О романе Николая Редькина Искренники

Ольга Версе
               


Но я у Тютчева и Фета
Проверю искреннее слово,
Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова.

                Николай Рубцов



Искра божия (божья)
ИСКРА БОЖИЯ (БОЖЬЯ) у кого, в ком. Устар. Экспрес. 1. Талант, выдающиеся способности. Он, как мне кажется, очень хороший литературный критик, у него есть искра божья (С. Ковалевская. Письмо А. Ш. Леффер, март 1888). 2. Порывы благородных чувств, высокие стремления. Двигал людьми не казённый формализм, не служебная исполнительность, а та благородная одушевляющая сила, которая зовётся искрой божией (Н. Шелгунов. Очерки русской жизни). СВЯТАЯ ИСКРА в ком. Устар. То же, что Искра божия (божья) (в 1-м знач.). Есть такие люди, в которых святая искра, которые во всех жизненных обстоятельствах не теряют себя, и нам кажется, что само их присутствие на земле противостоит злу (Н. Исмайлова. Хроника любви).


Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ. А. И. Фёдоров. 2008.

В аннотации к новому роману Николая Редькина «Искренники» написано: «Можем ли мы, взрослые, так далеко «ушедшие» от своего детства, сбросить весь этот «хлам», который «вешает» на нас жизнь, и сотворить другой мир, чистый и искренний? По мнению главного героя романа Бориса Свежинцева, только искренний человек может считать себя человеком. Но кто они такие, искренники? Почему утверждают, что не красота спасет нас и мир?»
Действие в романе происходит в 1990-е годы.
Имена и фамилии действующих лиц вымышлены. Совпадение с реальными событиями чисто случайное?»
Автор категорично заявляет о несогласии с первым пером мировой художественной литературы, самым читаемым беллетристом Фёдором Михайловичем Достоевским, утверждавшим:
Правда, князь [Мышкин], что вы раз говорили, что мир спасет „кра¬сота“? Господа, — закричал он [Ипполит] громко всем, — князь утвер¬ждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен. Господа, князь влюблен; давеча, только что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир? Мне это Коля пере¬сказал… Вы ревностный христианин? Коля говорит, вы сами себя называете христианином.
Князь рассматривал его внимательно и не ответил ему.Ф. М. Достоевский, «Идиот» (1868)
Так же автор отрицает автобиографичность романа. Не соглашаюсь ни с тем, ни с другим.
Красота – это одно из имён Бога. А без Бога не спастись!
Роман биографичен.  Биографичен не потому, что его написал писатель Редькин, во многом совпадающий со своим главным героем журналистом Борисом Свежинцевым, а потому, что все романы биографичны.
Главный герой любого романа сам автор. Образ автора в романе «Евгений Онегин»  - это образ Александра Сергеевича Пушкина. На эту тему в школе писали и пишут сочинения.
Образ автора в романе «Искренники» тождествен образу главного героя романа Бориса Свежинцева.
Николай Редькин изучал физику в Ленинградском университете, куда приехал с Русского Севера – из Архангельской области, хочется сказать, что из Северного края. Хотя это понятие коммунисты ликвидировали.
Мы с Редькиным земляки. Девять месяцев до рождения и первые семь месяцев после рождения я жила в Воркуте, хотя родилась в Москве, где и живу с семи месяцев отроду по настоящий день.
Официально моя родина Москва. На самом деле – Северный край, Архангельская губерния, если смотреть в корень, та часть Архангельской губернии, которая теперь называется Коми АССР.
Что значит быть северянином? Это значит чувствовать дыхание Северного Ледовитого океана, то есть  дыхание Вечности. Кто не жил и не бывал на Севере, не может прочувствовать на сто процентов поэзию северянина Николая Рубцова и прозу северянина Николая Редькина.
Физфак Редькин не закончил. Пошёл служить в Советскую Армию, как тогда говорили «отдавать долг Родине».
После демобилизации поступил в Ленинградский университет заново – уже на филологический факультет, после окончания которого был учителем, музейщиком и журналистом.
В шестидесятые годы был популярен спор между «физиками» и «лириками», что есть трансформация спора между западниками и славянофилами. В свою очередь, спор между западниками и славянофилами – это спор между Севером и Югом, где под Югом подразумевается Запад, а под Югом – Восток. Не совсем понятно? Но у русских, вообще, мало что всем понятно без пояснений, включая фразу «ужасно люблю».
Физик и лирик в естестве Николая Редькина слились в гармоничное единство.
Только физик мог написать такие строчки: «Я был переполнен. Я теперь садился писать всякий раз, когда мне приходила хоть какая-то мысль. Устраивался за столом у окна и исписывал лист за листом. Предо мной было огромное окно и огромное небо. Я вновь - как бывало раньше – обрёл удивительное, такое естественное для души состояние радости. Физические боли ослабли. И время то ли остановилось, то ли исчезло совсем. Я вновь оказался во всемирной стихии неподвижного времени, в вечности. Я готов был крикнуть людям, что времени в природе нет! Мы придумали его для своего удобства, чтобы фиксировать изменения в этом видимом мире. Есть лишь движение, как следствие всевозможных взаимодействий, в которых участвуют все. И я.
Если в этом видимом временном мире с придуманным нами временем существование моё закончится, то в том тонком мире, где нет времени, я не исчезну никогда.
Я – часть его. Я участник его бесконечного движения и взаимодействий. Там меня всегда можно найти. Там может меня найти всякий, кто обратится к слову моему. И там может оказаться всякий, способный на труд души. Да! И для этого не нужно придумывать фантастических приборов, для этого нужно лишь слово, как ключик к всеобщему душевному полю. Я всегда там есть. Я всегда там был. Я всегда там буду. Меня, исчезнувшего из видимого мира, всегда можно сотворить заново из энергии и информации обо мне, из слов оставленных мной.
Какими бы плохими, хорошими, мерзкими мы ни были в этом видимом мире, какие бы пакости  не совершали и какие бы страсти ни кипели в нас, в каждом есть нечто, объединяющее нас, - есть кусочек вечности, наш кирпичик в мироздании, наш душевный заряд.
И это понимаешь, когда оказываешься у черты, на пороге этой вечности, когда со всей отчётливостью видишь, что жил не по родственному внутреннему закону, а по законам видимого мира, нами устроенного, по законам, нами придуманным, нами написанным!
И поражаешься тому, что мы, люди разумные, избираем специальных людей, так называемых депутатов, которые старательно для нас эти законы пишут, а мы щедро оплачиваем их бесполезный труд!
Мы словно забываем, что живём в удивительном мире; мы, потерявшие искреннее слово, порой не пытаемся даже обрести его. Мы устраиваем свой внутренний мир так, что он становится невыносим для проживания.
И только на смертном одре спешим раскаяться и просим прощения у тех, кто остаётся жить.
И я, как все, бываю злым и несносным ужасно, и я даю волю своему отвратительному душку и тогда спешу уединиться в комнату вечности, чтобы, обратившись к слову, обратиться в искренника и попасть в то родственное пространство, где все мы и есть.
И мне кажется тогда, что я живу правильно, потому что живу счастливо.
И приходят слова, и ткётся из них моё полотно, и, наконец, наступает удивительное состояние полного безмыслия.
Всё, что мучило меня, уходит.
Я сливаюсь с вечностью…
Я там.
Там вы всегда найдёте меня.
И там я всегда найду вас, искренники мои!...»
У романа «Искренники» мощный фундамент из «кирпичей», заложенных русскими писателями-классиками.
Можно утверждать, что своей книгой Николай Редькин продолжил «искреннее слово» своего старшего литературного собрата и тёзки Николая Рубцова.
Николай Рубцов был не только северянином по месту рождения и духу, но и моряком Северного флота, о чём мечтал с детства и чем гордился всю жизнь, как теперь Северный флот гордится им – признанным и всенародно любимым русским поэтом, взрощенным на просторах СССР, бывшей Российской империей.
Для советского человека слова «Широка страна моя родная» - часть кредо.   
Огромные пространства родят мощные характеры и мощную литературу.
Идеология романа «Искренники» сконцентрирована в сборнике лирики Николая Редькина «Случайный гость» (Москва, «Сказочная дорога», 2022 год).
В одном из стихотворений говорится о мальчике с Севера, получившем путёвку за отличную учёбу в пионерский лагерь «Орлёнок» на берегу Чёрного моря, недалеко от Туапсе.
Смены в этом лагере были по три месяца. Поэтому дети учились в классах в щадящем режиме. Однажды им задали написать  стихотворение. И мальчик замер над листом бумаги, пытаясь постичь магию литературного творчества и открыв для себя её закон: чем короче расстояние между истиной и писателем, тем совершеннее печатное слово.
Редькин в биографической заметке поясняет, что мечтал, когда вырастет,  стать моряком, но не стал, потому что в детстве носил морскую форму – тельняшку, суконку, бескозырку. В «Орлёнке» все дети носили морскую форму.
Мальчик Коля Рубцов в «Орлёнке» не отдыхал, хотя учился воспитанник Никольского детского дома хорошо и имел похвальный лист за учёбу. Николай Редькин, кстати, тоже был интернатником. В его родной деревне не было школы.
Да, и «Орлёнка» во времена детства Рубцова ещё не было. «Орлёнок» открыли решением правительства СССР в 1958 году взамен «Артека», переданного в 1954 году вместе с Крымом по приказу Хрущева УССР.
«Орлёнок» получил название по одноимённой песне, написаной в 1936 году поэтом Яковом Шведовым на музыку композитора Виктора Белого к спектаклю Театра имени Моссовета «Хлопчик» драматурга Марка Даниэля. Песня посвящена одному из родоначальников Комсомола поэту Герасиму Фейгину:

Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца
И степи с высот огляди.
Навеки умолкли веселые хлопцы,
В живых я остался один.
Орлёнок, орлёнок, блесни опереньем,
Собою затми белый свет.
Не хочется думать о смерти, поверь мне,
В шестнадцать мальчишеских лет.

Орлёнок, орлёнок, гремучей гранатой
От сопки врага отмело.
Меня называли орлёнком в отряде,
Враги называют орлом.

Орлёнок, орлёнок, мой верный товарищ,
Ты видишь, что я уцелел.
Лети на станицу, родимой расскажешь
Как сына вели на расстрел.

Орлёнок, орлёнок, товарищ крылатый,
Ковыльные степи в огне.
На помощь спешат комсомольцы орлята
И жизнь возвратится ко мне.

Орлёнок, орлёнок, идут эшелоны,
Победа борьбой решена.
У власти орлиной орлят миллионы,
И нами гордится страна!
И Рубцов, родившийся в 1936 году, как и эта песня, и Редькин, родившийся в пятидесятые годы, как и автор этой книги, были «комсомольцами-орлятами».
У каждого из нас троих были и есть претензии к советской власти, но никто из нас троих, утверждаю это, не желал смерти своей матери СССР. СССР был женского рода – Советская России. Для России характерны парадоксы, в том числе, и лингвистические.
Роман «Искренники»  рассказывает о русской душе – распаде её и возрождении – и о нашей советской родине, распавшейся в 1991 году вопреки воле народов её населявших.
Большая часть советских граждан проголосовала на референдуме за сохранение СССР.
Михаил Сергеевич Горбачёв, на которого свалили его однопартийцы все грехи, объявив президента СССР единственным и главным разрушителем нашей советской Родины, категорически с этим не соглашался.
Прекрасно помню сказанные им слова: «Мы так связаны, что нас сам чёрт не распутает». Горбачёв оказался прав. Мы и теперь живём вместе – народы бывшего СССР – на территории РФ, поскольку распад СССР породил потоки мигрантов с окраин советской империи в центр – Москву и крупные города Российской Федерации.
Распад СССР вызвал много политических катаклизмов, самым страшным из которых стали войны между братскими народами. Лейтмотивом через роман Редькина проходит тема войны в Чечне.
Теме войны противостоит тема любви главного героя и немки Петры Майер, чьи предки воевали с русскими в войне 1941-1945 годов. Это противопоставление утверждает вечную истину – любовь сильнее смерти. На мой взгляд, в романе особенно хороши женские образы.
Назвав одну из своих героинь именем Роза, автор утверждает, что женщина сродни цветку. Кто-то из героинь Редькина цветёт, кто-то сохнет на корню, у кого-то гниют корни - скисают. Гинеколога советского уездного  города Эн зовут Скисова. Это, конечно, не имя, а фамилия.
Действие романа происходит в южном городе без названия, на главной площади которого стоят рядом храм, поднятый из праха во время горбачёвской Перестройки, и памятник Ильичу с протянутой к небу рукой, который всё время разрушается, но реставрируется.  Реставрируется перманентно за счёт городского бюджета, право распределять который получили в романе демократы, с перевесом в один голос победив  на последних выборах коммунистов.   
В первой редакции роман назывался «Снимающие одежды». Название вызывало сразу ряд ассоциаций с библейскими текстами – с хитоном Иисуса Христа, его белыми и пурпурными одеждами, в которые его одели против воли.
В романе есть очень колоритный женский образ – это Василиса соседка главного героя, вывешивающая каждый день во дворе многоквартирного дома выстиранное бельё и отстаивающая пространство, на котором оно сушится, от посягательств посторонних.
Василиса сродни Акакию Акакиевичу Башмачкину, прячущемуся от жизни под иллюзорный покров – шинель.
Есть также интересный женский образ, мелькнувший на страницах «Искренников» - старуха, вынужденно сдавшая своего пса на распыл. Это гротескная трансформация тургеневского Герасима.
На женскую тему сильно повлияла гоголевская традиция. Николай Васильевич соглашался с античной поговоркой: «Фемина морс аниме» - «Женщина – смерть души». Женщины делают мужчин преступниками – взяточниками, пьяницами, ворами, убийцами.
Об этом же написано в Священном Писании и беллетристических произведениях: повести Фаддея Венедиктовича Булгарина «Похождения Митрофанушки на Луне», повести  Юрия Даниэля «Говорит Москва»:
Еккл 7:26 - "и нашел я, что горче смерти женщина, по¬тому что она – сеть, и сердце ее – силки, руки ее – оковы; добрый пред Богом спасет¬ся от нее, а грешник уловлен будет ею".
«…женщины владеют душами мужчины, добрая женщина – в виде ангела, а злая баба в виде чёрта! Вот почему женщины и могут нас покровительствовать, когда у какой-нибудь из них во власти душа сильного человека» (из беседы Митрофанушки с Градоначальником (Луны – О.В.)»
«Стоит человеку влюбиться – и он готов на любую пошлость, на любое преступление. Недаром римляне говорили: "Фемина – морс аниме" – "Женщина – смерть души". Но я не об этом» («Говорит Москва»).
Даниэля, как известно, за повесть с нехорошими словами о советских женщина послали валить лес.
В защиту Даниэля и Синявского на Пушкинской площади прошла 5 декабря 1965 года в день Советской конституции небольшая политическая демонстрация, среди участников которой был известный советский диссидент Александр Сергеевич Вольпин-Есенин – младший сын нашего великого поэта-мученика  Сергея Есенина - любимого поэта Рубцова и Редькина.
Душу главных  начальников уездного советского города убивают их жёны, которых  они сами именуют «Тыбы». «Тыба» происходит от просьб, начинающихся со слов «Ты бы…(пошёл, попросил, сделал, помог)». Не знаю – это городской фольклор или писатель сам придумал Тыб. Но звучит колоритно.
Из-за Тыб в городе кипят шекспировские страсти: убийства, хищения, похищения.
Есть в романе и священник из местных - отец Валентин Мычелов. Отец Валентин не женат. А у нас не рукополагают в сан неженатых выпускников духовных учебных заведений.  Видимо, он монах. Но, если он монах, почему имеет собственность – живёт в большом доме за дорогим забором, ездит на иномарке. Несостыковка.
На мой взгляд, роман надо ещё раз переиздать, усилив тему исторической преемственности. Автор не углубляется в прошлое советского уездного города Эн. Хотелось бы прочитать о дореволюционных предках героев. Необходим краеведческий материал: кто в городе жил, любил, торговал, ремесленничал, строил храмы, уходил на войну до 1917 года.
Может быть, это автор делает умышленно: отсекая прошлое, он создает модель поведения героев, живущих на обрыве, над пропастью, за гранью потаённого, что характерно для экзистенциализма.  В романе много отсылок к западной литературе. К её классике и модернизму, ставшему классикой – Флоберу, Стендалю, Ремарку, Кафке.
Подводя итог, утверждаю, что роман удался: при  прочтении от него невозможно оторваться.
В связи с темой Рубцова, замечу, что в «Искренниках»  слышится  «сосен шум». Рубцов, конечно, тоже не на пустом месте возник, базируясь на традициях, как русской дореволюционной классической литературы, так и на традициях советской литературы, прежде всего Сергея Есенина и Леонида Леонова, одного из самых гениальных авторов двадцатого века – автора романов «Пирамида», «Русский лес», «Барсуки», «Вор».
Из «Русского леса» в роман Редькина пришёл «кровавящий пень».
Леонида Леонова современное литературоведение игнорирует, не замечая также и крупных современных писателей – Николая Редькина, Филимона Сергеева, Вячеслава Макеева, создавших большой ряд фундаментальных романов, которые можно отнести к постсоцреализму, не вкладывая в это определение ни капли отрицательного смысла. 
Одна из основоположниц булгаковедения Мариэтта Чудакова отрицала существование советской литературы беря её название в кавычки – «советская».
Как выпускница кафедры истории советской литературы, ученица заслуженного профессора МГУ им. М.В. Ломоносова Альберта Петровича Авраменко, утверждаю – великая советская литература была, есть и останется в истории цивилизации  как крупнейшее явление, родившее своих последователей.
Николай Редькин награждён литературной премией имени Фёдора Абрамова, присуждающейся на Русском Севере. Земляки оценили творчество мастера. Слово за центровыми литературными критиками.