей в месяц. В центре города такая же комната стоила 25 рублей.
«Обедали либо у хозяйки,- пишет ЗинаидаТулуб,- рублей за 10 в месяц, или в студенческой столовой.Таких столовых в Киеве было несколько и содержались они на общественные средства. В каждой такой столовой обедало ежедневно по 2-3 тысячи студентов и курсисток.
Сытный мясной обед из двух блюд стоил там 20 копеек.На первое давали глубокую тарелку борща или супа с довольно большим куском мяса, на второе- пару котлет с гречневой или пшенной кашей и подливой. Каши давали много: полную мелкую тарелку. За 5 копеек добавляли вишневого или клюквенного киселя, или блинчики из белой муки с сахаром».

И всё же многие слушательницы испытывали немалые материальные трудности.
Особенно это было заметно в первые годы работы Курсов. Так, в 1881 году из 59 слушательниц, оставивших обучение, 23  – по причине невнесения оплаты
«Из нашего поступления, - писала З. Тулуб,- процентов 10-15 отсеялось  по материальным причинам. Еще столько же из-за замужества и материнства».

       Чаще всего девушек выручали частные уроки, то есть репетиторство с учениками из обеспеченных семей. За регулярные занятия можно было получить примерно 10—20 рублей в месяц. Однако,одного ученика студенту не хватало, приходилось набирать их сразу несколько, пешком ходя по всему Киеву.
 
        Осенью 1916 года директор ВЖК профессор Г.Суслов добился открытия в специально отремонтированном доме, общежития, где проживало около 20 девушек, которые платили 10 руб.в месяц. Там же открыли и доступную столовую.

        Значительно осложнила материальное положение большинства слушательниц эвакуация Киевских ВЖК в 1915 году в Саратов. Учитывая это, администрация даже обратилась в министерство народного образования  с просьбой о предоставлении льготного проезда по железным дорогам для курсисток на протяжении всего учебного года.

«Общественность,- пишет З.Тулуб,- старалась всячески помочь нуждающимся курсисткам. Часто устраивались благотворительные вечера, концерты, гуляния и лотереи».
Нередко, приглашенные в город известные  оперные и драматические артисты, свой солидный гонорар (100-150 руб.) после выступления целиком передавали в благотворительный фонд.
Некоторые профессора читали свои лекции сверх положенной оплаты, другие- жертвовали значительные суммы из своего гонорара.

Специальная комиссия  устраивала заседания и, как пишет З.Тулуб, «рассматривала все поданные заявления. Причем фамилии  хранились в строгой тайне. При этом, кому-то выделяли 50 или 100 рублей, кому-то снижали оплату за обучение, а 10% успешно учившихся необеспеченных слушательниц- назначали стипендии».

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

В начале, предполагалось на ВЖК двухлетнее обучение, но почти сразу после их открытия, первый  руководитель - профессор С.С. Гогоцкий - начал ходатайствовать об увеличении срока и предоставление выпускницам дипломов о высшем образовании.
        В 1881 году срок обучения увеличивался до четырех лет.
Большинство преподавателей составляли профессора и приват-доценты Киевского университета, а учебные планы курсов соответствовали университетским. При этом, учитывая, что подготовка женщин слабее, на курсах дополнительно преподавали математику, латинский язык и другие предметы. А поскольку большинство выпускниц были ориентированы на педагогическую деятельность, КУРСЫ включали методики преподавания истории, языков и математики.

При открытии, КУРСЫ имели два факультета: историко-филологический и физико-математический.

ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ имел отделения: историческое, славяно-русское и германо-романской филологии;
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ имел отделения: математическое, физико-математическое, физико-химическое и биологическое.

В 1907 году  был открыт ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ, при котором в 1909 году было организовано коммерческо-экономическое отделение, программа которого практически соответствовала курсу Коммерческого института
Кроме того, в том же 1907 году был организован МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ, который уже в 1908 году был преобразован в самостоятельное учебное заведение, а в 1916 году ставший Женским медицинским институтом.Поэтому в число профессоров и слушательниц ВЖК я их не включил.

Стоит отметить, что большинство девушек, поступавших на ВЖК выбирали  историко-филологический факультет. Так, в 1912 -1913 учебном году из 3142 слушательниц на историко-филологическом факультете учились 1657, а на юридическом – 347 , в то время как среди в том же году  из 4931 студентов университета-  на историко-филологическом факультете только 363 студента, а  на юридическом – 2209.
Связано это было с тем, что большинство выпускниц планировали заниматься самой для них доступной- педагогической деятельностью, в то время, как юридическая практика женщин не разрешалась законом.
На историко-филологическом факультете слушательницы славяно-русского отделения имели возможность выбирать между двумя специальностями – русский язык и словесность и славянская филология;
на германо-романском - специализироваться либо в германской, либо в романской филологии,
на историческом отделении – выбирать русскую историю, всемирную историю или историю искусств.

В целом же,  четырехлетняя Программа историко-филологического факультета включала множество предметов: 1) философия, логика и психология; 2) педагогика; 3) всеобщая история (древняя, средняя и новая); 4) русская история; 5) история славян; 6) история искусства; 7) история христианской церкви; 8) русская филология: русский язык и литература; 9) славянская филология: славянские языки и литературы; 10) история западноевропейских литератур; 11) германская филология: германские языки и литературы; 12) романская филология: романские языки и литературы; 13) сравнительное языкознание; 14) латинский и греческий языки; 15) новые языки: французский, немецкий, английский и итальянский.
В тоже время, нельзя не согласиться с Зиноидой Тулуб, которая отмечала, что «программа была на редкость сухая и отпугивающая своей оторванностью от жизни, особенно латинский, греческий, санскрит.». С другой стороны, был разнообразный цикл таких предметов, как философия, логика, психология, этика и эстетика, который « давал огромную тренировку мысли, привычку оперировать категориями, обобщать и анализировать».
Обучение на физико-математическом факультете было более сложным: первое полугодие было посвящено изучению материала, не входившего в программы женских гимназий. В связи с этим количество слушательниц значительно сократилось, а в начале 1885 – 1886 учебного года стало столь незначительным, что руководству пришло к решению его закрыть.

        «Наши профессора не делали скидки на неподготовленность аудитори,- писала Зинаида Тулуб,- поэтому курс свой строили не методически, а так, как того требовала структура предмета. Спросить у профессора, перебить его, было и неприлично, и невежливо, и просто стыдно. Поэтому я долгие часы просиживала каждый вечер над книгами, добиваясь значения каждого незнакомого термина или положения».
Большинство курсисток относилось к обучению очень серьезно. Слушательница первого выпуска Анна Иконникова вспоминала: «Мы, как пионерки новой школы, с особым усердием готовились к экзаменам, чтобы не ударить лицом в грязь».

КУРСИСТКИ

        Как известно, в 1905 году при женской гимназии открыла вечерние ВЖК Аделаида Владимировна Жекулина.Историк Наталья Полонская-Василенко, которая начала обучение на курсах Жекулиной, но позже поступила на ВЖК,позднее отмечала: «между курсистками Высших Женских курсов и Жекулинскими была большая разница. У Жекулиной большей частью курсистки были уже не только взрослые, а даже среднего возраста, в то время как на ВЖК преобладала зеленая молодежь, которая своим поведением часто превращала курсы в класс гимназии...»

        Первых слушательниц курсов или, как их тогда называли «курсистки», общество встретило вштыки, дамы обходили их с  презрительной гримасой, они становились объектами многочисленных  карикатур, а для некоторых «курсистка» звучало почти как «куртизанка».

«Полюбуйтесь же на нее, — писал профессор Новороссийского университета Петр Цитович -  мужская шляпа, мужской плащ, грязные юбки, оборванное платье, бронзовый или зеленоватый цвет лица, подбородок вперед, в мутных глазах всё: бесцельность,  усталость, злоба, ненависть, какая-то глубокая ночь с отблеском болотного огня — что это такое?»
Действительно,  «некоторые курсистки, - пишет Зинаида Тулуб,- создавали свой стиль: носили очки, даже если зрение было хорошее, стригли волосы, а вместо шляп носили мужские фетровые шляпы, курили- словом старались всей своей наружностью отмести всё женственное».
Да, были среди слушательниц и те, кто участвовал в революционной деятельности. Так, по данным жандармского управления в течение 1878 – 1886 гг. «30 слушательниц были обвинены в политических правонарушениях», но даже попечитель Киевского учебного округа Платон Александрович Антонович, отчитываясь перед министерством, отметал, приписываемую им безнравственность и отмечал, что «основная масса курсисток имеет целью исключительно познавательные и научные цели».
«На наших вешалках,-пишет Зинаида Тулуб,- не было ни котиковых, ни каракулевых манто.Платья носили мы шерстяные или полушерстяные, а чаще всего темную юбку с бумажной или шерстяной блузкой, гастуком-самовязом.Прически тоже были скромные, хотя вместо строго и туго заколотых кос на затылке- пышные локоны и узлы, перевитые по моде того времени лентами с пестрыми шпильками и гребенками.
Пальто были на вате или на недорогих мехах.Шляпы без перьев бархатные или фетровые».
Впрочем, не все курсистки отличались скромностью. Как правило, это были, как пишет З.Тулуб «дочери крупных фабрикантов,банкиров,адвокатов, врачей,содержателей отелей, которые учились на юридическом факультете. Ходили они в самых модных шляпах с перьями, стоившими по 60-70 руб, с брилиантовыми серьгами в ушах, шелестящими шелками нижних юбках, набросив на плечи дорогие горжетки из песцов или черно-бурых лисиц».

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ

   1.Біліченко А.М., Вощевська О.В. «Роль персоналії у вітчизняній педагогіці та вищій жіночій освіті: С.С. Гогоцький (1813-1889 рр.)»
   2.О. О. Драч «Розвиток вищої жіночої освіти в Одесі другої половини ХІХ – початку ХХ ст.»    3.Кобченко К. А. «Київські вищі жіночі курси: становлення жіночого університету»